Дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации

1. не разработана современная система стимулирования труда работников образовательных учреждений, и прежде всего педагогического персонала, и не установлен на должном уровне минимальный размер оплаты труда педагогических работников.

2. необходимо кардинально решать проблему поддержания престижа профессии учителя и преподавателя.

4. Еще одной основной проблемой является повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

1. следует законодательно закреплять и фактически реализовать условия для повышения экономической и финансовой самостоятельности образовательных учреждений.

2. возрастает роль и значение попечительского совета, члены которого призваны активно изыскивать внебюджетные источники финансирования образовательного учреждения и участвовать в контроле за целевым и эффективным использованием таких средств. Следовательно, надо придавать особое внимание подбору членов попечительского совета. К тому же некоторые из них сами могут быть меценатами и спонсорами данного образовательного учреждения.

3. требуется законодательно определить механизм привлечения и стимулирования частных инвесторов в систему образования как на территории России, так и из-за рубежа, включая организации, действующие по программам, одобренным ООН, различные международные гуманитарные фонды.

4. особое значение необходимо придавать вопросу создания условий для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу

5. Необходимо упомянуть и потребность модернизации финансово-экономического механизма в сфере образования.

3. Основы законодательно-нормативной базы образования (Закон РФ "Об образовании" с измениниями 2007-2009 гг, фед. И региональный базовые учебные планы

НЕ ПОЛНОСТЬЮ! НАДО ДОПОЛНИТЬ НОВЫМИ ЗАКОНАМИ

Основы законодательно- нормативной базы образования закреплены в Законе «Об образовании». Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Првовозглашается общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

В РФ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Они

должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Могут создаваться и действовать государственные и муниципальные органы управления образованием:

-федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

- федеральные ведомственные органы управления образованием;

- государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации;

- муниципальные органы управления образованием.

Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.

Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации.

Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

В данном документе подробно рассмотрены права и обязанности сторон, принимающих участие в процессе образования.

Поэтапное введение в образовательных учреждениях федерального базисного учебного плана планируется осуществить с 2005/2006 учебного года для предпрофильного обучения в IX классах, а с 2006/2007 учебного года - в I, V и X классах.

ФБУТ предусматривает введение государственного образовательного стандарта в 2010.

С 1 сентября 2007 г. в Закон об образовании внесены 2 изменения:

1 – вводится ЕГ

2 - введение обязательного 11 летнего обучения, финансирования его.

Эти изменения поставили новые задачи:

1. Договориться о минимуме содержания образования.

2. Проблема структуры – многие считают несправедливым концентрическое построение.

Многие считают, что произойдет переход к линейной системе. Вопрос о структуре не решен.

Учебные планы:

1) базисный (федеральный) – часть ГОСТа, служит основой для разработки региональных планов и планов образовательных учреждений.

Включает нормативы:

- продолжительность обучения

- недельную учебную нагрузку

- максимальную обязательную учебную нагрузку

- оплачиваемая государством нагрузка

Состоит изинвариантной и вариативной частей. Обязательные названия предметов, изучение которых предусматривает государство. Для каждого предмета определенное количество часов в зависимости от года обучения.

Количество часов по годам обучения которые могут варьироваться в решении конкретного учреждения для углубления изучения обязательных учебных курсов. В настоящее время – это Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г . № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». Федеральный Базисный учебный план является документом прямого действия для установления прав, полномочий и ответственности общеобразовательных учреждений и органов управления образованием по вопросам разработки, согласования и утверждения учебных планов конкретных образовательных учреждений. На ступени среднего (полного) общего образования предусматривается переход на профильное обучение. В 9 классе часы регионального (национально-регионального) компонента рекомендуются использовать на организацию предпрофильной подготовки обучающихся. Впервые введено годовое распределение часов на изучение предметов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять учебную нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности, а на старшей ступени обучения строить собственную индивидуальную образовательную программу обучающихся. А также впервые нормативно установлены четкая структура распределения учебного времени: федеральный компонент не менее 75%, региональный (национально-региональный) компонент – 10% учебного времени, компонент образовательного учреждения – не менее 10% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ. Иностранный язык – 2 класс, ИКТ – 3 класс.

Для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языком обучения предложены примерные учебные планы с традиционным (недельным) распределением учебных часов.

По федеральному учебному плану вводится понятие «элективные курсы» (Пример: «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX в. для 10- 11 классов»)

Этот курс должен быть разрешен, рекомендован Министерством.

I - IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования.

Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса - 35 минут, для II - IV классов - 35 - 45 минут.
V - IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования.

Продолжительность учебного года - от 34 до 37 учебных недель (с учетом экзаменационного периода). Продолжительность урока - 45 минут.
Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год.

V - IX классах по решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели и могут изменять ее в течение учебного года.
В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:
федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
региональный (национально-региональный) компонент - не менее 10 процентов;
компонент образовательного учреждения - не менее 10 процентов.
Дополнительным резервом увеличения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.
В федеральном компоненте федерального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.
В IX классе часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки учащихся.
При проведении учебных занятий по "Иностранному языку" (II - IX классы), "Технологии" (V - IХ классы), а также по "Информатике и ИКТ", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Особенности федерального базисного учебного плана
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики. Установлено количество часов, отведенное на определенные дисциплины, описаны варианты замены.

2) региональный –разработан региональными органами, носит региональный характер.

3) учебный план образовательного учреждения –долгосрочный и рабочий – на год с учетом текущих тенденций.

