Патриотизм и культура межнациональных отношений – важнейшие моральные качества человека; их значение для его личностного развития
Как отмечалось в предыдущей главе, весьма существенной частью морального воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных Ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
На нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, указывал А.Н. Радищев. «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия... и если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...»[145]
Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, – подчеркивал он, – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»[146].
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»[147].
Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.
2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их содержание и внутренняя структура
Для осмысления сущности патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis – происхождение) этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий.
Впервые слово патриот стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов.
В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник»[148]. «Патриот, – говорится в другом словаре, – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины»[149].
Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: «Патриотизм (от греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины»[150]. В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу»[151].
Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество. С этой точки зрения патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
Не менее сложным является и понятие культуры межнациональных отношений. Здесь прежде всего нужно иметь в виду, что в лексическом значении слово культура обозначает «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, совершенное умение»[152]. С этой точки зрения культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.
Следует отметить, что раньше, когда существовал Советский Союз как единое государство, в педагогике речь обычно шла о воспитании советского патриотизма и интернационализма, причем последние мыслились как дружба между народами, строящими социалистическое общество. Как видим, понятия эти были слишком политизированы. Теперь же они приобрели свой истинный этический смысл, и в настоящее время более правильно говорить о воспитании патриотизма и культуры межнациональных отношений как нравственных качествах личности.
Следует, однако, более детально уяснить содержание патриотизма и культуры межнациональных отношений. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.
Для осуществления воспитательной работы по формированию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.
Однако для процесса воспитания и формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме и культуре межнациональных отношений можно выделить следующие из этих компонентов: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы. Какой же она должна быть?