Для 0-4 класса специальных классов для детей с умеренной умственной отсталостью
Название раздела, тематика занятий | Кол-во часов |
0 класс | |
Психолого-педагогическое изучение детей | |
Развитие моторики, графомоторных навыков | |
Развитие крупной моторики. Целенаправленность в выполнении действий и движений по инструкции педагога | |
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика | |
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандаш, ручка) | |
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка | |
Развитие координации движения руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусинок) | |
Работа в технике рваной аппликации | |
Тактильно-двигательное восприятие | |
Определение на ощупь величины предмета | |
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | |
Формирование ощущений от различных поз тела. Дидактическая игра «Море волнуется» | |
Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) | |
Восприятие формы, величины, цвета | |
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) | |
Группировка предметов и их изображение по форме, по показу. | |
Различение предметов по величине (большой\маленький) | |
Сравнение двух предметов по высоте и длине | |
Сравнение двух предметов по ширине и толщине | |
Знакомство с основными цветами, различение и обозначение основных цветов, дидактическая игра «Угадай какого цвета» | |
Развитие зрительного восприятия | |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из двух деталей по инструкции педагога) | |
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы» | |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения | |
Восприятие особых свойств предметов | |
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения – холодный-горячий), обозначение словом | |
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» | |
Развитие слухового восприятия | |
Выделение, различение звуков окружающей среды (стон, звон. гудение, жужжание) Дидактическая игра «Узнай на слух». | |
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя) .прослушивание музыкальных произведений | |
Различение звуков , издаваемых животными | |
Восприятие пространства | |
Ориентировка на собственном теле (правое - левое) | |
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.) | |
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ). Составление комбинаций из геометрических фигур | |
Восприятие времени | |
Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь | |
Неделя, 7 суток, порядок дней недели | |
1 класс | |
Психолого-педагогическое изучение детей | |
Развитие моторики, графомоторных навыков | |
Координации движений (игры с мячом, обручем) | |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | |
Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа с шнуром, бусинами) | |
Обводка по трафареты и орнаменту из геометрических фигур | |
Вырезание из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм | |
Работа в технике объемной аппликации | |
Тактильно-двигательное восприятие | |
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые) | |
Определение на ощупь форм предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» | |
Работа с пластилином и глиной (твердое, мягкое состояние) | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | |
Движение и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога) | |
Движение и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало» | |
Имитация движений и поз (повадки зверей, природные явления) | |
Восприятие формы, величины, цвета | |
Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб) | |
Группировка предметов по форме (Объемные. Плоскостные ) | |
Сравнение двух-трех предметов по высоте и толщине | |
Сравнение двух-трех предметов по длине и ширине | |
Группировка предметов по форме, величине по инструкции педагога | |
Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога | |
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» | |
Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали) | |
Развитие зрительного восприятия | |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из трех-четырех деталей по инструкции педагога) | |
Различение наложенных изображений предметов (2-3 изображения) | |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения | |
Восприятие особых свойств предметов | |
Различение вкусовых качеств (сладкое-горькое, сырое-вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус» | |
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т.д., словесное обозначение барических ощущений | |
Развитие слухового восприятия | |
Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен) | |
Различение мелодий по характеру (веселая, грустная) | |
Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) | |
Восприятие пространства | |
Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа | |
Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами | |
Восприятие времени | |
Времена года | |
Знакомство с часами( циферблат стрелки) | |
2 класс | |
Психолого-педагогическое изучение детей | |
Развитие моторики, графомоторных навыков | |
Развитие согласованности движений на разные группы мышц по инструкции педагога | |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | |
Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, расстегивание) | |
Рисование бордюров по образцу | |
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | |
Работа в технике объемной и рваной аппликации | |
Тактильно-двигательное восприятие | |
Определение на ощупь предметов, выделение разных свойств и качеств (мягкие, жесткие, крупные, мелкие) | |
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая) | |
Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | |
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела. | |
Выразительность движений, имитация повадок животных | |
Восприятие формы, величины, цвета | |
Сравнение и обозначение словом форм предметов (3-4 предмета) | |
Понятие «Овал». Упражнения в сравнении круга и овала | |
Сравнение и обозначение словом величины разных предметом по двум параметрам (длинный и широкий узкий и короткий и т.д.) | |
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку | |
