Для 0-4 класса специальных классов для детей с умеренной умственной отсталостью

Название раздела, тематика занятий Кол-во часов
0 класс
Психолого-педагогическое изучение детей
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность в выполнении действий и движений по инструкции педагога
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандаш, ручка)
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка
Развитие координации движения руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусинок)
Работа в технике рваной аппликации
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь величины предмета
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз тела. Дидактическая игра «Море волнуется»
Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)
Восприятие формы, величины, цвета
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
Группировка предметов и их изображение по форме, по показу.
Различение предметов по величине (большой\маленький)
Сравнение двух предметов по высоте и длине
Сравнение двух предметов по ширине и толщине
Знакомство с основными цветами, различение и обозначение основных цветов, дидактическая игра «Угадай какого цвета»
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из двух деталей по инструкции педагога)
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы»
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
   
Восприятие особых свойств предметов
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения – холодный-горячий), обозначение словом
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
Развитие слухового восприятия
Выделение, различение звуков окружающей среды (стон, звон. гудение, жужжание) Дидактическая игра «Узнай на слух».
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя) .прослушивание музыкальных произведений
Различение звуков , издаваемых животными
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле (правое - левое)
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.)
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ). Составление комбинаций из геометрических фигур
Восприятие времени
Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь
Неделя, 7 суток, порядок дней недели
   
1 класс
Психолого-педагогическое изучение детей
Развитие моторики, графомоторных навыков
Координации движений (игры с мячом, обручем)
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа с шнуром, бусинами)
Обводка по трафареты и орнаменту из геометрических фигур
Вырезание из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм
Работа в технике объемной аппликации
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)
Определение на ощупь форм предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Работа с пластилином и глиной (твердое, мягкое состояние)
Кинестетическое и кинетическое развитие
Движение и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога)
Движение и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»
Имитация движений и поз (повадки зверей, природные явления)
   
Восприятие формы, величины, цвета
Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб)
Группировка предметов по форме (Объемные. Плоскостные )
Сравнение двух-трех предметов по высоте и толщине
Сравнение двух-трех предметов по длине и ширине
Группировка предметов по форме, величине по инструкции педагога
Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»
Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали)
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из трех-четырех деталей по инструкции педагога)
Различение наложенных изображений предметов (2-3 изображения)
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов
Различение вкусовых качеств (сладкое-горькое, сырое-вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т.д., словесное обозначение барических ощущений
Развитие слухового восприятия
Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен)
Различение мелодий по характеру (веселая, грустная)
Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)
Восприятие пространства
Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа
Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами
Восприятие времени
Времена года
Знакомство с часами( циферблат стрелки)
   
2 класс
Психолого-педагогическое изучение детей
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие согласованности движений на разные группы мышц по инструкции педагога
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, расстегивание)
Рисование бордюров по образцу
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений
Работа в технике объемной и рваной аппликации
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь предметов, выделение разных свойств и качеств (мягкие, жесткие, крупные, мелкие)
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая)
Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела.
Выразительность движений, имитация повадок животных
Восприятие формы, величины, цвета
Сравнение и обозначение словом форм предметов (3-4 предмета)
Понятие «Овал». Упражнения в сравнении круга и овала
Сравнение и обозначение словом величины разных предметом по двум параметрам (длинный и широкий узкий и короткий и т.д.)
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку
Узнавание предметов по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.
Развитие зрительного восприятия
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу.
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядному материале (сравнение двух картинок)
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось»
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость растворимость)
Развитие слухового восприятия
Определение направления звука в пространстве. Дидактическая игра «Догадайся откуда звук»
Различение мелодий по темпу
Восприятие пространства
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице)
Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части
Расположение предметов в горизонтальном и вертикальном полях листа
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты
Восприятие времени
Определение времени по часам. Дидактическая игра «Успей за 1. 2, 5 минут»
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)
Времена года. Дидактическая игра «Когда это бывает»
   
3 класс
Психолого-педагогическое изучение детей
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие согласованности движений на разные виды мышц по инструкции педагога
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, соединение колец в цепочку)
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)
Дорисовывание симметричной половины изображения
Вырезание ножницами на глаз изображении предметов (елочка, снежника, яблоко)
Тактильно-двигательное восприятие
Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный , горячий). Игра «Волшебный мешочек»
Кинестетическое и кинетическое развитие
Упражнения на расслабления и снятие мышечных зажимов
Воображаемое действие (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)
Восприятие формы, величины, цвета
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, (обозначение словом)
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)
Цветовой спектр. Оттенки.
Дидактическая игра «Назови цвет»
Узнавание предмета по одному элементу
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Развитие зрительного восприятия
Нахождение нелепиц на картинках
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов
Развитие дифференцированных осязательных ощущений, словесное обозначение
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений. Словесные обозначения.
Дифференцированное восприятие ароматов, дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»
Определение противоположных качеств предметов. (Чистый-грязный, темный-светлый, вредный-полезный и др.)
Определение противоположных действия совершаемых с предметами (окрыть-закрыть, застегнуть-расстегнуть, одеть-раздеть и др.)
Развитие слухового восприятия
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «запрещенный звук»
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.
Восприятие пространства
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений
Ориентировка на листе бумаги разного формата и по разному расположенного
Восприятие времени
Определение времени по часам
Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минуту»
   
