Организация внеклассной спортивной работы с учащимися специальных медицинских групп
Игровая программа "Планеты чудес"
(Опыт Большегривской СОШ)
C октября 2003 года в МОУ Большегривской СОШ работает кабинет естественных средств реабилитации. В кабинете проходят занятия лечебной физической культуры, занятия физической культурой в специальных медицинских группах. На ЛФК принимаются пациенты, направленные участковым педиатром на основании заключений врачей-специалистов.
Организация занятий в специальных медицинских группах проходит в соответствии с министерскими программами.
Многолетние наблюдения показали, что учащиеся, определенные в специальные медицинские группы, лишены возможности участия в спортивных мероприятиях, но желания быть причастными к спорту у них огромное. Знания теории предмета - физическая культура, предполагают овладение навыками судейства спортивных соревнований. Для формирования у учащихся этих навыков, было предложено проведение соревнований среди младших классов во внеурочное время, где учащиеся специальных медицинских групп выступили в качестве судей и ведущих. Увлекаясь подготовкой и игрой, дети с ослабленным здоровьем находят себя. В соревнованиях они не «слабое звено», а «ведущая фигура». Повышение самооценки ребенка, развитее его творческого потенциала, воспитание любви к физической культуре – пол дела на пути к его выздоровлению. Мной представлена одна из игровых программ, разработанная и апробированная при участии детей, отнесенных к специальным медицинским группам.
Игровая программа «Планеты чудес»
Девиз:“Каждый человек может и должен быть сильным”.
Цели:
1. Формирование установки на здоровье, на здоровый образ жизни.
2.Развитие организационных навыков.
Задачи:
1. Осуществление физкультурно-оздоровительной работы среди школьников.
2. Формирование у детей положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в повседневных занятиях физкультурой, нацеленности на здоровый образ жизни.
3. Развитие наиболее одаренных детей, обладающих незаурядными организаторскими способностями.
4. Оказание индивидуальной помощи ослабленным детям.
ОФОРМЛЕНИЕ:
1. Участники: 15 детей из СМГ (один из них ведущий, два в счетной комиссии и по два «инопланетянина» на каждую планету для проведения конкурсов), от 2 до 6 команд (зависит от отведенного времени) из учащихся младших классов по пять человек.
2. Место проведения: спортивный зал.
3. Оформление: стойки с эмблемами каждой планеты, эмблемы с названием для каждого члена команды, эмблемы для проводящих конкурсы на каждой планете, карта-маршрут на каждого члена команды, карта-маршрут для капитанов команд, карточки с заданиями для каждой планеты.
4. Инвентарь: бадминтонные ракетки 3 шт., воланы 3 шт., мяч, привязанный к веревке длиной 1,5метра, мел, обруч, мешочек с песком, гимнастическая скамейка, клюшка, шайба 5 шт. или кубики, дартс.
5. Музыкальное сопровождение: спортивный марш
6. Награждение: медали для победителей, поощрительные грамоты для всех участников.
Ход мероприятия:
Звучит спортивный марш. Входят участники игры. Команды представляют свои названия и девизы. Ведущий предлагает капитанам команд вытянуть карты с маршрутом (для каждой команды маршрут различный). Ведущий поясняет суть игры: Побывать на всех планетах попавшихся на пути, подружится с жителями, выполнить все задания и получить наибольшее количество баллонов с топливом, для того чтобы успешно продолжить свое космическое путешествие и вернуться на планету Земля. Чтобы не потеряться в глубинах космоса, передвигаться нужно всей командой одновременно. Дается команда «Пуск», звучит музыка, команды отправляются в путь.Описание заданий на планетах: На каждой планете задание объясняют её обитатели. На марсе – марсиане, на меркурии – меркуриане и т.д. У каждого жителя планеты эмблема.
Планета Сатурн.. Участники команды стоят по кругу. Ведущий в кругу раскручивает мяч привязанный к веревке и кружится с ним пять кругов. Участники команды должны перепрыгнуть веревку не задев. Максимальное количество 5 баллонов горючего, по баллону за каждый безошибочный круг. Результат отмечается в карте-маршруте у каждого члена команды.
