Коллектив как объект и субъект воспитания

Коллектив - организованная группа людей объеденных общими целями профессиональными интересами, ориентацией, совместной деятельностью, общением, и взаимной ответственностью. Человеческая история показывает, что человек на протяжении всей истории жил вместе с другими себе подобными, первыми коллективами были: племена, общины, коммуны, где человек был защищен, где существуют определенные права и обязанности. Благодаря такой общности человек сохранился как вид. В научном плане проблему коллектива и личности стали разрабатывать с тех пор как появилось массовое, коллективное обучение и воспитание. Это произошло в 17 в. когда от индивидуального перешли к классно-урочной системе, но в этот период проблемой коллектива, а также взаимоотношением личностей в коллективе не занимались. Лишь в 20 в. вплотную стали заниматься этой проблемой, т. к. в 1917г произошла октябрьская революция, и было создано государство, в основе которого лежало общественная собственность Коллектив как объект и субъект воспитания - student2.ru нужен был человек, который разделял эти взгляды и был воспитан в этом духе.

В 20 гг начались эксперименты по созданию коллектива и воспитанию детей в них. Одним из первых кто включился в эту работу были: Макаренко, Сухомлинский, Песталотце. На современном этапе проблеме коллектива и личности уделяют внимание Новикова и Куракина. Основные положения концепции коллектива разработанные Новиковой и Куракиной:

1) Детский коллектив – своеобразный инструмент в создании которого обусловлено необходимостью воспитания всех и развитии каждого в отдельности. Механизм саморазвития воспитательной системы, позволяющий педагогам управлять сферой деятельности и сферой отношений.

2) Детский коллектив – единство организационной структуры и психологической общности

3) Коллектив воспитательного учреждения единство разнотипных коллективов

4) Взаимодействие личности с коллективом – двусторонний процесс ее идентификации с коллективом и обособление в коллективе.

5) В управлении детским коллективом выделяется 3 аспекта: социально- педагогический, педагогический и психолого-педагогический

Хотя существуют разные точки зрения на коллектив и личность, но все они считают, что коллектив это:

-сфера его жизнедеятельности

-сфера самоутверждения, самовыражения, самореализации

-сфера общения

-гарант защищенности и поддержки

-модель общества в миниатюре

-носитель социальных норм и ценностей

-духовное ценностно-ориентированное единство людей

Существуют разнообразные виды коллективы:

1) По содержанию объединяющих их членов деятельности: учебные, трудовые, научные, творческие и. Т. д.

2) По внешне заданной функции ( коллектив-инструмент, средства: произв-ые и восп-ые)

3) По степени сложности структуры и опосредованности личностных отношений:

Первичные-класс, группы, отряд

Вторичные-школа

4) По юридически социальному фиксированному статусу: официальные или формальные и неформальные

5) По длительности функционирования: постоянные,временные.

В своем развитии коллектив проходит ряд этапов:

По Макаренко:

1 Педагог – воспитанник (актив)

2 П– А – В(создание самоуправления)

3 В-В

По Лутошкину

1 Песчаная сыпь

2 Мягкая глина

3 Мерцающий маяк

4 Алый парус

5 Горящий факел

Условия развития коллектива

1) Умелое соблюдение требований

2) Формирование здорового обществ. Мнения

3) Организация увлекательных перспектив

4) Организация самоуправления

5) Создание, сохранение и умножение + традиции коллективной жизни

Классный руководитель, функции и основные направления его деятельности. Планирование воспитательной работы классным руководителем.

В письме Мин. Образования РФ говориться, что классный руководитель – это лицо, осуществляющее классное руководство в любом типе учебного заведения. Классный руководитель назначается директором образов.учреждения из числа учителей, работающих в данном классе, имеющих высшее пед.образование.

Функции классного руководителя:

1) Организаторская, которая заключается в том, чтобы организовать учебно-воспитательный процесс вверенных ему детей.

2) Воспитательная, которая предполагает создание условий для развития каждого ребенка.

3) Просветительская, помогающая каждому ребенку многое знать не только по общеобразовательным предметам, но и в других областях, в различных сферах современной жизни.

4) Коррекционно-диагностический, предполагает изучение особенностей каждого ребенка (воспитанность, природные задатки, своевременная корректировка, исправление негативных проявлений)

5) Координирующая, заключающаяся в том, что классный руководитель координирует усилия учителей, воспитателей, педагогов в данном классе.

6) Защитная, от произвола учителей и родителей.

Основные направления деятельности классного руководителя:

1) изучения учащегося;

2) составление плана воспитательной работы;

3) работа с учителями предметниками;

4) взаимодействие с родителями, с семьей;

5) взаимодействие с учителями доп.образования

Планирование воспитательной работы:

План – это документ, который помогает класн.руководителю и учащимся целенаправленно и содержательно осуществлять учебно-воспитательную деятельность.

Планирование – это процесс, включающий:

1) диагностическое (изучение) состояние деятельности

2) целеполагание и постановка задач

3) разработанное содержание (что, каким образом, какими методами осуществляется воспитание).

Планирование бывает: 1) текущее (день, неделя, месяц); 2) перспективное (четверть, полугодие, год). Планирование основывается на следующих принципах: 1)рациональность; 2)гуманизм; 3)демократизм; 4)открытость; 5)возможность проверить нужность; 6)результативность.

План представляет собой документ, который содержит:

I. Характеристика класса, в которой дается подробный анализ состояния воспитанности каждого учащегося и коллектива в целом. (Уровни или стадии развития коллектива – 3 стадии по Макаренко: Кл.руковод.; через актив.класса; коллектив к учащемуся; Пять стадий по Лукошкину).

II. Образовательно-воспитательные задачи, которые ставятся исходя из особенностей данного класса, а также целей и задач, поставленных на данный период.

III. Содержание и форма работы с учащимися

IV. Работа с учителями предметниками: консультации, беседы.

V. Работа с родителями.

VI. Работа с руководителем доп.образования.

Наши рекомендации