Продолжите следующие фразы так, чтобы развить заключенные в них идеи.
1. Знание норм речевого этикета для учителя - это не только…, но и...
2. Нельзя считать вежливым учителя, который...
3. Настоящая вежливость проявляется только тогда, когда...
4. Грубый человек никогда не сможет...
5. Выбор этикетных формул зависит как от..., так и от...
61. Как вы понимаете смысл следующих изречений? Согласны ли вы с идеями, заключенными в них? Аргументируйте свои ответы.
Какие функции и особенности речевого этикета отражены в этих высказываниях? Подготовьте краткое устное сообщение по одному из них.
«При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы». (Д. Леббок.)
«Недостаточно быть добрым, нужно еще быть тактичньм». (А. Амиель.)
«Учтивость и скромность свидетельствуют о подлиннной просвещенности человека». (О.Бальзак.)
«Вежливость ничего не стоит, но приносит много». (М. Монтегю.)
«Никакая причина не извиняет невежливости». (Т.Г. Шенченко.)
«Будь со всеми обходителен, но никак не запанибрата». (В. Шекспир.)
«Будь вежлив со всеми, общителен с многими, фамильярен с некоторыми». (Б. Франклин.)
«Быть грубым - значит забывать собственное достоинство». (Н.Г. Чернышевский).
«Не забывай услуг, тебе оказанных, но забудь про те, которые ты сам оказал». (Публилий Сир.)
62. Прочитайте (прослушайте) фрагмент повести Ю. Полякова «Работа над ошибками». Согласны ли вы с автором, что по доносящимся из кабинета звукам можно немало узнать о личности учителя? О каких конкретно звуках идет речь в отрывке? Укажите, что Ю. Поляков характеризует в учителе прежде всего, подчеркните (отметьте) слова, с помощью которых рисуется индивидуальный портрет педагога.
«О, закрытая классная дверь! За ней происходит чудо воспитания и обучения, таинственный процесс взаимообогащения учителя и ученика. Если прислушаться к звукам, доносившимся из кабинетов, можно немало узнать о тех, кто, стоя у доски или расхаживая между партами, сеет в пределах школьной программы разумное, доброе, вечное...
Из кабинета литературы отчетливо слышен громкий, твердый голос Умецкой: «В образе Хлестакова Гоголь хотел показать такое негативное явление, как хлестаковщина»…
Дальше по коридору - кабинет математики. Борис Евсеевич говорит тихо и монотонно - из коридора слов не разберешь. Но время от времени за дверью раздается дисциплинированный смех, который так же организованно обрывается. Не знаю, чем можно рассмешить на уроке алгебры, но известно, что ученикам Котика, подававшим документы на мехмат, забирать их оттуда не приходится...
Из кабинета биологии, где ведет урок Полина Викторовна Маневич, слышен ровный гул: учитель говорит о своем, дети о своем... Она ведет светскую жизнь, постоянно толкается на приемах, премьерах, вернисажах, запросто достает книги, которые мы, грешные, видим только на международных ярмарках, но при всем этом на ее уроках стоит совершенно оловянная скукотища.
А вот в кабинете истории - творческий беспорядок, слышно, как ребята шумно доказывают недоверчивой Кларе Ивановне Опрятиной необходимость установления абсолютной монархии во Франции. Дискуссия и педагогические эксперименты - ее слабость… Я дважды сидел на уроке Опрятиной, и мне иногда казалось, что вот сейчас она поинтересуется: «А что по этому поводу думает некто Петрушов?» На всякий случай я начинал прикидывать, как смогу ответить, и покрывался испариной, обнаруживая, что давно разучился отвечать, а умею только спрашивать».
63. Студенты факультета начальных классов принимали участие в риторической игре «Объясни разницу». Перед вами - фрагменты объяснительной речи, целью которой было разъяснить ученикам, чем отличаются понятия «слово» и «предложение». Сравните эти фрагменты. К каким речевым приемам прибегают студенты? Удачно ли, на ваш взгляд, выбраны эти приемы? Помогают ли они уяснить суть этих двух лингвистических понятий? Почему?
1. Представьте, что слово - это цветок. Цветы, собранные вместе, составляют букет. Но только от человека зависит, каким он будет: вызывающим или скромным, невзрачным или радующим глаз. Так же и предложение зависит только от человека, от его умения выбрать нужные слова, красивые по звучанию и подходящие по смыслу. «Конечно, - подумаете вы, - есть особые речевые традиции, художественные стили». Однако есть и люди, которые специально учатся искусству составления букетов, а есть те, которые интуитивно могут чувствовать, какие цветы гармонично сочетаются, и так украшают свою будничную обстановку. У тех и у других получаются чудесные букеты. Именно чудесные, потому что грамотно, и просто, и красиво составленный букет из цветов, как и букет из слов (предложение) - это чудо, сотворенное человеком - художником. Это творчество, опирающееся на наше знание и умение.
2. Дети, наверное, многим из вас пригодилось собирать рассыпавшиеся бусы. Вы брали нитку и нанизывали на нее бусинки одну за другой. Посмотрите: в руке у меня жемчужина. Она красивая, блестящая, но одну жемчужинку нельзя для чего-либо использовать. А если таких жемчужин много, из них можно сделать ожерелье, подобрав нужные по размеру бусинки.
С похожим явлением мы встречаемся в русском языке. Одно слово само по себе не выражает какую-то мысль, не сообщает информации. Но если несколько слов объединить по смыслу, то получится предложение. Предложение состоит из нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически.
64. Прочитайте фрагмент из книги В.А. Кан-Калика «Педагогическая деятельность как творческий процесс». Что В.А. Кан-Калик считал важным показателем творческого уровня педагогического труда? Каким видится ученому способ постижении собственной творческой индивидуальности? Каким он представляется вам? Подготовьте выступление (сообщение) на тему: «Каким учителем я себя представляю».
«Применяемые педагогом средства воздействия oпосредуются спецификой его творческой индивидуальности, которая воплощает черты, общие для любой творческой деятельности, и элементы, специфические для творческого педагогического процесса.
Индивидуальное в творчестве педагога - это особенное, неповторимое, творческое в нем как субъекте педагогического творчества. Одновременно это индивидуальное, будучи относительно устойчивым, неповторимым и оригинальным в педагоге, отнюдь не представляет собой застывшее свойство личности. Это категория динамическая. Подвижная, она развивается, формируется, а при отсутствии продуктивной творческой деятельности может и утратиться.
Важнейший показатель творческого уровня педагогического труда - проявление в нем творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность проявляется в стиле деятельности, в манере творчества, в его отношении к излагаемому материалу и к собственной деятельности…
Постичь собственную творческую индивидуальность - это значит каждый раз совершенно точно уметь определять для себя органическое единство своей личности и используемого приема воздействия, который должен соответствовать не только ситуации, характеру ученика, его индивидуальным особенностям, но и нашей творческой индивидуальности и вытекать в том числе из нее, а не быть ей чуждым...
Чрезвычайно важна роль осознания самим педагогом своих органических особенностей как составной части собственной творческой индивидуальности».
65. Дайте характеристику своих индивидуальных речевых особенностей. Если вы никогда не задумывались над этим, выполнение данного задания шанс для вас начать активную работу по изучению и развитию своих индивидуальных речевых особенностей и способностей.
Помните, что эти особенности (голос, манера интонировать, склонность к определенному построению фраз, предпочтение некоторых слов и словесных оборотов, а также риторических приемов воздействия на собеседника во время разговора) составляют инструмент вашей профессиональной деятельности. Знать их, быть внимательным к ним, постоянно отслеживать их - ваша профессиональная обязанность.