Узнавание предметов по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. | |
Развитие зрительного восприятия | |
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу. | |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядному материале (сравнение двух картинок) | |
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» | |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения | |
Восприятие особых свойств предметов | |
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость растворимость) | |
Развитие слухового восприятия | |
Определение направления звука в пространстве. Дидактическая игра «Догадайся откуда звук» | |
Различение мелодий по темпу | |
Восприятие пространства | |
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице) | |
Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части | |
Расположение предметов в горизонтальном и вертикальном полях листа | |
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | |
Восприятие времени | |
Определение времени по часам. Дидактическая игра «Успей за 1. 2, 5 минут» | |
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) | |
Времена года. Дидактическая игра «Когда это бывает» | |
3 класс | |
Психолого-педагогическое изучение детей | |
Развитие моторики, графомоторных навыков | |
Развитие согласованности движений на разные виды мышц по инструкции педагога | |
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, соединение колец в цепочку) | |
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) | |
Дорисовывание симметричной половины изображения | |
Вырезание ножницами на глаз изображении предметов (елочка, снежника, яблоко) | |
Тактильно-двигательное восприятие | |
Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный , горячий). Игра «Волшебный мешочек» | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | |
Упражнения на расслабления и снятие мышечных зажимов | |
Воображаемое действие (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) | |
Восприятие формы, величины, цвета | |
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, (обозначение словом) | |
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету | |
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) | |
Цветовой спектр. Оттенки. | |
Дидактическая игра «Назови цвет» | |
Узнавание предмета по одному элементу | |
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» | |
Развитие зрительного восприятия | |
Нахождение нелепиц на картинках | |
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения | |
Восприятие особых свойств предметов | |
Развитие дифференцированных осязательных ощущений, словесное обозначение | |
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений. Словесные обозначения. | |
Дифференцированное восприятие ароматов, дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» | |
Определение противоположных качеств предметов. (Чистый-грязный, темный-светлый, вредный-полезный и др.) | |
Определение противоположных действия совершаемых с предметами (окрыть-закрыть, застегнуть-расстегнуть, одеть-раздеть и др.) | |
Развитие слухового восприятия | |
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «запрещенный звук» | |
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. | |
Восприятие пространства | |
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве | |
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений | |
Ориентировка на листе бумаги разного формата и по разному расположенного | |
Восприятие времени | |
Определение времени по часам | |
Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минуту» | |
4 класс | |
Психолого-педагогическое изучение детей | |
Развитие моторики, графомоторных навыков | |
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок-бег вперед, два хлопка-бег назад и т.д.) | |
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, соединение колец в цепочку) | |
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник овал, прямоугольник) | |
Дорисовывание симметричной половины изображения | |
Вырезание ножницами на глаз изображении предметов (морковь, лодка с парусом и др.) | |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | |
Тактильно-двигательное восприятие | |
Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный , горячий). Игра «Волшебный мешочек» | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | |
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. | |
Упражнения на расслабления и снятие мышечных зажимов | |
Воображаемое действие (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) | |
Восприятие формы, величины, цвета | |
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом | |
Сравнение и группировка предметов по форме. Величине и цвету | |
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) | |
Конструирование сложных форм предметов | |
Узнавание предмета по одному элементу | |
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» | |
Развитие зрительного восприятия | |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметных (сюжетных) картинок) | |
Нахождение нелепиц на картинках | |
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения | |
Восприятие особых свойств предметов | |
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое –влажное -мокрое и т.д.), их словесное обозначение | |
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воздуха, воды. | |
Определение противоположных качеств предметов. (Чистый-грязный, темный-светлый, вредный-полезный и др.) | |
Определение противоположных действия совершаемых с предметами (открыть-закрыть, застегнуть-расстегнуть, одеть-раздеть и др.) | |
Развитие слухового восприятия | |
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) | |
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. | |
Восприятие пространства | |
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции. | |
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате). | |
Восприятие времени | |
Определение времени по часам | |
Возраст людей |
Раздел II. Развитие речи.
Основное средство коммуникации среди людей - речь, поэтому развитие речи осуществляется постоянно на каждом занятии. На специальных занятиях детей учат общаться друг с другом на вербальном и невербальном уровне.
Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях класса для детей-инвалидов, является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.
Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.
Программа по формированию коммуникативных навыков и умений речевого общения направлена на развитие механизмов речевой деятельности учащихся и формирование у них способов речевого общения. Акцент делается не сколько на усвоение темы занятия учащимися, сколько на развитие различных компонентов речевой деятельности.
Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют разный уровень речевого развития: от вообще неговорящих детей, до имеющих ОНР I-III уровня. Программа учитывает возможный диапазон речевых расстройств с точки зрения коммуникации, т.е. общения.
Направления работы по логопедическому сопровождению умеренно и тяжело умственно отсталых детей:
- Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
- Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
- Развитие понимания речи.
- Развитие ручной моторики.
- Развитие речевой моторики.
- Развитие элементарных произносительных навыков.
- Развитие активной речи.
Выделено 4 этапа работы, в ходе которого решаются свои специфические задачи.
1 этап (0 класс). Развитие умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции. Полностью называть свое имя, фамилию. Называть имя и отчество педагога. Называть имя и отчество родителей. Называть имя и фамилию воспитанников, внятно выражать свои просьбы и желания. Учить рассказывать короткие и доступные для их понимания стихотворения со слов педагога, называть и показывать части тела. Называть предметы, находящиеся в классе. Называть и применять слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините; повторять за взрослым фразы: «Можно войти?», «Можно идти?», «Можно сесть?» и т.д.
2 этап (1 класс). Продолжается ранее начатая работа по программе 0 класса. Требуется учить отвечать на вопрос и составлять простые высказывания в связи с ручным трудом и экскурсиями. Учить составлять по картинкам распространенные предложения, состоящие из 3-х слов («Мальчик читает книгу», «Кошка пьет молоко» и т.п.). Формировать умение классифицировать предметы (обувь, игрушки, дикие и домашние животные) по словесной инструкции, знать обобщающие слова. Умение строить предложения с предлогами «в», «на», выражающими пространственные отношения предметов (на парте - в парте, на шкафу - в шкафу). Продолжать работу первого этапа по соотнесению натуральных объектов с их графическим изображением, умение называть изображенный предмет. Тренировка в словесном обозначении действий предметов. Отрабатывать употребление формы множественного числа(стол-столы, книга-книги и т.п.)Заучивание стихотворений, речевок, потешек, коротких песенок.
3 этап(2 класс).Краткие беседы в направлении предметов обихода. Умение заканчивать начатую педагогом фразу, с ответом на вопросы: «Что? Чем? Куда? Где? Что делает?». Упражнения на построение предложений по вопросам учителя на пройденные темы. Умение строить предложения с предлогами «у», «около», «за», «над», «под», выражающими пространственные отношения предметов. Закрепление умения осуществлять простейшую классификацию предметов по словесной инструкции с опорой на наглядность.
На 4 этапе (3 класс)требованиями к занятиям по развитию речи являются: расширение пассивного и активного словарного запаса воспитанников. Уточнение значений слов по схеме: натуральный объект - его изображение – вербальное описание. Закрепление умения отчетливо повторять произносимые педагогом слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размеры, функциональные характеристики и т.д. Работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам. Закрепление умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных и простых наречий. Составление простых нераспространенных на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам педагога, по опорным словам. Распространение предложений прилагательными – определениями. Использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности детей. Проведение ежедневных разговорных десятиминуток, на которых дети рассказывают о своих наблюдениях в связи с трудом, самообслуживанием, о просмотренных телепередачах , о том, как ехали в школу и т.д. Создание речевого «климата» внутри группы и в связи с различными видами деятельности: экскурсии, коллективные игры, коллективный труд. Просмотр диафильмов, кинофильмов и телепередач с последующим обсуждением. Подготовка к праздникам. Элементы драматизации.
Реализация программы ведется по основным темам: «Сезонные изменения в природе», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Школа», «Игрушки и учебные вещи» и др., которые затем повторяются на каждом этапе обучения. Однако их содержание и уровень коррекционно-развивающих упражнений усложняется.
Основные задачи работы над речью воспитанников:
· снятие барьера молчания;
· обогащение и активизация словаря;
· формирование грамматического строя речи;
· обучение связной речи.