IV. Подготовка к восприятию произведения. 1. Ученик читает стихотворение

1. Ученик читает стихотворение.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос.

Теперь уж пусто всё — простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Ф. Тютчев

— Как наблюдателен поэт! Он делится е нами увиденным, своей радостью, немножко окрашенной грустью. Как поэтичны его стихи!

— Какие картины можно нарисовать к этому произведению?

/ картина. Ясный, солнечный день ранней осени. Небо го­лубое, безоблачное. Воздух чистый, как хрусталь, прозрачный. На смену каждому дню приходит лучезарный вечер -- полный света, сияния, блеска.

2 картина. Пустое поле, собран урожай. Ещё совсем недав­но «гулял серп» крестьяне жали на своих полосках земли рожь-кормилицу. Серпы так и мелькали в их проворных руках. Было очень трудно, но лица их светились радостью, ведь жатва для крестьян - великий праздник. А сейчас тихо в поле. Не видно колосков. Земле-матушке тоже нужно отдохнуть. Празд­ные борозды --- ничем не заняты, не засеяны. Тишина. Только паучки безмолвно совершают свое путешествие па паутинах.

3 картина. Теплая и чистая лазурь — безоблачное голубое небо. Тишина. Не слышно пения птиц. Везде в природе чув­ствуется легкая грусть. Природа замерла в ожидании. Ведь эта «дивная пора» коротка. Скоро придут холод и ненастье.

V. Работа с текстом стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели»

1. Чтение стихотворения учителем (с. 55).

2. Проверка эмоционального восприятия.

— Какое настроение создает стихотворение? Почему?

3. Обсуждение прочитанного.

— Какая пора года описывается в стихотворении?

— Что случилось с листьями? Как об этом говорится в сти­хотворении?

— На что похожи осенние листочки? Как они падают с де­ревьев?

— Какое солнце осенью?

— Почему птицы улетают в теплые края?

— Как мы можем позаботиться о птицах, которые остаются зимовать?

4. Самостоятельное чтение.

— Прочитайте стихотворение, докажите строчками из тек­ста, что в стихотворении описывается осень.

5. Выборочное чтение.

— Прочитайте, что случилось с листьями?

— Как светит солнце?

6. Выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца.) Физкультминутка

VI. Работа со стихотворением И. Интулова «Осень»

1. Чтение стихотворения учеником (с. 54).

2. Проверка первичного эмоционального восприятия.

- Какое настроение создает стихотворение? Почему?

3. Обсуждение прочитанного.

— О какой поре года говорится в стихотворении?

— Какая птица не улетела в теплые края?

—Почему?

— Какой период осени описан?

— Как вы догадались?

— Что за пожар случился в лесу?

— Как вы понимаете выражение «в нем поселилась осень»? Замените слово «поселилась» близким по значению.

4. Самостоятельное чтение.

-— Выучите стихотворение наизусть.

5. Выразительное чтение (конкурс на лучшего чтеца).

VII. Подведение итогов урока

- С какими произведениями мы познакомились на уроке?

— Назовите авторов стихотворений, которые пишут об осени?

— Какое произведение вам особенно понравилось? Почему?

VIII. Рефлексия

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

IX. Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворение Е. Интулова «Осень»

Нарисуй иллюстрации к стихотворению Елены
Благининой «Улетают, улетели...».

IV. Подготовка к восприятию произведения. 1. Ученик читает стихотворение - student2.ru

 

Урок № 21

Тема: ЮРИЙ КОВАЛЬ «СИРЕНЬ И РЯБИНА», «ДУБЫ», ИРИНА ТОКМАКОВА «ОСИНКА»

Цели:

  • развивать речевое дыхание, умение отчетливо произносить звуки;
  • совершенствовать умение читать вслух, молча, вполголоса;
  • способствовать формированию умения сравнивать произведения раз­личных жанров;
  • развивать умение находить в тексте и коллективно подбирать рифмованные слова;
  • создавать условия для активной позна­вательной деятельности, расширения знаний о природе родного края, формирования бережного отношения к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

Наши рекомендации