Единство общей и специальной подготовки спортсмена
В основе этого принципа лежат представления о наличии тесной взаимосвязи спортивной специализации с общим разносторонним развитием спортсмена. Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития спортсмена объясняется двумя закономерностями:
1. Единством организма, т.е. взаимосвязью всех органов, систем и функций в процессе деятельности. Поскольку организм представляет собой единое целое, развитие одних способностей не может происходить изолировано от развития других. Каждое свойство, качество, способность развивается успешнее, если одновременно происходит развитие и других свойств, качеств и способностей, правда, в определенном соотношении и до оптимального уровня.
2. Взаимодействием (переносом) различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг навыков и умений, сходных по структуре с соревновательным упражнением, тем благоприятнее предпосылки для овладения новым навыками и совершенствование освоенных ранее.
При реализации данного принципа необходимо опираться на следующие положения:
а) в любом виде спорта процесс тренировки должен включать в себя как общую, так и специальную подготовку спортсмена;
б) содержание общей подготовки спортсмена во многом зависит от спортивной специализации его, а содержание специальной подготовки – от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой;
в) в процессе тренировки следует соблюдать оптимальное соотношение общей и специальной подготовки, так как не всякое соотношение этих сторон подготовки будет полезным для спортсмена.
В каждом конкретном случае соотношение общей и специальной подготовки зависит от возраста спортсмена, уровня его спортивного мастерства, спортивной специализации, индивидуальных особенностей, степени тренированности, этапа и периода тренировки.
44. Реализация в процессе подготовки принципов спортивной тренировки: непрерывность тренировочного процесса, волнообразность и вариативность динамики нагрузок;
Непрерывность тренировочного процесса.Этот принцип характеризуется тремя основными положениями:
1) спортивная тренировка должна строиться как круглогодичный и многолетний процесс, все звенья которого взаимосвязаны и подчинены задаче достижения максимальных результатов;
2) воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа, периода должно как бы наслаиваться на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их;
3) интервалы между тренировочными занятиями должны регламентироваться таким образом, чтобы они обеспечивали развитие необходимых качеств, способностей, навыков и в целом неуклонное повышение спортивных результатов.
В тренировки спортсменов должны встречаться 3-4 варианта интервалов между занятиями:
а) когда очередное занятие приходится на фазу суперкомпенсации, то есть на период повышенной работоспособности спортсмена;
б) когда очередное занятие приходится на фазу полного восстановления работоспособности;
в) когда очередное занятие приходится на фоне недовосстановления работоспособности и отдельных функциональных показателей организма, т.е. при различных степенях утомления спортсмена;
Эти положения находят различное отражение в практике подготовки спортсменов разного возраста и квалификации. Например, в процессе тренировки юных спортсменов непрерывность может быть обеспечена ежедневными одноразовыми занятиями пи относительно редком применении занятий с большими нагрузками (1-2 раза в течении недели). При подготовке спортсменов высокого класса подобный режим в лучшем случае приведет к поддержанию имеющегося уровня тренированности: для них необходимо проведение ежедневно 2-4 раза занятий и еженедельно 4-7 занятий с большими нагрузками. В тренировки квалифицированных спортсменов практически исключены дни пассивного отдых, а продолжительный активный отдых после напряженных тренировок используется как средство подготовки к нагрузкам очередного этапа подготовки.