Техника ведения экскурсии.

Ø Знакомство экскурсовода с группой

1. Экскурсовод подойдя к группе или войдя в автобус должен поздороваться, представиться и ознакомить с темой и содержанием экскурсии, затем выдержав небольшую паузу, экскурсовод начинает экскурсию со вступления

Ø Место экскурсовода в автобусе

1. Знакомство и вступление экскурсовод произносит стоя в передней части салона лицом к экскурсантам до начала движения автобуса

2. Затем экскурсовод занимает рабочее место в 1-ом ряду справа походу

Ø Выход из автобуса и передвижения экскурсантами

1. На остановках где предусмотрен выход группы первым из автобуса выходит экскурсовод и отойдя от автобуса и ожидает группу

2. Передвижение от объекта к объекту должно происходить компактно. Место экскурсовода во главе группы. Расстояние между головной частью группы и теми кто идет последними не должно превышать 8-10 метров

3. Темп движения группы зависит от ее состава, от рельефа местности, не благоустроенности дороги, от наличия канав и рвов на природоведческих экскурсиях

4. В пешеходных экскурсиях темп должен быть спокойным и торопливым

5. Во время движения нельзя продолжать рассказ, но целесообразно отвечать на вопросы отдельных экскурсантов и вести непринужденную беседу в рамках тематики экскурсии

6. Подойдя к экскурсионному объекту экскурсовод должен убедиться что вся группа собралась и ждет продолжения экскурсии. Группу необходимо правильно расположить у объекта

7. Если устраиваются санитарные остановки и остановки для приобретения сувениров, экскурсовод должен предварительно сообщить точное время либо точный час отправки автобуса

Ø Расположение группы у объекта

1. Расположение группы прежде всего должно обеспечивать безопасность экскурсантов, особенно там где ведутся строительные работы, или оживленная езда транспорта

2. Для осмотра 1 объекта могут быть определены 1-2 и более точек в технологической в технологической карте экскурсии все точки должны быть указаны

3. При выборе точки осмотра необходимо учитывать время суток.

4. Наиболее удобное расположение группы у объекта полукругом, экскурсовод становится у одного из концов полукруга, полукругом к экскурсантам.

13.02

5. Если у одного объекта одновременно располагаются несколько групп следует сохранять такое расстояние между ними, чтобы экскурсоводы не мешали друг другу своим рассказом, а экскурсанты не мешали наблюдению объекта.

Ø Возвращение экскурсантов в автобус

1. При посадке группы в автобус экскурсовод входит в него последним и интересуется, все ли заняли свои места.

2. Убедившись, что все участники экскурсии находятся в автобусе, экскурсовод дает знак водителю о начале движения и продолжает экскурсию.

Ø Соблюдение времени проведения экскурсии

1. Соблюдение времени должно исполняться беспрекословно

2. Экскурсовод обязан точно следовать требованиям технологической карты экскурсии

3. В связи с опозданием подачи автобуса или опозданием группы экскурсовод должен сократить время отводимое для раскрытия подтем, но делать это следует с большой осторожностью и умением, сохраняя главное в содержании темы экскурсии

4. Экскурсовод должен быть заранее готовым к возможному сокращению фактического материала, чтобы на экскурсии эта работа не выглядела слишком скомкано(сумбурно)

Ø Паузы в экскурсиях

1. Паузы в экскурсии являются ее составной частью и должны заранее планироваться. Они целесообразны в тех частях экскурсии где по маршруту отсутствуют объекты показа. Их целью является возможность предоставления экскурсантам некоторого отдыха экскурсантам.

2. Паузы другого рода в экскурсии необходимы чтобы дать экскурсантам время для самостоятельного осмотра объекта, более детального его изучения, что способствует глубокому пониманию и восприятию темы. Экскурсовод должен обязательно деликатно направить действия экскурсантов во время подобной паузы.

Ø Реакция на непредвиденные происшествия

1. Экскурсовод во время непредвиденных обстоятельств которыми могут быть: пожарная машина с завывающей сиреной, пробегающая стая собак, шумная компания проходящая мимо, должен отреагировать адекватно. Не следует делать вид что экскурсовод этого не замечает. Лучше всего сделать небольшую паузу и подождать, пока посторонний раздражитель не исчезнет.

2. Если вернуть внимание экскурсантов быстро не получается из-за присутствия раздражителя, необходимо поменять точку показа объекта.

3. Возможным считается если экскурсовод даст краткую характеристику произошедшего косвенно связанную с темой экскурсии.

27.02

Ø Ответы на вопросы экскурсантов

1. В ходе проведения экскурсии у экскурсантов могут возникать вопросы. Если на них давать ответы немедленно, то это будет отвлекать аудиторию от восприятия основного содержания.

2. Экскурсоводу целесообразно во вступительном слове предупредить экскурсантов о порядке ответа на вопросы.

3. Есть 2 варианта ответов на вопросы: в конце экскурсии и по окончании каждой подтемы. Выбор зависит от экскурсовода.

Ø Использование индивидуального текста в ходе экскурсии

1. Борис Емельянов(автор учебника «Экскурсоведение») отмечает, что использование индивидуального текста не является нарушением методики проведения экскурсии, но не рекомендуется использование этого текста в обычном формате.

2. Экскурсоводу необходимо перенести основное содержание рассказа на специальные карточки.

3. Карточка может содержать следующие данные:

-краткие данные об объекте

-основные мысли рассказа

-схему анализа рассказа

-отдельные цитаты

-исторические даты

-цифровой материал

4. Экскурсовод не должен читать весь текст карточки, а лишь взглянув на карточку, уточнить содержание рассказа.

5. Во время пауз экскурсовод может просмотреть свой текст перед началом следующей подтемы.

1.03

Ø Показ экспонатов из портфеля экскурсовода

1. Портфель экскурсовода используется в качестве дополнительного иллюстративного материала как в самом рассказе при показе объекта, так и в ходе рассказа лишенного объектами показа.

2. Экспонаты демонстрируются на уровне головы, чтобы они были хорошо видны всем экскурсантам.

3. При показе экспонатов в ходе рассказа у объекта не следует передавать иллюстрации экскурсантам.

4. Не следует увлекаться показом экспонатов портфеля экскурсовода и превращать их в раздаточный материал.

Ø Пользование микрофоном

1. Нередко успех экскурсии зависит от качественного звука. Экскурсовод должен уметь пользоваться микрофонами разных типов.

2. Нужно помнить что звук, переданный с помощью усилительной установки нередко бывает менее разборчив, поэтому при использовании микрофона иногда следует сбавить темп и более четко проговаривать слова.

3. Недостатки, возникающие при использовании микрофона также можно нейтрализовать с помощью сохранения равномерного давления голосовой воздушной струи на микрофон и достижения выразительности за счет изменения окраски звука.

4. Экскурсовод должен до начала экскурсии проверить качество работы микрофона и особенности его использования.

Наши рекомендации