Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике
Это понятие встречается и в специальной литературе, и в повсе- дневном лексиконе воспитателей. В старое время использовалось выражение — «дети трудные в воспитательном отношении». До насто- ящего времени понятие «трудные дети» не имеет общепринятой трак- товки у психологов и педагогов. Это связано со слабостью и многоас- пектностью явления, именуемого трудновоспитуемостью. Историко- педагогический подход позволяет выделить в проблеме наиболее существенное.
Понятия «трудный ребенок» и «трудновоспитуемый» не одно и то же. Под трудновоспитуемым понимается такой ребенок, которым для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные сложности. Это проявляется в поведении ребенка, его отношении к другим детям, воспитателю, воспитательному воздействию. Термин
«трудный ребенок» включает в себя сложность в обеспечении направ- ленного развития, обучения и воспитания, обусловленное его особен- ностями познавательной деятельности, возрастного развития (подрос-
Глава 11. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы 133
ток) и пр. Однако изложенные различия не позволяют достаточно четко отделить одно понятие от другого, поэтому их часто рассматри- вают как синонимы.
Одними из ранних исследователей проблемы трудновоспитуемых детей в России были врачи. Практически именно к ним прежде всего обращались родители с этими проблемами, и им приходилось их ре- шать. Они писали статьи в журналы, брошюры по проблемам трудно- воспитуемости (А. Дернова-Ярмоленко, М. Перфильев).
Среди педагогов и психологов, опубликовавших работы по про- блемам трудновоспитуемое™, были те, кто непосредственно работал в системе исправления, перевоспитания. Дриль, Кащенко, Сорока-Ро- синский, Макаренко и другие.
Известный ученый—педагог, психолог, юрист и общественный де- ятель Дриль1 многие годы жизни посвятил исследованию проблем со- циального отклонения у детей и путей его преодоления. Он уделил значительное внимание исследованию причин, способствующих фор- мированию детей, которые требуют исправления. Он одним из первых ввел понятие медико-психологической диагностики детей в исправи- тельных учреждениях и особенностей воспитательной работы с ними.
Перфильев — детский врач, работавший с трудновоспитуемыми детьми и их родителями, в своей статье «Что такое дети, трудные в воспитательном отношении?» (1889) писал, что вначале родители «за- мечают какие-либо особенности или странности в ребенке, с которы- ми они не могут справиться самостоятельно, и потому иногда даже очень рано обращаются за разъяснением к врачу (гораздо чаще, впро- чем, этого не бывает); затем ребенок вступает в школьный период и проявляет свои особенности или странности еще в большей мере, при- чем педагоги или вовсе не замечают, или игнорируют их, или же пере- толковывают их по-своему, — и, наконец, когда зло уже запущено или даже непоправимо, обращаются к врачу, ищут его всемогущества».
Кащенко отмечал, что родившееся физически здоровое существо имеет от природы возможности полноценного развития в благоприят- ных условиях. На практике таких условий не существует, и формиро- ванию ребенка сопутствуют неблагоприятные факторы, в том числе бо-
1 Дриль Дмитрий Андреевич (1846—1910) — ученый, юрист, психолог, педагог и общественный деятель. С его именем связано становление отечественной криминоло- гии и пенитенциарной (исправительно-трудовой педагогики). Он окончил юридичес- кий факультет Московского университета (1873) и там же прошел медицинскую подго- товку. Защитил диссертацию по теме: «Малолетние преступники» и с 1897 г. возглавлял отдел исправительно-воспитатсльных заведений при главном тюремном управлении МВД Российской империи. Вместе с В.М. Бехтеревым является основателем психонев- рологического института. С осени 1910 г. в этом институте начал читать лекции.
134 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей
лезни, которые затормаживают его физический и интеллектуальный рост, искажают его эмоциональную конституцию, делают недостаточ- ными его способности и неадекватными реакции на окружающие явле- ния. В таких случаях мы говорим о трудных детях, подчеркивая харак- терную особенность их жизненных проявлений (а также и в педагогическом плане), выражающихся в устойчивых отклонениях от нормы формирующейся личности, обусловленных физическими или умственными недостатками и в неадекватной форме поведения.
Наиболее типичными причинами (факторами) формирования детей, трудных в воспитательном отношении, Перфильев, Кащенко, Сухомлинский и другие указывали следующие:
а) наследственные: ребенок наследует от своих предков и родите- лей психофизиологические особенности своего организма, так или иначе обязательно влияющие на его развитие и весь склад будущего Я, способствующие формированию особенностей характера, уклоне- ний, которые не всегда быстро и ясно обнаруживаются родителями и педагогами;
б) своеобразия, приобретенные с рождения: недоношенность, хи- лость и слабость организма, особенности развития и функционирова- ния тех или иных органов и многие другие, существенно влияющие на его последующее развитие, формирование тех или иных отрица- тельных качеств и свойств личности;
в) своеобразия, приобретенные в раннем возрасте вследствие многообразия факторов, обусловливающих уход за ним:
— искусственное вскармливание;
— передача болезни от кормящей матери;
— бытовые условия;
— болезни и особенности их протекания;
— очевидная или незаметная, но постоянная недостаточность пи- тания;
— ушибы головы, травмы и многое другое.