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы начального общего и основного общего образования призван формировать основные учебные умения, навыки и способы мышления, общую культуру личности, социальные установки гражданина.
Обязательный минимум содержания основной образовательной программы основного общего образования призван обеспечить условия для самоопределения личности, формирования социальных установок гражданина и освоения современной научной картины мира, которые позволяют реализовать право личности на получение среднего (полного) общего образования и создают основу для освоения профессиональных образовательных программ, сознательного выбора видов профессиональной деятельности.
На основе обязательного… организуют разработку примерных образовательных программ, примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин. В соответствии с психолого - педагогической целесообразностью федеральный (центральный) орган управления образованием и органы управления образованием субъектов Российской Федерации корректируют обязательный минимум содержания основной образовательной программы начального общего, основного общего образования. Обязательный минимум содержания основной образовательной программы начального общего, основного общего образования законодательно устанавливается не реже одного раза в 5 лет.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (доктрина) - основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года:

- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.
Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.
Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.
Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Государство в сфере образования обязано обеспечить:
- реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;
- сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
- формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
- условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
…………………………………..и мн. Др.

Выделены предполагаемые цели, задачи, ожидаемый результат, три этапа финансирования: Первый - антикризисный этап (2000 - 2003 годы):
Объем финансирования системы образования - не ниже 7% от ВВП, в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 6% от ВВП, из них за счет средств федерального бюджета не менее 1% ВВП (не менее 6% от расходной части федерального бюджета). Второй этап (2004 - 2010 годы): Объем финансирования системы образования — не ниже 8% ВВП, в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 6,5% ВВП, из них за счет средств федерального бюджета не менее 1,2% ВВП (не менее 7% от расходной части федерального бюджета).

Третий этап (2011 - 2025 годы):Объем финансирования системы образования - не ниже 10% от ВВП, в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 8% от ВВП, из них за счет средств федерального бюджета не менее 1,5% ВВП (не менее 9% от расходной части федерального бюджета).

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Структура:
1. Роль образования в развитии российского общества

1.1. Российское образование и тенденции мирового развития

1.2. Новые социальные требования к системе российского образования

1.3. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации

1.4. Цели и основные задачи модернизации образования
2. Приоритеты образовательной политики

2.1 Обеспечение государственных гарантий доступного качественного образования

2.2. Создание условий для повышения качества общего образования

2.3. Создание условий для повышения качества профессионального образования

2.4. Формирование эффективных экономических отношений в образовании

2.5. Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом
3. Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики

Рассмотрены наиболее важные аспекты модернизации образования, говорится о том, что российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско - правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Также говорится о принятии ряда мер, способствующий улучшению уровня образования.

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно---

- экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Правительство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для:

- бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

- равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

- получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:

- обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;

- обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;

- социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);

- бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.

Одновременно будет отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется:

-по итогам проводимого эксперимента пересмотреть структуру и содержание общего образования, включая продолжительность обучения на каждой его ступени (решение о переходе на 11-12-летнее школьное образование будет принято по итогам эксперимента не ранее 2006-2007 годов);

-разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений;

-провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

а) реальной разгрузки содержания общего образования;

б) использования эффективных методов обучения;

в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи;

- обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов – на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;

- более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности;

- отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионапьного образования;

- усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся – экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;

- обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;

- предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы;

- создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии;

- отработать в порядке эксперимента в 2002-2003 годах различные механизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольного и начального образования);

- организовать на селе систему «школьных автобусов»;

- обеспечить в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)» развитие дистанционного образования и др.;

- разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей;

- создать эффективную государственно-общественную систему экспертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержки организации и проведения конкурсов среди авторов на создание учебников нового поколения;

- обеспечить государственную поддержку образовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации образования;

- создать независимую от органов управления образованием государственную систему оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.

4.Образовательные программы и образовательные стандарты в системе образования РФ. Компоненты и базовые составляющие Федерального Государственного образовательного стандарта.

Образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Государственный образовательный стандарт – основной нормативный документ, в котором отражен минимум содержания образования основных образовательных программ.

Компоненты Государственного образовательного стандарта:

1. федеральный – определяет нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства в России. Определяет:

- обязательный минимум основных образовательных предметов

- максимально допустимый объем учебной нагрузки обучающегося по годам обучения

- требования к выпускникам

2. национально- региональный – отражает местные особенности, содержит нормативы в области родного языка, литературы, истории и культуры родного края.

3. компонент образовательного учреждения – отражает специфику конкретного образовательного учреждения.

Образовательные стандарты находят отражение в учебном плане, образовательных программах, в содержании учебника.

Государственный стандарт общего образования устанавливает права и обязанности участников системы общего образования в отношении содержания общего образования, нормативных сроков его получения и его результатов. Государственный образовательный стандарт обязателен для реализации во всех общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации и имеющих государственную аккредитацию. Государство гарантирует финансирование обучения граждан, получающих общее образование в негосударственных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, а также при семейном образовании, самообразовании и экстернате, на уровне установленных в соответствии с настоящим федеральным законом нормативов бюджетного финансирования.

Государственный образовательный стандарт обеспечивает:
- единство образовательного пространства в Российской Федерации;
- право граждан на многообразие образовательных возможностей, на выбор объема содержания и уровня образования;
- академическую мобильность обучающихся (возможность выбора и смены образовательных учреждений);
- устранение перегрузок обучающихся (ограничение объемов учебных нагрузок обучающихся и предъявляемых к ним академических требований) и сохранение их физического и психического здоровья;
- право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных требованиях к содержанию общего образования и к результатам обучения;
- преемственность уровней образования (возможность беспрепятственного продолжения образования на всех уровнях общего образования, возможность продолжения образования на различных уровнях профессионального образования);
- основу объективной оценки уровня подготовки выпускников общеобразовательных учреждений;
- основу объективной оценки деятельности общеобразовательных учреждений;
- основу для разработки и оценки учебных программ и учебников;
- основу для расчета нормативов бюджетного финансирования общего образования граждан, общеобразовательных учреждений и образовательной системы в целом.

Наши рекомендации