Техника ведения экскурсии.
Ø Знакомство экскурсовода с группой
1. Экскурсовод подойдя к группе или войдя в автобус должен поздороваться, представиться и ознакомить с темой и содержанием экскурсии, затем выдержав небольшую паузу, экскурсовод начинает экскурсию со вступления
Ø Место экскурсовода в автобусе
1. Знакомство и вступление экскурсовод произносит стоя в передней части салона лицом к экскурсантам до начала движения автобуса
2. Затем экскурсовод занимает рабочее место в 1-ом ряду справа походу
Ø Выход из автобуса и передвижения экскурсантами
1. На остановках где предусмотрен выход группы первым из автобуса выходит экскурсовод и отойдя от автобуса и ожидает группу
2. Передвижение от объекта к объекту должно происходить компактно. Место экскурсовода во главе группы. Расстояние между головной частью группы и теми кто идет последними не должно превышать 8-10 метров
3. Темп движения группы зависит от ее состава, от рельефа местности, не благоустроенности дороги, от наличия канав и рвов на природоведческих экскурсиях
4. В пешеходных экскурсиях темп должен быть спокойным и торопливым
5. Во время движения нельзя продолжать рассказ, но целесообразно отвечать на вопросы отдельных экскурсантов и вести непринужденную беседу в рамках тематики экскурсии
6. Подойдя к экскурсионному объекту экскурсовод должен убедиться что вся группа собралась и ждет продолжения экскурсии. Группу необходимо правильно расположить у объекта
7. Если устраиваются санитарные остановки и остановки для приобретения сувениров, экскурсовод должен предварительно сообщить точное время либо точный час отправки автобуса
Ø Расположение группы у объекта
1. Расположение группы прежде всего должно обеспечивать безопасность экскурсантов, особенно там где ведутся строительные работы, или оживленная езда транспорта
2. Для осмотра 1 объекта могут быть определены 1-2 и более точек в технологической в технологической карте экскурсии все точки должны быть указаны
3. При выборе точки осмотра необходимо учитывать время суток.
4. Наиболее удобное расположение группы у объекта полукругом, экскурсовод становится у одного из концов полукруга, полукругом к экскурсантам.
13.02
5. Если у одного объекта одновременно располагаются несколько групп следует сохранять такое расстояние между ними, чтобы экскурсоводы не мешали друг другу своим рассказом, а экскурсанты не мешали наблюдению объекта.
Ø Возвращение экскурсантов в автобус
1. При посадке группы в автобус экскурсовод входит в него последним и интересуется, все ли заняли свои места.
2. Убедившись, что все участники экскурсии находятся в автобусе, экскурсовод дает знак водителю о начале движения и продолжает экскурсию.
Ø Соблюдение времени проведения экскурсии
1. Соблюдение времени должно исполняться беспрекословно
2. Экскурсовод обязан точно следовать требованиям технологической карты экскурсии
3. В связи с опозданием подачи автобуса или опозданием группы экскурсовод должен сократить время отводимое для раскрытия подтем, но делать это следует с большой осторожностью и умением, сохраняя главное в содержании темы экскурсии
4. Экскурсовод должен быть заранее готовым к возможному сокращению фактического материала, чтобы на экскурсии эта работа не выглядела слишком скомкано(сумбурно)
Ø Паузы в экскурсиях
1. Паузы в экскурсии являются ее составной частью и должны заранее планироваться. Они целесообразны в тех частях экскурсии где по маршруту отсутствуют объекты показа. Их целью является возможность предоставления экскурсантам некоторого отдыха экскурсантам.
2. Паузы другого рода в экскурсии необходимы чтобы дать экскурсантам время для самостоятельного осмотра объекта, более детального его изучения, что способствует глубокому пониманию и восприятию темы. Экскурсовод должен обязательно деликатно направить действия экскурсантов во время подобной паузы.
Ø Реакция на непредвиденные происшествия
1. Экскурсовод во время непредвиденных обстоятельств которыми могут быть: пожарная машина с завывающей сиреной, пробегающая стая собак, шумная компания проходящая мимо, должен отреагировать адекватно. Не следует делать вид что экскурсовод этого не замечает. Лучше всего сделать небольшую паузу и подождать, пока посторонний раздражитель не исчезнет.
2. Если вернуть внимание экскурсантов быстро не получается из-за присутствия раздражителя, необходимо поменять точку показа объекта.
3. Возможным считается если экскурсовод даст краткую характеристику произошедшего косвенно связанную с темой экскурсии.
27.02
Ø Ответы на вопросы экскурсантов
1. В ходе проведения экскурсии у экскурсантов могут возникать вопросы. Если на них давать ответы немедленно, то это будет отвлекать аудиторию от восприятия основного содержания.
2. Экскурсоводу целесообразно во вступительном слове предупредить экскурсантов о порядке ответа на вопросы.
3. Есть 2 варианта ответов на вопросы: в конце экскурсии и по окончании каждой подтемы. Выбор зависит от экскурсовода.
Ø Использование индивидуального текста в ходе экскурсии
1. Борис Емельянов(автор учебника «Экскурсоведение») отмечает, что использование индивидуального текста не является нарушением методики проведения экскурсии, но не рекомендуется использование этого текста в обычном формате.
2. Экскурсоводу необходимо перенести основное содержание рассказа на специальные карточки.
3. Карточка может содержать следующие данные:
-краткие данные об объекте
-основные мысли рассказа
-схему анализа рассказа
-отдельные цитаты
-исторические даты
-цифровой материал
4. Экскурсовод не должен читать весь текст карточки, а лишь взглянув на карточку, уточнить содержание рассказа.
5. Во время пауз экскурсовод может просмотреть свой текст перед началом следующей подтемы.
1.03
Ø Показ экспонатов из портфеля экскурсовода
1. Портфель экскурсовода используется в качестве дополнительного иллюстративного материала как в самом рассказе при показе объекта, так и в ходе рассказа лишенного объектами показа.
2. Экспонаты демонстрируются на уровне головы, чтобы они были хорошо видны всем экскурсантам.
3. При показе экспонатов в ходе рассказа у объекта не следует передавать иллюстрации экскурсантам.
4. Не следует увлекаться показом экспонатов портфеля экскурсовода и превращать их в раздаточный материал.
Ø Пользование микрофоном
1. Нередко успех экскурсии зависит от качественного звука. Экскурсовод должен уметь пользоваться микрофонами разных типов.
2. Нужно помнить что звук, переданный с помощью усилительной установки нередко бывает менее разборчив, поэтому при использовании микрофона иногда следует сбавить темп и более четко проговаривать слова.
3. Недостатки, возникающие при использовании микрофона также можно нейтрализовать с помощью сохранения равномерного давления голосовой воздушной струи на микрофон и достижения выразительности за счет изменения окраски звука.
4. Экскурсовод должен до начала экскурсии проверить качество работы микрофона и особенности его использования.