Базовый социокультурный ряд
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка.Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение бремени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
Класс 34 часа
Тема «Вера» (9 час.)
ВЕРА. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело — к вере.
ВЕРНОСТЬ — преданность и надежность. Верность — знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Что означает — жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда — путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала — награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
Тема «Надежда» (8 час.)
НАДЕЖДА — стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды — отчаяние.
СОГЛАСИЕ — единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ — умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ — доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Тема «Любовь» (9 час.)
ЛЮБОВЬ — сердечная привязанность. Любовь — добро. Любовь — единство. Любовь — дружба. Святая любовь. Любовь — созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ — милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев — там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
РАСКАЯНИЕ — чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.
Тема «София» (8 час.)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума — беда. Где ума не хватит — спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение — труд.
ИСТИНА — неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание — плод учения, а истина — любви и правды. Мудрость и мудрецы. София — Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь — родные сестры.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Раскаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
Класс 34 часа
Введение (1 час)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?
Традиции образа (8 часов)
ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.
Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная. Крестная, богоданная, названная.
Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной.
Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.
Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.
Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.
СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя.
Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.
Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.
СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце — образы просветителей.
Образы праведников и мудрецов. Святые, бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.
Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
Традиции Слова (8 часов)
СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни — важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты — традиционные проявления родительского благословения.
Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.
ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.
Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.
Присяга — слово долга. Обет — добровольное обязательство.
Традиции дела (8 часов)
ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу — своя пора.
Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер — золотые руки.
Купцы и предприниматели — деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение — защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.
Служение священства — научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.
Суд и управление — сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.
ТВОРЧЕСТВО. Талант — особый дар человека. Творчество иконописца — передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.
Живописец. Его призвание — раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.
Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела — жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
Традиции праздника (8 часов)
ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.
Общинные праздники; братчины обетные. заветные. Всеобщее примирение и веселие.
Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание. ярмарка, гулянье.
РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.
ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.
МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.
Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.
ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.
Заключительный урок (1 час)
Исторический, нравственный и духовный смысл традиций.
Базовый социокультурный ряд: Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать — хранительница очага, крестная мать. Мир — Вселенная, мир — сообщество, мир-согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Контроль и оценка планируемых результатов
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Формы подведения итогов: анализ рисунков по темам курса, в конце курса проводится диагностика по изучению уровня воспитанности учащихся (автор Н.П.Капустин), в 4 классе изучение социализированности личности учащихся (автор М. И .Рожков), проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления, разработка и защита проектов по отдельным темам.
VII. Календарно-тематическое планирование 1 классе (33 часа)
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Формируемые УУД по теме | Форма занятия | Дата проведения |
МИР (10ч.) Введение в предмет. Солнышко, мама и папа | Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Ресурсный круг | |||
Мир и лад (Поле, школа и семья) | Ролевая игра | ||||
Истоки и школа | Работа в группе | ||||
Дар (Рождество) | Работа в паре | ||||
Истоки и радуга | Работа в группе | ||||
Сказки А.С. Пушкина | Литературная викторина | ||||
Родной край | Ресурсный круг | ||||
Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец | Работа в группе | ||||
Святыни России. Илья Муромец | Работа в группе | ||||
Обобщающий урок (Память) | |||||
Слово (10 ч.) Слово | Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Ресурсный круг | |||
Весна и слово | Работа в паре | ||||
Золотое сердечко | Работа в группе | ||||
Серебряное копытце | Творческий конкурс | ||||
Честное слово. Добрыня Никитич | Ресурсный круг | ||||
Слово о родителях | Ресурсный круг | ||||
Святое слово. Алеша Попович | Работа в группе | ||||
Чаша жизни | Ресурсный круг | ||||
Обобщающий урок (Внимание) | Тематичесчкая игра | ||||
Экскурсионно-тематический урок. | Экскурсия | ||||
Образ (6 ч.) Родник | Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Работа в паре | |||
Образ Родины | Работа в группе | ||||
Образ защитника Отечества | Ролевая игра | ||||
Образ праздника (День Победы) | Литаратурный конкурс | ||||
Обобщающий урок (Мышление) | Работа в группах | ||||
Экскурсионно-тематический урок. | Экскурсия | ||||
Книга ( 6ч.) Книга | Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Ресурсный круг | |||
Книга книг | Работа в группе | ||||
Живое слово книги | Творческий конкурс | ||||
Первая книга. Мир книги | Литературная игра | ||||
Речь | Работа в группе | ||||
32-33 | Обобщающий урок | Работа в группе. Ресурсный круг |
VIII. Материально – техническое обеспечение программы
1. И.А. Кузьмин, Л.В. Камкин. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы)(Истоковедение. Том 1. Издание 3-е. дополненное. 2010, с. 57-76; Истоковедение. Том 5. Издание 4-е. дополненное. 2009, с. 13-32).
2. Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2009).
3. А.В. Камкин Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
4. А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2010).
5. А.В. Камкин Истоки Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки».
6. Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
7. 7. Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II (Издательский дом «Истоки», 2010).
8. 8. Бандяк О.A., Котельннкова Н. В. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки». 2010).
9. 9. Котельннкова Н.В.. Твардовская НЮ. Истоки Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2010).
10. 10. Ергина В.Д., Смирнова Т.Н. Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса общеобразовательных учебных заведений. Части 1 и 2 . Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2010).
11. 11.Азбука Истоков « Золотое сердечко». .Методический комментарий (Истоковедение. Том 5. Издание 4-е, дополненное, 2009, с. 35-56).
12. Кузьмин И.А., Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М., 2013.
13. • портреты великих русских поэтов:
Александра Сергеевича Пушкина,
Михаила Юрьевича Лермонтова,
Федора Ивановича Тютчева,
Сергея Александровича Есенина;
• иконографические изображения и портреты великих людей России:
Святого князя Владимира,
Святого князя Александра Невского,
Михаила Илларионовича Кутузова,
Александра Васильевича Суворова.
14. ОБОРУДОВАНИЕ:
15. Интерактивная доска Interwrite;
16. Проектор
17. Рабочее место учителя, оборудованное компьютером;
18. Музыкальный центр
19. Электронные пособия
Содержание учебного курса «Истоки».
№п\ | Тема занятия | Планируемые результаты | Основные понятия Метапредметные и личностные результаты | |||
Тематический блок «Родной очаг» (18 часов) | ||||||
1. | Введение Истоки -начало. | Знакомство с учебником, рабочими тетрадями, символами «И стоков» | Личностные: -положительное отношение к освоению содержания предмета «Истоки возрождения Регулятивные: - принимать алгоритм выполнения учебной задачи; Познавательные: -читать тексты, понимать их содержание; Коммуникативные: -реализовывать потребность в общении со сверстниками | Учс. 3-4, | ||
2- 3. | Имя. Как выбирают имя и что оно обозначает. | Почему нужно дорожить своим именем. | Регулятивные: Менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи | Уч7-8 , Т. 5 | ||
4- | Семья. Основа семьи. Фамилия. Семья. Основа семьи. Фамилия. Семья. Основа семьи. Фамилия. | Семья – мир самых близких друзей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей- основа семьи. | Личностные: -начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах (семья, родители) Коммуникативные: Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией | Уч9-12; Т.7-8 | ||
7- 8- 9. | Род. Люди происходят от одного предка. Родители. Почитание родителей. Семейные традиции. Родина. Родня. Родствен-ные отношения. | Род- люди, происходящие от родного предка. Род- твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода. | Личностные; - начальные представления о нравственных понятиях (семья, родители, ответственность за родителей, малая родина) | Уч13-16; Т.9-11 | ||
10- 11- | Дом. Порядок. Уклад, ритм дома. Семейные реликвии. дома. Семейные реликвии | Территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. | Личностные; - начальные представления о нравственных понятиях (семья, родители, ответственность за родителей, малая родина) | Уч17-19; Т13-15 | ||
13- 14- 15. | Деревня. Земледельцы. Трудолюбие. Деревня. Земледельцы. Трудолюбие Деревня. Земледельцы. Трудолюбие | Земледелие. О чём рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? | Личностные: -начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других) Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий; Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками. | УЧ20-22; Т16-18; | ||
16- 17. | Город. Город-труженик. Щит Отечества. Хранители культуры. | Город – щит Отечества, умелец и труженик. Город – твердыня веры. Город – хранитель культуры. | Личностные; - начальные представления о нравственных понятиях (семья, родители, ответственность за родителей, малая родина) | Уч23-26; Т19-20; | ||
18- | Обобщающий урок по теме «Родной очаг» | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. | Личностные: -начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других) Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий; Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками. | |||
