Краткий информационный материал. Модульная программа - программа, включающая комплексную дидактическую цель и совокупность модулей по теме или разделу
Основные понятия.
Модульная программа - программа, включающая комплексную дидактическую цель и совокупность модулей по теме или разделу, обеспечивающих достижение этой цели.
Комплексная дидактическая цель (КДЦ) - конечная цель изучения модульной программы. В дидактической цели отражены знания, умения и навыки, которыми должен овладеть ученик после работы со всеми модулями данной программы, а также уровень их усвоения.
Модуль - это целевой функциональный узел (фрагмент темы), в котором объединено учебное содержание (законченный блок информации) и технология овладения им.
Познавательный модуль - модуль, используемый для изучения основ наук.
Операционный модуль - модуль, который применяется в ходе освоения учениками определенных способов деятельности.
Смешанный модуль - модуль, используемый как с целью изучения основ наук, так и при освоении определенных способов деятельности.
Интегрированная дидактическая цель (ИДЦ) - цель изучения отдельного модуля, в которой находят отражения должные знания, умения и навыки ученика.
Учебный элемент (УЭ) - структурный компонент модуля, представляющий собой относительно самостоятельную часть учебного материала.
Технология модульного обучения - технология, сущность которой заключается в рационализации учебного труда учащихся за счет включения их в самостоятельную работу (индивидуальную, парную, групповую) по модульной программе, предусматривающей возможность выбора учеником темпа и уровня обучения.
В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин. На модульную основу можно перевести учебный предмет целиком, однако сейчас целесообразнее включать в курс отдельные модульные уроки, усиливая полезный эффект традиционной системы обучения.
Модульная технология ориентирована на развивающее обучение и имеет своей целью гарантированное формирование прочных знаний, умений и навыков, стимулирование учебно-познавательной активности учащихся, развитие учебной самостоятельности на уроке, а также глубокую индивидуализацию обучения.
Принципы модульного обучения. Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности. Принцип модульности. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам-модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели. Данный принцип сходен с принципом деления учебного материала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обучении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения части. При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему конкретного курса или фрагмент темы, называемый элементом модуля. Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей. Учебный материал должен постоянно перерабатываться и обновляться.
Принцип гибкости требует построения модульной программы и, соответственно, модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых. Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленных стимулов учения. Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности.
Принцип паритетности предполагает активизацию обучаемых в педагогическом процессе, развитие управления и превращение его в самоуправление.
Вышеизложенные принципы модульного обучения взаимосвязаны. Они (кроме принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения, а принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации модульного подхода в процессе обучения. Все названные принципы опираются на общедидактические и взаимосвязаны с ними.
Особенности содержания модульного обучения.Цель разработки модулей - разделение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе. С этой точки зрения обучающий модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме. Границы модуля определяются установленной при его разработке совокупностью теоретических знаний и навыков, практических действий, необходимых для постановки и решения задач данного класса.
Модуль - самостоятельная структурная единица, и в некоторых случаях обучающийся может изучать не весь курс, а только ряд модулей. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Такой перечень служит основой для составления программы предварительного контроля. В результате такого контроля обучающийся имеет возможность выяснить степень своих знаний, получить рекомендации по дополнительной проработке тех или иных вопросов. Завершающая контрольная работа по окончании каждого модуля служит исходной информацией для следующего.
Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который учащийся получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы. Каждый ученик переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей.
Модульная технология предполагает учет рефлексивного компонента деятельности ученика, который заключается в том, что выполнение задания в модуле начинается с цели и завершается контролем учителя. А при подведении итогов занятия осуществляется самооценка учебной деятельности.
Оптимальная система контроля и оценки учебных достижений в модульной технологии - рейтинговая. Накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
Таким образом, особенностью содержания модульной технологии является диагностичность целей изучения содержания модуля, адекватность учебного материала целям, объединение материала в логические блоки, обеспечение иерархичности формируемого опыта, относительная самостоятельность и автономность информационных блоков, а также подача материала крупными блоками.
Модульную программу по одному из школьных предметовможно составить исходя из следующих шагов-этапов. Вначале учителю необходимо проанализировать конкретный раздел учебной программы по предмету. Затем сформулировать цель (КДЦ) изучения конкретного раздела учебной программы. После формулировки цели учитель разбивает учебный материал на модули, каждый из которых должен иметь интегрированную дидактическую цель (ИДЦ). Затем учителю необходимо вычленить в каждом модуле учебные элементы (УЭ). Учебный элемент также должен иметь цель, которая носит название «частная дидактическая цель (ЧДЦ) или учебная задача (УЗ)».
В конце работы над составлением модульной программы по предмету необходимо разработать критерии, позволяющие выявить уровень усвоения содержания учебного элемента и модуля в целом. Особенностью процесса обучения по модульной технологии является самостоятельная работа учащихся с учебным материалом, его многократное повторение, возможность выбора учеником адекватного уровня сложности, алгоритмизация деятельности учащихся. Модульная технология предусматривает также большое количество «контрольных точек», открытость диагностики знаний, умений и навыков ученика, увеличение удельного веса самоконтроля и замену управления самоуправлением в процессе обучения.
Требования к заданиям в модуле: задания дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решение; отражают механизм усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизацию; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т. д.); интегрируются целью модуля.
Для разработки всего комплекса модулей необходимы системный анализ и глубокая методическая проработка содержания и структуры дисциплины.
