МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ УЧАЩИХСЯ I—II КЛАССОВ
Задание. В курсе возрастной и педагогической психологии найдите ответы на следующие вопросы: каковы физиологические и психологические особенности, развития детей шестилетнего и семилетнего возраста? Какие существуют психологические показатели готовности шестилетних детей к обучению в школе? Каковы характерные особенности деятельности учащихся шестилетнего и семилетнего возраста? Как осуществить развитие познавательных способностей и интересов учащихся шестилетнего и семилетнего возраста?
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
В учебный план I—II классов (программа четырехлетней начальной школы) введен новый предмет — «Ознакомление с окружающим миром», на изучение которого отводится программой 32 ч (один час в неделю) в I классе и 34 ч во II классе. Это предмет синтетический, включающий элементарные сведения о природе, труде людей, правилах социалистического общежития. В содержании курса отражены два основных направления: первое— ознакомление школьников с явлениями общественной жизни людей и их трудом, воспитание культуры поведения; второе — знакомство с природой в непосредственном общении с ней, формирование элементарных представлений о предметах и явлениях природы, воспитание ответственного отношения к ним, культуры поведения в природе, организация посильной деятельности по ее охране.
Введение в учебный план данного предмета способствует решению целого ряда образовательных и воспитательных задач. В ходе знакомства с окружающим миром у детей формируются, обогащаются и систематизируются представления о социальном и природном окружении; учащиеся накапливают социально-нравственный жизненный опыт, учатся правилам, поведения в семье, школе, на улице, в общественных местах, в природе. Именно здесь у детей воспитываются те качества личности, которые определяют их отношение к Родине, обществу, труду людей, товарищам, самому себе. Задача учителя состоит в том, чтёбы помочь ребенку осознать себя членом семьи,
Y ч
членом школьного коллектива, полноправным гражданином своей Родины.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром большое внимание должно уделяться воспитанию любви к членам семьи, внимательного и уважительного отношения к учителям, сверстникам, окружающим людям на улице, в общественных местах, на транспорте. Задачей учителя является также формирование положительного отношения к труду, уважения к людям труда, бережного отношения к окружающим ребенка вещам как продуктам труда людей. Существенное место на занятиях данного предмета должно быть отведено обучению школьников навыкам личной и общественной гигиены. Учащиеся должны научиться выполнять посильные поручения взрослых: учителей, родителей, помогать товарищам, дружно работать в коллективе.
В содержании курса важное место занимает природоведческий материал, который готовит детей к восприятию и усвоению материала курса природоведения III—IV классов. Ознакомление детей с окружающей природой имеет большое познавательное и воспитательное значение.
В процессе общения с природой в сознании школьника на основе чувственного опыта формируются знания об окружающем мире. Эти знания важны для формирования правильных материалистических убеждений.
В процессе знакомства с окружающим миром на основе приобретенных знаний воспитываются такие качества личности, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умения наблюдать, логически мыслить. Бережное отношение к природе, забота о живых существах способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства, к своему труду.
Задача учителя заключается в том, чтобы воспитать у школьников действенную любовь к природе. С этой целью детей необходимо приучать к посильному труду на огороде, учебно-опытном участке в школе, в цветнике, ягоднике, уголке живой природы, уходу за комнатными растениями и домашними животными.
Знакомство с окружающим миром позволяет детям не только усвоить ряд общественно-социальных, природоведческих представлений и понятий, но и способствует формированию всесторонне развитой личности.
Содержание предмета «Ознакомление с окружающим ми-, ром» раскрывается в следующих темах: «Наш дом», «Наша школа», «Наша улица», «Наш город (село)», «Родная страна». При изучении этих тем накапливаются, обогащаются и систематизируются представления учащихся об окружающем мире,
осуществляется постепенный переход от простого к более сложному.
