М. Мы стремимся к тому, чтобы речь наша была правильна, и что- бы мы говорили не по-старушечьи или неправильно

Н. Намерены ли вы подвергаться сечению во время обучения?

М. Мы предпочитали бы подвергаться сечению во время учения, чем оставаться невеждами. Но мы знаем, что вы будете ласково отно- ситься к нам и не будете сечь нас, если вы не будете вынуждены к этому.

Н. Я спрашиваю вас о том, что именно вы хотите сказать мне? Ка- кую работу вы выполняете.

Й М. Я постриженный монах, и я пою семь раз в день с братьями монахами, и я занят чтением и пением. И в тоже время я хочу научиться говорить по-латыни.

Н. Что знают эти ваши товарищи?

1-й М. Одни из них пашут землю, другие пасут овец, третьи пасут коров, некоторые охотятся, другие ловят рыбу, третьи охотятся с соколом, некоторые торгуют, другие шьют обувь, третьи выварива- ют соль, некоторые пекут хлеб для рынка…

Н. Хорошо, я спрашиваю вас, почему вы учитесь так прилежно?

М. Потому, что мы не желаем уподобиться животным, которые ни- чего не знают, кроме травы и воды…»

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.,1981. - С. 53-54.

5. В чем заключается суть главных педагогических идей гуманистов

Возрождения?

6. Проанализируйте отрывок из книги Томмазо Кампанеллы «Город солнца». Выделите основные педагогические идеи, на которых долж- на была, по его мнению, строиться системы образования.

«Все они (мужчины и женщины – А.П.) обучаются всяким наукам сов- местно. По второму и до третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов (Во всем городе стены расписа- ны живописью, в стройной последовательности отображающей все науки – А.П.). Они разделяются на четыре отряда, за которыми на- блюдают поставленные во главе их четыре ученых старца. Эти же старцы спустя некоторое время занимаются с ними гимнастикой, бе- гом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются все их члены <…> Одновременно с этим их водят в мастерские к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живо- писцам и т.д. для выяснения наклонностей каждого.

На восьмом году, после начального обучения основам математики по рисункам на стенах, направляются они на лекции по всем есте- ственным наукам <…>

Затем все они приступают к изучению более отвлеченных наук: ма- тематики, медицины и других знаний, постоянно и усердно занимаясь

Обсуждением и спорами. Впоследствии все получают должности в об-

ласти тех наук и ремесел, где они преуспели больше всего <…> Они отправляются на поля и на пастбища наблюдать и учиться земледе- лию и скотоводству; и того почитают за знатнейшего и достойней- шего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела».

Наши рекомендации