Типы курсовой работы (в зависимости от характера исследования и полученных результатов)

1. По содержанию курсовая работа может носить реферативный (2 курс) или опытно-поисковый (3 курс) характер.

2. Работа реферативного характера предполагает разработку теоретической части работы, в которой раскрываются история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы; написание заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы.

3. Работа опытно-поискового характера более сложна по структуре и предполагает:

-проведение констатирующего обследованиядля выяснения состояния дел в избранной сфере, вскрытия в ней частных закономерностей или тенденций и заключение о наличии (или отсутствии) той или иной тенденции или конкретной зависимости между изученными явлениями;

-разработку педагогических средств (психолого-педагогических методик, технологий, программ) для решения проблемы, выявленной на первом этапе эмпирической работы; описание содержания и технологии или совокупности способов решения той или иной педагогической задачи. Такие результаты могут быть представлены в форме методических рекомендаций и программ, предназначенных для педагогов, родителей, учащихся (воспитанников).

-апробацию подобранных (разработанных, модифицированных, адаптированных) методических средств (форм, метод, методик, программ, технологий, моделей и пр.); описание процедуры апробации.

-оценку результативности – студент проводит вторичное обследование с целью получения контрольных результатов формирующей работы по ее завершении (после апробирования программы, методики, технологии); осуществляет сравнительный анализ результатов констатирующего обследования (первичная диагностика) и результатов контрольного обследования (вторичная диагностика); на основе результатов сравнительного анализа оценивает результативность формирующей части работы – программы, методики, технологии (основанием для чего является положительная динамика предмета, на который были направлены формирующие воздействия).

Таким образом, в работах такого вида не только выявляются особенности каких-либо процессов и явлений, но и подбираются и апробируются средства по их развитию, формированию, коррекции, совершенствованию. В отдельных случаях (большая выборка испытуемых, широта изучаемых признаков, глубина интерпретации полученных результатов) студент может ограничиться первым – констатирующее обследование (первичная диагностика), или вторым – руководство к преобразованию – этапами работы.

4.Курсовая работа на 3 курсе может быть построена как теоретико-практический анализ опыта работы учителей, воспитателей, образовательных учреждений. Такие работы имеют очень большое значение для подготовки студентов-выпускников к практической деятельности, при выполнении их авторы проявляют уровень своей теоретической подготовки, умение видеть, сопоставлять, сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать, делать выводы. Например, тема «Опыт работы преподавателей… по использованию метода проектов в образовательной работе со студентами». Такие работы должны носить не описательный, а аналитический характер. Они не могут быть выполнены только на основе знакомства (наблюдение, знакомство с документацией) и воспроизведения (описания) опыта работы кого-либо из субъектов образовательного процесса. В ходе выполнения таких работ также необходимо применять социологические опросы, психодиагностические методы, проводить качественный и количественный анализ данных и, главное, уметь выделять достоинства функционирования той или иной системы и ее «проблемные зоны».

Наши рекомендации