Исторический доклад JI. С. Выготского на II съезде СПОН. Рождение советской дефектологической науки
Сегодня никого не надо убеждать в том, что II Всероссийский съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) вошёл в историю благодаря знаменитому докладу основоположника отечественной научной школы дефектологии — Льва Семёновича Выготского. Но на излёте 1924 г. немногие из участников «исторического съезда» поняли, что присутствовали при рождении советской дефектологической науки.
Кому же посчастливилось 26 ноября 1924 г. слушать «Моцарта психологии»? Представить социальный портрет аудитории позволяет отчёт, подготовленный сотрудницей Наркомпроса В. М. Васильевой. Из 686 делегатов в комсомоле* (РЛКСМ) состояло 8%, в ВКП(б) — 21%, кандидатов партии — 1,5%, таким образом, треть делегатов являлась теми самыми «учителями-социалистами», о которых в 1918 г. мечтал нарком просвещения А. В. Луначарский. Почти половину составляли учителя новой формации, педагогический стаж 43% участников не превышал десяти лет. Любопытен возрастной состав делегатов: «...до 20 лет — 2,7%, 20—30 лет — 42,3%, 30— 40 лет —37,6%, 40—50 лет—13,3%, свыше 50 лет —3,4%, не указано — 0,6%. Численность зрелых людей, обладающих достаточным опытом практической работы, не достигала 20%. Высшее образование имели лишь 26%. Примечательно, что чиновница Наркомпроса ни словом не обмолвилась о выступлении на съезде заведующего отделом детской дефективности Л. С. Выготского.
«В течение пяти лет Л. С. Выготский преподавал в школах I и II ступени, в техникуме, в профтехшколах для взрослых Губполитпросвета, на курсах Соцвоса по подготовке дошкольных работников, на летних курсах по переподготовке школьных работников, в Гомельском рабфаке и в школах. На рабфаке и в школах тов. Выготский вёл занятия по русскому языку и литературе, в педтехникуме и на курсах — по логике и психологии (общей, детской и экспериментальной).
<...> По инициативе Л. С. Выготского и его силами был организован психологический кабинет, широко поставивший обследование учащихся школ и детей из детских домов. <...> Союз считает наиболее ценным в работе тов. Выготского его курс по педагогической психологии, прочитанный в летние месяцы на курсах для сельских просвещенцев и курсах учителей. <...> Во всей педагогической работе тов. Выготский являлся проводником современной марксистской педагогики».
1924 г.стал годом бенефиса молодого психолога в Петрограде и Москве. В январе он выступает с докладом на II Всероссийском съезде по психоневрологии (Петроград) столь блистательно, что получает приглашение стать сотрудником Московского института экспериментальной психологии. По приезде в Москву Лев Семёнович обнаруживает ещё одно научное пристрастие — «воспитание слепоглухонемых детей», во всяком случае, именно так он ответит на вопрос личного листка сотрудника Наркомпроса: «В какой отрасли считаете своё использование наиболее целесообразным?»
На работу в это ведомство Выготского рекомендовал методист Главсоцвоса Наркомата просвещения И. И. Данюшевский59, когда-то преподававший вместе со Львом Семёновичем на гомельском рабфаке. Данюшевский перебрался в Москву годом раньше. В июле 1924 г. Л. С. Выготского назначают заведующим подотделом воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей Отдела социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН). Заявить себя в новом качестве Льву Семёновичу предстояло на II съезде СПОН в ноябре 1924 г.