19- 20. 21. | Часть 2. _____________ Нива и поле. Труд земной и труд души на ниве. | Тематический блок «Родные просторы» 12 ч ________________________________________ Труд земной и труд души на ниве . « НИВА – БОЖЬЯ ЛАДОНЬ» | ________________________________________________ Познавательные : Формулировать несложные выводы. Личностные: Любовь к родному дому, малой Родине | ___________ Уч29-32; Т22-24; | ||
22- 23. | Лес. Дерево жизни. Дары леса. | Как лес служит человеку? Дары природы. В чём красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья, напоминающие дерево жизни. | Регулятивные: Выполнять учебные действия и оценивать их | Уч33-37; Т25-26; | ||
24- 25. | Река. Истоки, жизнь и нрав реки. Ручей-река-море-океан. | О чём говорят названия рек? Как реки служат человеку? В чём красота реки и её берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мёртвая и святая. Жизнь реки и человека. | Познавательные : Формулировать несложные выводы. Личностные: Любовь к родному дому, малой Родине | Уч38- 41; Т27-28; | ||
26- 27- 28. | Море-океан. Мореходы. Соловки- северная святыня. Море-океан. Мореходы. Соловки- северная святыня | Как море служит человеку? В чём красота моря? Море- конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы. | Личностные: -начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других) Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий; Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками. | Уч42-44; Т29-30; | ||
30. | Путь-дорога. Путники. Па-ломники. Гостеприимство. Путь-дорога. Путники. Па-ломники. Гостеприимство | Дороги родных просторов. Путники. Чему учила путников дорога? | Познавательные : Формулировать несложные выводы. Личностные: Любовь к родному дому, малой Родине | |||
31. | Обобщающий урок по теме «Родные просторы» | Познавательные : Формулировать несложные выводы. Личностные: Любовь к родному дому, малой Родине | ||||
32- 33. 34. | _____________ Сев и жатва. Разлуки и встречи. Труд земной. Сев и жатва. Разлуки и встречи. Труд земной. | Часть 3. Тематический блок «Труд земной»-18ч __________________________________________ Земля родная – кормилица для человека. « Хочешь есть калачи- не сиди на печи» «Хлеб – всему голова» | __________________________________________________ Регулятивные: Корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла Коммуникативные: воспринимать мнение собеседников | |||
35- 36. _ 37- 38- 39. | Братья меньшие. Домаш-ние животные. ____________ Ткачихи-рукодельницы. Женский труд. | Социокультурное наполнение категории « Братья наши меньшие» ________________________________________ Как рубашка в поле выросла? Чему учит человека труд пряхи и ткачихи? | Познавательные : Формулировать несложные выводы. Личностные: Любовь к родному дому, малой Родине, природе Регулятивные: Корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками | |||
40- 41- 42. | Мастера-плотники. Инструменты плотника. | Социокультурное наполнение категории «Мастера-плотники». Терпение. Сноровка. Инструменты плотника. | Личностные: -начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других) Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий; Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками. | |||
43. 44- | Кузнецы-умельцы. Горн. мечи, молот. Кузнецы-умельцы. Народ- ная сила и ловкость. | Социокультурное наполнение категории «Кузнецы». Горн. Мечи. Молот. Народная сила и ловкость. | Регулятивные: Выполнять учебные действия и оценивать их | |||
46- 47- 48. | Ярмарка. Купец. Товар. Част ная торговля. | Купец. Товар. Торг. Честная торговля. | Коммуникативные: воспринимать мнение собеседников | |||
Обобщающий урок «Труд земной» | Коммуникативные: воспринимать мнение собеседников | |||||
Часть 4. Тематический блок «Труд души» (20 часов) | ||||||
50. 51. 52. | Слово. Мудрое слово. Слово покаяния. Слово. Мудрое слово. Слово покаяния. Слово. Мудрое слово. Слово покаяния. | Мои добрые Слова и дела. Первый образ, который я дарю людям. От разума – умные, меткие слова. От сердца – добрые и задушевные слова. От духа – слова покаяния, прощения, молитвы. | Личностные: -начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других) Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий; Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками. | |||
53- 54- 55. | Сказка. Сказочное слово. Житейская мудрость. | Слово сказочное – мудрый и добрый спутник на дороге жизни. | Регулятивные: Выполнять учебные действия и оценивать их Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками | |||