Все это иной раз сразу не обнаруживается, но постепенно накап- ливается и влияет на психику ребенка, впоследствии сказываясь на ходе его индивидуального развития;
г) неумение родителей наблюдать и видеть своеобразие ребенка, нуждающегося в особо направленном развитии и воспитании. К таким детям относятся:
— гиперактивные здоровые и нет, чаще «нервные», бойкие, лег- ковпечатлительные, непоседы;
— гипоактивные — обыкновенно вялые, бледные, болезненные, малоподвижные, далеко не так восприимчивые, более упрямые, свое- нравные, сильнораздражительные и пр.;
Глава 11. Трудновоспитуёмые дети: сущность, причины, проблемы 135
— отличающиеся пластичностью психики и повышенной восприим- чивостью. Их (особенно маленьких детей) возбуждает или парализует агрессивность школьной суеты — беготня, шум, крик, особенно крик учителя, даже когда он кричит не на них. От крика ученик буквально цепенеет, застывает. Страх настолько сковывает ребенка, что он не слышит даже собственного имени; речь учителя теряет смысл, он не может понять, о чем тот говорит. Бывает, что 15—20 минут урока вы- падают из сознания ученика. Он продолжает механически делать то, что делал до того времени, когда страх оглушил, ошеломил его созна- ние. Под влиянием этого чувства он в течение продолжительного вре- мени не может нормально развиваться, т.е. самое драгоценное время упущено для полноценного умственного развития (Сухомлинский);
— одаренные, оказавшиеся в среде отчуждения, неприятия. Такое явление имеет место, вследствие различных возможностей этого ре- бенка и основной массы детского коллектива в познавательной дея- тельности и неадекватности их проявления;
— с замедленным умственным развитием (не умственно отсталые, а нормальные дети), в воспитании которых в дошкольные годы допу- щены ошибки;
— оказавшиеся в состоянии дезадаптации (начало пребывания в детском саду, переходе из детского сада в школу, при переходе в дру- гой школьный коллектив и пр.) и не умение воспитателей осознать это, провоцируя неадекватное поведение и негативную деформацию личности. Данный факт особенно отрицательно проявляется, когда и сама среда оказывается по отношению к этому ребенку агрессивной;
д) воспитание, воспитательные действия без учета индивидуаль- ных особенностей ребенка, педагогические упущения в работе с ним. Детское сердце легко ранимо. В учении, вообще во всей школьной жизни при невнимательном или равнодушном отношении к ребенку появляется множество острых углов и подводных камней, создающих условия для потрясений, с которыми он не может справиться. К таким факторам относятся:
— недостаток (отсутствие) должного воспитания в годы раннего детства (от года до семи-восьми лет). Чем дальше от рождения начи- нается воспитание разума, тем более трудновоспитуем человек в ин- теллектуальном плане. Данный фактор проявляется либо в ошибоч- ном мнении: чтобы ребенок учился, до поступления в школу его сознание должно оставаться как чистая доска: не надо учить его пи- сать и читать, либо в неумении создавать обстановку, способствую- щую развитию стремления ребенка к познанию в дошкольный и на- чальный школьный период. Если этого нет, т.е. по существу нет умственного воспитания, и возникает задержка умственного развития.