Наркомпрос готовился к съезду основательно, его началу предшествовала серия рабочих встреч, заседаний, совещаний с привлечением педологов, психологов, дефектологов, учителей, врачей, сотрудников колоний для морально дефективных детей. Первое заседание организационного бюро состоялось в мае, т. е. за полгода до начала съезда, что свидетельствует о пристальном внимании правительства к работе с неблагополучными детьми. Тезисы основных докладов многократно обсуждались на разных уровнях, в том числе на бюро съезда и коллегии Государственного учёного совета (ГУС) Наркомпроса. На коллегии по тезисам доклада Л. С. Выготского с замечаниями выступила Н. К. Крупская, предложившая более чётко обозначить практически значимые положения. «Н. К. Крупская говорила о том, что на съезде надо особенно подчеркнуть мысль о необходимости найти эффективные пути приближения обучения дефективных детей к условиям обучения и воспитания в общеобразовательной школе. Вместе с тем она отмечала необходимость создания условий включения таких детей в общественно-трудовую жизнь». По сути, устами Н. К. Крупской государство сформулировало заказ, исполнение которого вменялось заведующему подотделом воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей JI. С. Выготскому. Ему предстояло донести правительственную идею до участников съезда и попытаться найти способ её решения. И с тем и с другим Лев Сёменович справился блестяще.
Доклад «О современном состоянии и задачах в области воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей», сделанный 26 ноября 1924 г. на заседании секции обучения и воспитания дефективных детей, положит начало советской дефектологической науке. Этот текст и последующие работы Л. С. Выготского заложат научный фундамент будущих исследований и открытий в сфере понимания природы психического развития ребёнка, сути первичных и вторичных нарушений, принципов построения «обходных путей», специальных методов, приёмов, средств обучения и воспитанияj Правда, после постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) идеологические цензоры на десятилетия отправят работы Л. С. Выготского в спецхран, лишив не одно поколение дефектологов возможности познакомиться с ними. Возвратиться на книжные полки этим трудам будет суждено только в последней четверти XX столетия. Ныне заинтересованный читатель без труда найдёт полный текст доклада. Мы же процитируем его фрагменты, чтобы зафиксировать вехи перестройки специальной школы, намеченные II съездом CIIOH, точнее, государством:
«Революция, перестроившая нашу школу сверху донизу, — говорил Л. С. Выготский, — почти не коснулась специальной школы для дефективных детей. <...> Работа остаётся до сих пор не связанной ни теоретически, ни практически с общими основами специального воспитания и с системой народного просвещения нашей Республики.
Задача состоит в том, чтобы связать педагогику дефективного детства (сурдо-, тифло-, олиго- и т. п. педагогику) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства. Предстоит большая работа по перестройке нашей школы на новых началах. <...> У нас обучение и воспитание... дефективных детей должны быть поставлены как проблема социального воспитания; и психологически, и педагогически это есть проблема социального воспитания. <...> Задача сводится к тому, чтобы нарушение социальной связи с жизнью было налажено каким-то другим путём».
По точному замечанию X. С. Замского, «на II съезде СПОН были сформулированы новые общие принципы решения теоретических вопросов воспитания аномальных детей. <...> Было положено начало нового курса в работе с аномальными детьми. Был заложен фундамент научной специальной педагогики».
Советское государство определило уникальную задачу, не ставившуюся ни в одной стране мира, — подготовить аномальных детей к участию в строительстве социализма, и решить её можно было, лишь раздвинув границы привычного. Л. С. Выготский создаст культурно-историческую теорию развития высших психических функций, выдвинет положение о первичных и вторичных нарушениях, будет доказывать, что биологический дефект (слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) приводит к нарушению взаимодействия ребёнка с окружающим миром, следствием чего и являются нарушения психического развития, которые вторичны по своей природе и могут быть преодолены или смягчены посредством специального обучения и воспитания. Выдающийся психолог будет отстаивать мысль о том, что «аномальный ребёнок» — явление не столько биологическое, сколько социальное, что главной задачей дефектологии является разработка «обходных путей» и специальных методов введения такого ребёнка в социум, культуру.
Появление Л. С. Выготского, заложившего основы теории советской дефектологии, не счастливая случайность, не исторический казус неожиданного прихода титана мысли, предложившего современникам другой, прежде невозможный, взгляд на ребёнка, его развитие и обучение, это был отклик на вызов времени.
Гений Л. С. Выготского обеспечил сколь стремительное, столь и блестящее начало советской дефектологической науки, однако было бы заблуждением,полагать, что практика поспешила воплотить предложенную теорию в жизнь.