4 класс
Психолого-педагогическое изучение детей
Развитие моторики, графомоторных навыков
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок-бег вперед, два хлопка-бег назад и т.д.)
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, соединение колец в цепочку)
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник овал, прямоугольник)
Дорисовывание симметричной половины изображения
Вырезание ножницами на глаз изображении предметов (морковь, лодка с парусом и др.)  
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Тактильно-двигательное восприятие
Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный , горячий). Игра «Волшебный мешочек»
Кинестетическое и кинетическое развитие
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий.
Упражнения на расслабления и снятие мышечных зажимов
Воображаемое действие (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)
Восприятие формы, величины, цвета
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом
Сравнение и группировка предметов по форме. Величине и цвету
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)
Конструирование сложных форм предметов
Узнавание предмета по одному элементу
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Развитие зрительного восприятия
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметных (сюжетных) картинок)
Нахождение нелепиц на картинках
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое –влажное -мокрое и т.д.), их словесное обозначение
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воздуха, воды.
Определение противоположных качеств предметов. (Чистый-грязный, темный-светлый, вредный-полезный и др.)
Определение противоположных действия совершаемых с предметами (открыть-закрыть, застегнуть-расстегнуть, одеть-раздеть и др.)
Развитие слухового восприятия
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.
Восприятие пространства
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).
Восприятие времени
Определение времени по часам
Возраст людей

Раздел II. Развитие речи.

Основное средство коммуникации среди людей - речь, поэтому развитие речи осуществляется постоянно на каждом занятии. На специальных занятиях детей учат общаться друг с другом на вербальном и невербальном уровне.

Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях класса для детей-инвалидов, является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Программа по формированию коммуникативных навыков и умений речевого общения направлена на развитие механизмов речевой деятельности учащихся и формирование у них способов речевого общения. Акцент делается не сколько на усвоение темы занятия учащимися, сколько на развитие различных компонентов речевой деятельности.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют разный уровень речевого развития: от вообще неговорящих детей, до имеющих ОНР I-III уровня. Программа учитывает возможный диапазон речевых расстройств с точки зрения коммуникации, т.е. общения.

Направления работы по логопедическому сопровождению умеренно и тяжело умственно отсталых детей:

  1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  2. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
  3. Развитие понимания речи.
  4. Развитие ручной моторики.
  5. Развитие речевой моторики.
  6. Развитие элементарных произносительных навыков.
  7. Развитие активной речи.

Выделено 4 этапа работы, в ходе которого решаются свои специфические задачи.

1 этап (0 класс). Развитие умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции. Полностью называть свое имя, фамилию. Называть имя и отчество педагога. Называть имя и отчество родителей. Называть имя и фамилию воспитанников, внятно выражать свои просьбы и желания. Учить рассказывать короткие и доступные для их понимания стихотворения со слов педагога, называть и показывать части тела. Называть предметы, находящиеся в классе. Называть и применять слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините; повторять за взрослым фразы: «Можно войти?», «Можно идти?», «Можно сесть?» и т.д.

2 этап (1 класс). Продолжается ранее начатая работа по программе 0 класса. Требуется учить отвечать на вопрос и составлять простые высказывания в связи с ручным трудом и экскурсиями. Учить составлять по картинкам распространенные предложения, состоящие из 3-х слов («Мальчик читает книгу», «Кошка пьет молоко» и т.п.). Формировать умение классифицировать предметы (обувь, игрушки, дикие и домашние животные) по словесной инструкции, знать обобщающие слова. Умение строить предложения с предлогами «в», «на», выражающими пространственные отношения предметов (на парте - в парте, на шкафу - в шкафу). Продолжать работу первого этапа по соотнесению натуральных объектов с их графическим изображением, умение называть изображенный предмет. Тренировка в словесном обозначении действий предметов. Отрабатывать употребление формы множественного числа(стол-столы, книга-книги и т.п.)Заучивание стихотворений, речевок, потешек, коротких песенок.

3 этап(2 класс).Краткие беседы в направлении предметов обихода. Умение заканчивать начатую педагогом фразу, с ответом на вопросы: «Что? Чем? Куда? Где? Что делает?». Упражнения на построение предложений по вопросам учителя на пройденные темы. Умение строить предложения с предлогами «у», «около», «за», «над», «под», выражающими пространственные отношения предметов. Закрепление умения осуществлять простейшую классификацию предметов по словесной инструкции с опорой на наглядность.

На 4 этапе (3 класс)требованиями к занятиям по развитию речи являются: расширение пассивного и активного словарного запаса воспитанников. Уточнение значений слов по схеме: натуральный объект - его изображение – вербальное описание. Закрепление умения отчетливо повторять произносимые педагогом слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размеры, функциональные характеристики и т.д. Работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам. Закрепление умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных и простых наречий. Составление простых нераспространенных на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам педагога, по опорным словам. Распространение предложений прилагательными – определениями. Использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности детей. Проведение ежедневных разговорных десятиминуток, на которых дети рассказывают о своих наблюдениях в связи с трудом, самообслуживанием, о просмотренных телепередачах , о том, как ехали в школу и т.д. Создание речевого «климата» внутри группы и в связи с различными видами деятельности: экскурсии, коллективные игры, коллективный труд. Просмотр диафильмов, кинофильмов и телепередач с последующим обсуждением. Подготовка к праздникам. Элементы драматизации.

Реализация программы ведется по основным темам: «Сезонные изменения в природе», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Школа», «Игрушки и учебные вещи» и др., которые затем повторяются на каждом этапе обучения. Однако их содержание и уровень коррекционно-развивающих упражнений усложняется.

Основные задачи работы над речью воспитанников:

· снятие барьера молчания;

· обогащение и активизация словаря;

· формирование грамматического строя речи;

· обучение связной речи.

Наши рекомендации