Планета Венера. Необходимо продеть обруч с головы до ног 5 раз, не уронив мяча с ракетки. Максимальное количество 5 баллонов горючего, по баллону за каждую безошибочную попытку. Результат отмечается в карте-маршруте у каждого члена команды.
Планета Марс. Пройти по гимнастической скамье с мешочком на голове. Для взрослых участников спиной вперед. Максимальное количество 5 баллонов горючего за безошибочную попытку, если участник придерживает или уронил, мешочек 1 - баллон отнимается. Результат отмечается в карте-маршруте у каждого члена команды.
Планета Юпитер. Необходимо забросить в круг 5 шайб с расстояния трех метров. Максимальное количество 5 баллонов горючего за каждую безошибочную попытку, если участник не докинул или перекинул шайбу, 1 баллон отнимается. Результат отмечается в карте-маршруте у каждого члена команды.
Планета Меркурий. В кругу два игрока из разных команд, в одной руке у каждого бадминтонная ракетка с воланом. Необходимо свободной рукой снять волан с ракетки соперника при этом сохранить свой. Максимальное количество 5 баллонов горючего, если участник роняет волан сам, но снимает волан у соперника ему присуждается победа, но1 баллон отнимается. Результат отмечается в карте-маршруте у каждого члена команды.
Планета Уран. Игра в дартс. Каждому игроку дается по пять дротиков. Максимальное количество 5 баллонов горючего, по 1 баллону за каждое попадание. Результат отмечается в карте-маршруте у каждого члена команды.
Главное условие, что бы одновременно на каждой планете было по одной команде. В спутник рядом с планетой «инопланетяне» вписывают заработанные баллы. На планете Земля счетная комиссия подводят итоги и записывают в спутник Земли. Заработанные баллоны горючего всей командой суммируются и записываются в звезду находящуюся на карте-маршруте капитана.
Подведение итогов и награждение.
Организация и планирование занятий по физическому воспитанию студентов специального учебного отделения
В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим занятиям по физической культуре не допускаются.. Освобождение студентов от практических занятий по физической культуре по заключению врача может быть временной мерой. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный период, изучают теоретический раздел, который преподносится в форме лекций, бесед преподавателя со студентами, а также самостоятельного изучения специальной литературы. В конце семестра они сдают преподавателю зачет по теоретическому и методическому разделам программы, а также выполняют письменную контрольную работу по своему заболеванию.
Студенты специального отделения выполняют те разделы программы, требования и тесты, которые доступны им по состоянию здоровья. В конце каждого семестра они представляют рефераты по теме, связанной с их индивидуальными отклонениями в состоянии здоровья.
Занятия по физическому воспитанию студентов специального учебного отделения проводятся на протяжении 4 -х лет обучения студентов в вузе. На 1-2 курсах график учебного процесса предусматривает 136 часов в год, по 2 занятия в неделю. На 3-4 курсах предусмотрено по 68 часов в год, по 1 занятию в неделю. Всего за 4 года обучения 408 часов.
Студенты специального учебного отделения принимают участие в спортивно-массовых мероприятиях по плану ВУЗа в качестве судей по спорту и инструкторов-общественников.
При выраженных нарушениях опорно-двигательного аппарата и значительных нарушениях здоровья, студенты направляются для обязательных занятий лечебной физкультурой в лечебно- профилактические учреждения.
Перевод из специальной медицинской группы в подготовительную проводится после дополнительного медицинского обследования.
Студенты специального учебного отделения, выполнившие рабочую учебную программу, в каждом семестре сдают зачет по физической культуре. Условием допуска к зачетным упражнениям является регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.
Основной организационной формой физического воспитания являются учебные занятия по физическому воспитанию на которых решаются задачи, предусмотренные в программе, планируемые в учебных планах. Но какие бы задачи ни решались в течение года в специальном учебном отделении, обязательной остается установка на достижение оздоровительного эффекта. Планировать и регулировать функциональную нагрузку следует в соответствии с индивидуальными возможностями организма занимающихся.