56- 57- 58. | Песня. Народные песни. Духовные песнопения. | Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева) Какие песни мы знаем? | Регулятивные: Выполнять учебные действия и оценивать их Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками | |||
59- 60- 61. | Праздник. Смысл праздника. | В каждом празднике живёт своё Слово. Праздник – это день, когда мы радуемся, миримся, благодарим, вспоминаем . Это день, когда душа трудится в радости. | Личностные: Стремление к успешности учебной деятельности Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками | |||
62- 63- | Книга. Книга книг – библия. Книга. Книга книг – библия. Книга. Книга книг – библия. | Читать книгу – значит сердцем воспринимать всё, о чём пишет автор. В мудром книжном слове живёт большая сила. Чтение – сердечный дар. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран. | Регулятивные: Выполнять учебные действия и оценивать их Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками Личностные: Стремление к успешности учебной деятельности Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками | |||
65- | Икона. Лампада. Красный угол. Икона. Лампада. Красный угол. | Икона – это Слово в образах. | Личностные: Стремление к успешности учебной деятельности Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками | |||
68. | Храм – дом божий. Слово в образе. Обобщающий урок | Тысячи лет люди ходят в храм. Идут страждущие и плачущие – и там утешаются. Идут растерявшиеся – и там получают наставление. Идут провинившиеся - и получают прощение. Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога. Храмы нужно беречь. Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь. | Личностные: -начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других) Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий; Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками. | |||
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы.
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
— овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
— приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие управленческих способностей;
— наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
— развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
— создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования может быть представленв следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), который представлен в Стандарте:
— любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
— владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
— любящий свой народ, свой край и свою Родину;
— уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
— готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
— доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
— выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Предметные результаты:
Класс.
Содержание первого класса, в основном, сосредоточено на понимание сути Истоков. Система духовно – нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий «Слово», «Образ», «Книга», которые дают представление о «Мире»: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно – нравственном).Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков.Тема «Мир», помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры, как мир людей ее созидающих. Тема «Слово» раскрывается посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным. Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Тема «Образ» наполнена содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ». Тема «Книга» позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.
Класс.
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. Во втором классе учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
Класс.
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Тематика программы в 3 классе является продолжением изученного в 1-ом и 2-ом классах. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.
Класс.
В четвертом классе учебный курс призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «Истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно понять жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса. В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.
Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Цель: воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.
Задачи:
1. Подвести учащихся к пониманию сути Истоков ;
2. Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
3. Развивать образное и логическое мышление;
4. Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
5. Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.