В I классе на уроках по теме «Наш дом» учащиеся знакомятся с режимом дня, с элементарными правилами личной гигиены: умениями правильно мыть руки, пользоваться носовым платком, чистить зубы, полоскать рот после еды. Дети узнают о значении для здоровья правильной посадки за партой во время занятий, значении проветривания помещения.
Школьники учатся правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором, соблюдать чистоту и порядок в учебной и игровой комнатах. Кроме того, учащиеся знакомятся с правилами поведения в гостях и дома.
Во второй теме «Наша школа» первоклассники ближе знакомятся со школой, ее помещениями (учительской, столовой, актовым залом, библиотекой и др.), их назначением, совершают экскурсии на пришкольный участок. Учитель рассказывает детям о профессиях работников школы (директор, воспитатель, врач, библиотекарь, уборщица и т. д.), их труде; учащиеся узнают правила поведения в школе, учатся правильным формам общения и поведения во время занятий.
Тема «Наша улица» знакомит детей с тротуаром, проезжей частью дороги, с правилами перехода улиц и перекрестков, с дорожными знаками, правилами поведения на улице.
При изучении темы «Наш город (село)» учитель рассказывает школьникам о достопримечательностях города, основных предприятиях и культурно-просветительных учреждениях: клубе, кинотеатре, спортивных сооружениях; дети знакомятся с различными видами транспорта: автобусом, трамваем, троллейбусом, метро, с правилами поведения на транспорте и в общественных местах, профессиями людей, занятых на произвол* стве, строительстве, в сельском хозяйстве, узнают о машинах, облегчающих труд людей.
Тема «Родная страна» знакомит учащихся с нашей Родиной — Союзом Советских Социалистических Республик и основателем Советского государства — В. И. Лениным, столицей нашей Родины — Москвой. Учитель рассказывает школьникам о заботе партии и правительства о детях, о советском народе. Учащиеся готовятся к праздничному утреннику и принимают в нем активное участие.
При изучении темы «Родная страна» учащимся рассказывают о временах года, и их характерных признаках; дети узнают много нового и интересного о растениях и животных, их значении в жизни человека; большое внимание уделяется мероприятиям по охране природы.
На протяжении всего учебного года дети ведут наблюдения за погодой, отмечая ее изменения в «Дневнике наблюдений» условными знаками. Учащиеся ведут наблюдения и за изменениями в жизни растений по временам года. В классе ведутся
наблюдения за распусканием листьев на побегах деревьев или кустарников, поставленных в воду, за выгонкой лука в ящиках или воде. В течение года дети ухаживают за комнатными растениями. Весной начинается работа на учебно-опытном участке: школьники подготавливают почву для посева, высаживают рассаду, поливают растения.
Задачами второго года обучения по курсу «Ознакомление с окружающим миром» являются закрепление и дальнейшее развитие представлении, полученных учащимися в Г классе. Программа II класса предусматривает работу по тем же темам: «Наш дом», «Наша школа», «Наш город (село)», «Родная страна». При раскрытии каждой темы предполагается дальнейшее обогащение и систематизация конкретных представлений детей о явлениях общественной жизни, о родном крае, о Родине, о предметах и явлениях окружающей природы.
В ходе изучения темы «Наш дом» у второклассников расширяются знания о своей семье, о профессиях членов семьи, их труде, распределении трудовых обязанностей в семье, организации отдыха. Более подробно второклассники знакомятся с режимом дня. Продолжается совершенствование приобретенных в I классе знаний, умений, навыков по личной гигиене. Учащиеся принимают посильное участие в работе по самообслуживанию в школе и дома. При обучении большое внимание уделяется бережному отношению к домашнему и школьному имуществу: к личным вещам, к вещам взрослых.
В теме «Наша школа» у учеников расширяются знания о школе. Они узнают расписание уроков, повторяют правила поведения на уроке, переменах, в классе, столовой, библиотеке, участвуют в общественно полезных делах школы, готовятся стать октябрятами.