Целесообразно применять и другие формы внеучебных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные минутки и паузы, домашние задания, комплексы упражнений по профилю заболевания.
Самостоятельные занятия студентов по заданию выполняются во внеурочное время в домашних условиях. Самостоятельные занятия способствуют воспитанию сознательного отношения студентов к занятиям физической культурой, развитию физических качеств. Вместе с этим решают индивидуальные задачи, выполняя специальные комплексы по профилю заболевания.
Учебный материал программы дисциплины «Физическая культура» распределяется на теоретический, практический и контрольный разделы.
Теоретический раздел предусматривает формирование мировоззренческой системы научно- практических знаний и отношения к физической культуре. Содержание теоретического раздела излагается в курсе лекций и включено в каждое практическое занятие в виде бесед со студентами, на которых особое внимание уделяется вопросам влияния физических упражнений на организм, профилактике заболеваний и травматизма, вопросам гигиены, врачебного контроля и самоконтроля, предполагает усвоение студентами упорядоченной системы знаний по физической культуре и спорту.
Практические занятия по физическому воспитанию в специальном медицинском отделении решают общеобразовательные задачи, которые направлены на развитие и совершенствование основных физических качеств (выносливости, быстроты, гибкости, ловкости, силы), с учетом противопоказаний при различных заболеваниях. Занятия с использованием видов спорта или элементов видов спорта, которые более эффективно развивают физические качества, формируют двигательные навыки, способствуют росту работоспособности. Наличие отклонений в состоянии здоровья, слабого физического развития и подготовленности выделяет ряд реабилитационных задач: ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний, развитие компенсаторных функций, устранение функциональных отклонений, воспитание осознанной необходимости в постоянных занятиях физическими упражнениями. Активное использование двигательных умений и навыков необходимо для организации здорового образа жизни, решения задач, возникающих в учебной, профессиональной, бытовой сферах жизнедеятельности.
Методическая подготовка студентов специального учебного отделения предусматривает: особенности составления и проведения комплексов утренней гигиенической и индивидуальной гимнастики (с учетом развития физических и профессионально необходимых качеств и способностей, профиля заболевания) в период учебы, практики и работы,
- особенности подбора физических упражнений, проведения разминки, способствующих развитию профессионально-прикладных физических качеств, в том числе комплексов с учетом профиля заболевания; знакомство с приемами массажа и самомассажа и методами аутогенной тренировки.
Кроме того, необходимо, чтобы студенты знали методы врачебно-медицинского контроля и самоконтроля для определения функциональной и физической подготовки. Методическая подготовка осуществляется в форме методических занятий и проведения физических упражнений на учебных занятиях, а навыки и умения применения методов врачебного контроля и самоконтроля - на учебных и самостоятельных занятиях. Наиболее эффективная форма – домашнее задание с последующим контролем. Усвоение материала определяется по умению составить конспект в соответствии с требованиями ППФП и учетом заболевания.
Для оценки успеваемости студентов специального учебного отделения, учитывая различные заболевания, недостатки физического развития, различную степень физической работоспособности и двигательной подготовленности, используется ряд функциональных проб, контрольных упражнений и тестов, а не нормативов, отражающих развитие физических качеств. Все контрольные упражнения и тесты выполняются строго с учетом показаний и противопоказаний в зависимости от характера и степени отклонения в состоянии здоровья и самочувствия. Зачетные упражнения и тесты проводятся согласно программе и проводятся два раза в год – в сентябре и в мае – для оценки динамики физического развития, функционального состояния, общей физической подготовленности студентов. Основным критерием оценки успеваемости студентов специального учебного отделения является регулярность посещения и улучшение в динамике результатов выполнения контрольных упражнений и тестов по сравнению с исходными данными индивидуально каждого студента, а не обязательное выполнение численно-нормативного объема упражнений.