136 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей
В умственном воспитании важная роль принадлежит любозна- тельности. Она пробуждается в ребенке незаметно для тех, кто его окружает. Ее истоки в самой природе человека. Исследования спе- циалистов убедительно показывают, что ее можно развивать, тормо- зить и даже «закупорить». Знакомя ребенка с теми или иными ве- щами, предметами, явлениями, воспитатель обеспечивает его направленное развитие, которое могло бы удовлетворить воспитате- лей. И чем больше открытий, тем больше все новых и новых вопро- сов возникает у ребенка, тем больше он изумляется, радуется. Если этого не происходит, то у ребенка формируется невосприимчивость, непонятливость, тупость, которые делает его трудным в обучении и воспитании;
— несправедливость, оскорбляющая, уязвляющая самолюбие, вы- зывающая у ребенка возмущение и рождающая в его душе самые раз- нообразные формы активного и пассивного протеста. То, что у взрос- лого вызывает легкое волнение, у ребенка может стать источником большого горя;
— грубость и бестактность по отношению к ребенку, способ- ствующие усилению его возбуждения. Пережив подобное состояние, ребенок нередко прибегает к совершенно неожиданной форме актив- ного протеста — действиям на зло, к кривлянью, паясничанью и пр. Ему легче предстать в роли беззаботного шалуна, даже шута. В конце концов окружение привыкает к тому, что он кривляется и паясничает. Это очень опасное состояние — притупление чувства чести, гордости. Нельзя допускать, чтобы ребенок перестал уважать сам себя, доро- жить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть;
— равнодушие по отношению к ребенку, негативно сказывающее- ся на его нежной, чуткой натуре. Оно вызывает у него потребность изменения отношения к себе, и он разными формами старается привлечь внимание. Это могут быть истерические проявления, неор- динарные показные действия, агрессивность по отношению к окру- жающим;
— стремление некоторых родителей поставить воспитание на
«научную» основу, что приводит к нивелированию своеобразия собст- венного ребенка в угоду новомодным тенденциям избранной «педаго- гики». Часто такие родители используют определенную книгу и пы- таются дословно реализовать ее советы в воспитании, увлекаются специально подобранными игрушками, не соответствующими интере- сам и потребностям ребенка, создают искусственный круг общения, выискивают у ребенка «таланты и наклонности», очень часто мнимые или отвечающие существующей «моде», и начинается дрессировка,
Глава 11. Трудновоспитуёмые дети: сущность, причины, проблемы 137
ломка ума, чувства и воли ребенка, доходящие до истинной пытки и каторги для него. В итоге это приводит к деформации его личности, вплоть до трагедии;
— «сильные», «волевые» меры воздействия на ребенка в семье. По- слушание и повиновение не должны основываться на страхе, который порождает обман, лицемерие, подхалимство;
— «устройство» родителями своего ребенка в престижные детские сады, школы, гимназии, без учета его индивидуальных возможностей и склонностей. В таких учреждениях нередко имеет место перегрузка ребенка, его неспособность справиться с учебной программой, что приводит к серьезным нервным срывам, раздражительности и другим негативным последствиям;
— попустительство в воспитании — «свободное воспитание» без учета его негативных последствий. В этом случае часто воспитание вообще отсутствует, а впоследствии это ведет к бесконтрольности и полной неуправляемости в отношении ребенка;
— ошибки воспитания, способствующие формированию у ребенка отрицательных позиций, интересов, привычек, установок и пр.;
— отсутствие общественного воспитания, стремление родителей изолировать ребенка от внешней среды. Изоляция от реальной жизни формирует «искусственность» и ограниченность личности. Такому ребенку приходится очень трудно в последующем самопроявлении в школьной среде, в общении со сверстниками. Он не знает, как лучше себя вести с ними. Все это способствует его изоляции, сдерживанию активности, насмешкам сверстников, а порой и издевательствам с их стороны или, наоборот, его неадекватным действиям и поступкам, последствия которых трудно прогнозировать;
е) проблемы семьи, отражающиеся на воспитании ребенка:
— ребенок, которого не ждали и вызванное этим негативное отно- шение к нему;
— отсутствие подлинно человеческого окружения в детские годы. Существует поговорка «с кем поведешься, от того и наберешься». Не- лучшее окружение способствует усвоению опыта соответствующего поведения и отношения;
— приниженное или недостаточно почетное положение матери в семье. Неуважение к матери ведет к игнорированию ее воспитатель- ного воздействия и формированию понимания того, что необязатель- но слушаться тех, кто делает какие-либо замечания и наставления. У мальчиков от этого может сформироваться негативное отношение к представительницам противоположного пола;
— отсутствие отца или его положительного воспитательного вли- яния на ребенка;
138 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей
—агрессивностьсемейногобыта,способствующаяформированию у ребенка напряженности, переходящей в страх со всеми вы- текающими из этого явления негативными последствиями;
— самоустранение родителей от воспитания ребенка по различ- ным причинам: «служебной» занятости; из-за желания пожить для себя, пока молоды; перекладывание воспитания на бабушек, дедушек, других воспитателей. Такие родители часто считают, что, пока ребе- нок маленький, он ничего не понимает, а когда подрастет, вот тогда и займутся его воспитанием и др.;
— отсутствие единстватребований, согласованностидействийв процессевоспитания;
— отсутствие внутренней дисциплины и порядка в семье, положи- тельных воспитательных примеров, фактических образцов для подра- жания;
ж) случайно попавшая книга, телевизионная передача далеко не детского содержания, возбуждающие ранний не по возрасту интерес и поиск ответа не у родителей, а у знакомых;
з) улица в широком смысле слова, со всеми ее житейскими сторо- нами:
— отрицательныепримерыстарших;
— круг новых знакомых далеко не лучшего поведения, совместные поиски приключений и пр.
Изложенное показывает, как много факторов могут способст- вовать формированию трудновоспитуемости ребенка. Каждый ребе- нок трудновоспитуем по-своему, и в каждом случае для этого есть свои причины. Одни возникают вследствие своеобразия развития ре- бенка, его неугомонности и активности, другие — результат негатив- ного воспитания, влияния среды, третьи — следствие нарушения в развитии и недостатков воспитания и пр.