Урок па тэме «Біяграфія Янкі Брыля» ў 11 класе у тэхналогіі модульнага навучання
(спрошчаны варыянт)
Мэты і задачы модуля.У выніку працы над навучальнымі элементамі (НЭ) вы павінны:
1) ведаць біяграфію пісьменніка;
2) умець вызначаць адметнасці характару асобы аўтара і стылёвыя адметнасці яго творчасці на аснове вывучанага літаратуразнаўчага артыкула;
3) развіваць уменне збіраць матэрыял для вуснага паведамлення. Выкарыстоўвайце для засваення модуля наступную літаратуру:
Вучэбны дапаможнік для 11 класаў агульнаадукацыйнай школы / Г. Ішчанка, У Лебедзеў [і інш.]; пад рэд. В. Ляшук. Мінск, 2000; Беларуская літаратура. Тэсты. XI клас: дапаможнік для навучэнцаў агульнаадукацыйных школ, гімназій, ліцэяў / аўтары-скл. Г. Гарадко [іінш.].Мінск,2001.
Навучальны элемент1 (НЭ-1)
1.0. Мэта:вызначыць, наколькі добра вы ведаеце творчасць Янкі Брыля, якую вывучалі ў 5—6 і 8 класах, асноўную тэматыку і праблематыку яго твораў.
1.1. Запішыце ў сваім сшытку дату і тэму урока.
1.2. Літаратурная міні-віктарына «Па вывучаных і самастойна прачытаных творах Янкі Брыля».
Нагадаем, што ў сярэдняй школе па праграме беларускай літаратуры вы пазнаёміліся з наступнымі творамі сучаснага класіка: апавяданнямі «Цюцік» (5 клас) і «Маці» (6 клас), аповесцю «Сірочы хлеб» (8 клас) і з урыўкамі дакументальнай кнігі «Я з вогненнай вёскі...» (8 клас). Магчыма, да ўрокаў пазакласнага чытання вы з цікавасцю прачыталі і абмеркавалі з аднакласнікамі яшчэ і такія яго апавяданні, як «Жыў-быў вожык», «Ветэрынар», «Сняжок і Волечка» з цыкла «Шчасце маленства», «Мышалоўкі» і аповесць «У сям'і». Самастойна адкажыце на пытанні віктарыны. Адказы Запішыце.
I. Адкажыце, з якіх твораў гэтыя ўрыукі.
1.«Як вядзецца спрадвеку, яна спачатку прыткнулася лбом да шыбы, паглядзела. Потым выйшла ў сенцы, дрыжачымі рукамі выцягнула засаўку і адчыніла дзверы. Стала толькі ясна тое, аб чым яна здагадалася адразу: гэта — яны, байцы...
Адзін з іх, — а колысі ўсіх было, не паспела заўважыць адразу ў матава-празрыстым паўзмроку дасвецця, — адзін падышоў да яе і ўсё яшчэ шэптам сказаў, нібы спытаўся:
— Мать? Ты нам хлебушка дай, родная... Ты не бойся: мы сразу же уйдем... Из лагеря бежали...»
2.«— Мы, сяляне вёскі Галынка, — чытаў Мікола, — заяўляем пратэст супраць таго, каб нашы дзеці вучыліся не на роднай мове, і патрабуем адкрыць у нас беларускую школу...
Данік ведаў — не хто-небудзь іншы, а ён, Мікола, пісаў тэты пратэст. А падпісала яго ўся веска - з канца ў канец».
3. «I пані Мар'я працягнула да яго рукі. Данік ішоў туды, як заваражоны. Яна ляжала галавою да акна, завешанага фіранкай, па шыю схаваўшыся пад беленькай коўдрай. Чорныя, кучаравыя валасы яе «полькі» растрэсліся на падушцы, а чырвоныя, нібы прыпухлыя губы ўсміхаліся. Калі Данік зусім падышоў, пад далонямі пані Мар'і загар-эліся яго шчокі і вушы, а на лбе — зусім нечакана-горача цмокнулі пацалункам губы настаўніцы.
— Харошы мой!.. I чаго ж ты так засаромеўся? Ну, сядзь. Вазьмі вунь крэсла, каля стала».
4. «Ён нарадзіўся ў лесе, у двары таго дзядзькі, што пільнуе лес. Спачатку нічогане бачыў і ніяк не называўся, — жыў сабе вобмацкам, ды ўсё. Было нешта вялікае, калматае, цёплае, у чым ён хаваўся разам са сваім чорным казытлівым чмысікам; там жа была нейкая соска з крынічкай цёпленькага малака; а нешта вялікае, добрае грэла, абню-хвала і лізала, пяшчотна і многа».
II. Прыпомніце, у якіх творах Янка Брыль:
1) асудзіў жорсткасць і абыякавасць людзей да лёсу прыручаных жывёл;
2) адлюстраваў праблему станаўлення чалавечай асобы;
3) уславіў подзвіг беларускай жанчыны;
4) разам з Алесем Адамовічам і Уладзімірам Калеснікам паказаў трагедыю беларускага народа вачыма мірнага насельніцтва — ахвяр агрэсіі фашызму ў гады Вялікай Айчыннай вайны.
1.3. Праверце правільнасць вашых адказаў (змешчаны на левым крыле дошкі);
1.1. «Маці»; 2. «Сірочы хлеб»; 3. «Сірочы хлеб»; 4. «Цюцік».
II. 1) «Цюцік»; 2) «Сірочы хлеб»; 3) «Маці»; 4) «Я з вогненнай вёскі...».
1.4. На аснове літаратурнай міні-віктарыны падрыхтуйце вусны адказ на пытанні 1 і 2, што змешчаны на с. 219 падручніка, і прыміце ўдзел у агульнакласнай гутарцы. Вывады запішыце ў канспект.