Изучение темы «Наш город (село)» позволяет закрепить знания, полученные в I классе. Школьникам подробнее рассказывают о достопримечательностях города (села): памятниках, парках, новых стройках и т. п. Дети совершают экскурсию на ближайший к школе объект. Расширяются знания учащихся о наземном, водном, воздушном транспорте, о профессиях людей, работающих на нем. Продолжается работа по изучению правил поведения на улице, в общественных местах, в автобусах и поездах.
Тема «Родная страна» знакомит учащихся, с Гербом, Флагом и Гимном Советского Союза, со знаменательными датами в жизни нашей страны: 7 октября, 7 Ноября, 23 февраля, 8 Марта, 12 апреля, 1 Мая, 9 Мая. Дети принимают активное участие в проведении этих праздников. В этой же теме школьники узнают о неживой и живой природе, о значении Солнца для жизни на Земле, знакомятся с дикорастущими и культурными растениями, с деревьями, кустарниками и травами. Они узнают, что звери, птицы, насекомые — это животные, что жи-..
вотные бывают домашние и дикие. Учитель рассказывает детям о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Во II классе дети продолжают вести простые фенологические наблюдения за погодой, за изменениями в жизни растений.
Учащиеся наблюдают за сезонным трудом людей данной местности, принимают активное участие в общественно полезном труде (осенний сбор урожая на учебно-опытном участке и дома на огородах, очистка улиц от снега зимой, посев семян и уход за ними на учебно-опытном участке весной).
В течение года учитель организует и проводит сезонные экскурсии в природу (в осенний период — две), в ходе которых ведутся наблюдения за изменениями в природе ранней и поздней осенью.
Зимой проводится одна экскурсия, на которой школьники ведут наблюдения за состоянием природы зимой. В весеннее время организуются две экскурсии для наблюдения за состоянием природы в начале зесны и в конце ее.
Результаты наблюдений систематически записываются в «Дневнике наблюдений» и в классном «Календаре природы и труда».
Учащиеся в течение всего года продолжают вести наблюдения за комнатными растениями своего класса. По выбору учителя дети узнают названия некоторых комнатных растений, знакомятся с отличительными признаками некоторых из них, занимаются правильной расстановкой растений в классе и осуществляют систематический уход за ними.
Таким образом, изучение во II классе предмета «Ознакомление с окружающим миром» способствует значительному расширению знаний школьников о семье, школе, своей местности, своей стране, их систематизации и конкретизации. ;
В I—II классах занятия носят в основном ознакомительный характер. Для прочного усвоения в каждом классе выделяется лишь небольшой круг вопросов. Так, в I классе школьники должны знать свой домашний адрес, элементарные правила поведения на улице, основные правила поведения в школе (на уроке и переменах), правила культурного поведения с людьми. Школьники должны знать также группы растений и животных (деревья, кустарники, травы, звери, птицы, насекомые); условия, необходимые для их жизни, правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь выполнять элементарные правила личной гигиены, поведения на улице, в школе, природе, вести наблюдения за сезонными изменениями в природе под руководством учителя, ухаживать за комнатными растениями.
Учащиеся II класса после изучения курса «Ознакомление с окружающим миром» должны, знать название нашей страны и ее столицы, название республики, в которой они живут, и ее столицы. Учащиеся должны знать и уметь выполнять режим дня, правила поведения на улице и в общественных местах.
12 Заказ 5300
Учащиеся должны знать основные признаки времен года, названия нескольких растений и животных данной местности, уметь их отличать. Дети должны уметь вести эпизодические самостоятельные наблюдения в природе и фиксировать их в «Дневнике наблюдений», классном «Календаре природы и труда».
Предмет «Ознакомление с окружающим миром» тесно связан с остальными предметами курса начальной школы. Наблюдения за жизнью природы и общества, за трудом советских людей способствуют лучшему пониманию учебного материала по таким предметам, как чтение, русский язык, развитие речи, трудовое обучение и др.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА