Бордовская Н., Реан А. Педагогика.
2. Лушников А.М. История педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. 2-е изд., перераб., доп. / Урал. Гос. Пед. ун-т. Екатеринбург, 1994. с. 368.
3. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования Пособие для сдачи экзамена
1. Данный раздел является частью педагогической науки, рассматривающей вопросы, связанные с историей теории и практики образования.История педагогики изучает развитие педагогических идей, т.е. теории и практики воспитания и обучения в различные исторические эпохи.
Объектом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур.
Предметом истории педагогики и образования является изучение законов (закономерностей) становления и развития воспитания, обучения, школы, систем образования, педагогики. Все эти законы перечислить невозможно. Тем более что история педагогики открывает все новые. В них фиксируются существенные связи. Вот лишь некоторые из них:
— между школой и педагогикой, с одной стороны, и уровнем экономического и политического развития общества с другой;
— между целью, содержанием, характером воспитания и социальной зрелостью общества, демократией;
— между политическим состоянием общества (прогресс или реакция) и общественно-педагогическими движениями, темпами развития педагогической теории и практики;
— между педагогикой и другими науками (особенно философией).:
— между социальной структурой общества и системами воспитания;
— между школой, содержанием образования и воспитания и другими формами общественного сознания (культурой, религией и т.д.);
— между достижениями науки, техники и задачами и содержанием образования;
— между факторами, влияющими на формирование и развитие личности и т.д.
Эти и другие законы не существуют в чистом виде, они не изолированы друг от друга, а связаны между собой, выступая то в роли причин, то следствий, то связующих звеньев. В целом же они — единое поле историко-педагогических процессов.
История образования как отрасль педагогики выполняет следующие научно-теоретические задачи: 1) анализ путей развития педагогической науки и практики; 2) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития; 3) обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи (цели, содержание, формы, методы, приемы, технологии, средства воспитания и обучения); 4) формулировка закономерностей воспитания и обучения как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества.
История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции: а) анализирует историю развития образования (теории и практики); б) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; в) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций и систем; г) выступает критерием новизны и эффективности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; г) представляет пути развития образования; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.
Методология это учение о рациональных методах и способах познания каких-либо объектов, явлений, процессов и даже мира в целом, способах подхода к их постижению. Речь может идти о различных методах, например специальных (частных), которые применяются в какой-то одной науке, или более общих, используемых в ряде наук. Особенно важны для процесса познания методы, исходящие от философии — науки, исследующей глобальную и многоплановую проблему «мир — человек». Во взаимодействии с другими методами они позволяют составить более глубокое и точное представление об исследуемом, дать его философское осмысление.
К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение. Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями. С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого. Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки.
В основе историко-педагогического исследования лежит анализ явлений и объектов, целью которого является выявление и последующее использование особенностей и закономерностей, присущих данному объекту. В свою очередь, решение подобной задачи требует умения, приняв во внимание место и время, разобраться в причинах возникновения объекта (материальные и/или духовные), его связях и взаимодействии с другими объектами, закономерностях и перспективах развития, их последствиях для теории и практики. При его разностороннем изучении следует стараться отыскивать самое существенное, главное.
Анализ требует критического подхода, который предполагает не только однозначные, но и неоднозначные оценки, умение найти в объекте не только «плюсы» или «минусы, но и разобраться во всех тонкостях и деталях. Очень важной стороной методологического осмысления является способность исследователя к сомнению и воображению, умение поставить новые вопросы и попытаться дать на них ответы. Результатом анализа станет познание сущности объекта, его важнейших характеристик и сопоставление их с какими-то критериями, чаще всего с общечеловеческими ценностями.
К источникам исследования в истории педагогики и образования относятся в основном письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.
Методология выполняет существенные функции в познании: системообразующие, объяснительно-оценочные прогностические в подходах к различным сторонам развития данной отрасли знания.
История педагогики неотделима от собственно педагогики — науки о воспитании и обучении. Имея, по сути, один и тот же предмет изучения — теорию и практику воспитания и обучения, они взаимодействуют, дополняют и уточняют друг друга.
В самостоятельную науку история педагогики выделяется с конца ХVII в., когда начинают появляться печатные работы по ее проблемам. К первым же обобщенным трудам по этой науке относят книгу немецкого педагога Мангельсдорфа «Опыт изложения того, что в течение тысячелетий было высказано и сделано в отношении воспитания» (Лейпциг, 1779). Когда в ХIХ в. возрос интерес к науке о воспитании, то значительно увеличилось и число историко-педагогических изданий.