Коллектив как объект и субъект воспитания
Коллектив - организованная группа людей объеденных общими целями профессиональными интересами, ориентацией, совместной деятельностью, общением, и взаимной ответственностью. Человеческая история показывает, что человек на протяжении всей истории жил вместе с другими себе подобными, первыми коллективами были: племена, общины, коммуны, где человек был защищен, где существуют определенные права и обязанности. Благодаря такой общности человек сохранился как вид. В научном плане проблему коллектива и личности стали разрабатывать с тех пор как появилось массовое, коллективное обучение и воспитание. Это произошло в 17 в. когда от индивидуального перешли к классно-урочной системе, но в этот период проблемой коллектива, а также взаимоотношением личностей в коллективе не занимались. Лишь в 20 в. вплотную стали заниматься этой проблемой, т. к. в 1917г произошла октябрьская революция, и было создано государство, в основе которого лежало общественная собственность нужен был человек, который разделял эти взгляды и был воспитан в этом духе.
В 20 гг начались эксперименты по созданию коллектива и воспитанию детей в них. Одним из первых кто включился в эту работу были: Макаренко, Сухомлинский, Песталотце. На современном этапе проблеме коллектива и личности уделяют внимание Новикова и Куракина. Основные положения концепции коллектива разработанные Новиковой и Куракиной:
1) Детский коллектив – своеобразный инструмент в создании которого обусловлено необходимостью воспитания всех и развитии каждого в отдельности. Механизм саморазвития воспитательной системы, позволяющий педагогам управлять сферой деятельности и сферой отношений.
2) Детский коллектив – единство организационной структуры и психологической общности
3) Коллектив воспитательного учреждения единство разнотипных коллективов
4) Взаимодействие личности с коллективом – двусторонний процесс ее идентификации с коллективом и обособление в коллективе.
5) В управлении детским коллективом выделяется 3 аспекта: социально- педагогический, педагогический и психолого-педагогический
Хотя существуют разные точки зрения на коллектив и личность, но все они считают, что коллектив это:
-сфера его жизнедеятельности
-сфера самоутверждения, самовыражения, самореализации
-сфера общения
-гарант защищенности и поддержки
-модель общества в миниатюре
-носитель социальных норм и ценностей
-духовное ценностно-ориентированное единство людей
Существуют разнообразные виды коллективы:
1) По содержанию объединяющих их членов деятельности: учебные, трудовые, научные, творческие и. Т. д.
2) По внешне заданной функции ( коллектив-инструмент, средства: произв-ые и восп-ые)
3) По степени сложности структуры и опосредованности личностных отношений:
Первичные-класс, группы, отряд
Вторичные-школа
4) По юридически социальному фиксированному статусу: официальные или формальные и неформальные
5) По длительности функционирования: постоянные,временные.
В своем развитии коллектив проходит ряд этапов:
По Макаренко:
1 Педагог – воспитанник (актив)
2 П– А – В(создание самоуправления)
3 В-В
По Лутошкину
1 Песчаная сыпь
2 Мягкая глина
3 Мерцающий маяк
4 Алый парус
5 Горящий факел
Условия развития коллектива
1) Умелое соблюдение требований
2) Формирование здорового обществ. Мнения
3) Организация увлекательных перспектив
4) Организация самоуправления
5) Создание, сохранение и умножение + традиции коллективной жизни
Классный руководитель, функции и основные направления его деятельности. Планирование воспитательной работы классным руководителем.
В письме Мин. Образования РФ говориться, что классный руководитель – это лицо, осуществляющее классное руководство в любом типе учебного заведения. Классный руководитель назначается директором образов.учреждения из числа учителей, работающих в данном классе, имеющих высшее пед.образование.
Функции классного руководителя:
1) Организаторская, которая заключается в том, чтобы организовать учебно-воспитательный процесс вверенных ему детей.
2) Воспитательная, которая предполагает создание условий для развития каждого ребенка.
3) Просветительская, помогающая каждому ребенку многое знать не только по общеобразовательным предметам, но и в других областях, в различных сферах современной жизни.
4) Коррекционно-диагностический, предполагает изучение особенностей каждого ребенка (воспитанность, природные задатки, своевременная корректировка, исправление негативных проявлений)
5) Координирующая, заключающаяся в том, что классный руководитель координирует усилия учителей, воспитателей, педагогов в данном классе.
6) Защитная, от произвола учителей и родителей.
Основные направления деятельности классного руководителя:
1) изучения учащегося;
2) составление плана воспитательной работы;
3) работа с учителями предметниками;
4) взаимодействие с родителями, с семьей;
5) взаимодействие с учителями доп.образования
Планирование воспитательной работы:
План – это документ, который помогает класн.руководителю и учащимся целенаправленно и содержательно осуществлять учебно-воспитательную деятельность.
Планирование – это процесс, включающий:
1) диагностическое (изучение) состояние деятельности
2) целеполагание и постановка задач
3) разработанное содержание (что, каким образом, какими методами осуществляется воспитание).
Планирование бывает: 1) текущее (день, неделя, месяц); 2) перспективное (четверть, полугодие, год). Планирование основывается на следующих принципах: 1)рациональность; 2)гуманизм; 3)демократизм; 4)открытость; 5)возможность проверить нужность; 6)результативность.
План представляет собой документ, который содержит:
I. Характеристика класса, в которой дается подробный анализ состояния воспитанности каждого учащегося и коллектива в целом. (Уровни или стадии развития коллектива – 3 стадии по Макаренко: Кл.руковод.; через актив.класса; коллектив к учащемуся; Пять стадий по Лукошкину).
II. Образовательно-воспитательные задачи, которые ставятся исходя из особенностей данного класса, а также целей и задач, поставленных на данный период.
III. Содержание и форма работы с учащимися
IV. Работа с учителями предметниками: консультации, беседы.
V. Работа с родителями.
VI. Работа с руководителем доп.образования.