IV. Подготовка к восприятию произведения. 1. Ученик читает стихотворение
1. Ученик читает стихотворение.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос.
Теперь уж пусто всё — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
Ф. Тютчев
— Как наблюдателен поэт! Он делится е нами увиденным, своей радостью, немножко окрашенной грустью. Как поэтичны его стихи!
— Какие картины можно нарисовать к этому произведению?
/ картина. Ясный, солнечный день ранней осени. Небо голубое, безоблачное. Воздух чистый, как хрусталь, прозрачный. На смену каждому дню приходит лучезарный вечер -- полный света, сияния, блеска.
2 картина. Пустое поле, собран урожай. Ещё совсем недавно «гулял серп» крестьяне жали на своих полосках земли рожь-кормилицу. Серпы так и мелькали в их проворных руках. Было очень трудно, но лица их светились радостью, ведь жатва для крестьян - великий праздник. А сейчас тихо в поле. Не видно колосков. Земле-матушке тоже нужно отдохнуть. Праздные борозды --- ничем не заняты, не засеяны. Тишина. Только паучки безмолвно совершают свое путешествие па паутинах.
3 картина. Теплая и чистая лазурь — безоблачное голубое небо. Тишина. Не слышно пения птиц. Везде в природе чувствуется легкая грусть. Природа замерла в ожидании. Ведь эта «дивная пора» коротка. Скоро придут холод и ненастье.
V. Работа с текстом стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели»
1. Чтение стихотворения учителем (с. 55).
2. Проверка эмоционального восприятия.
— Какое настроение создает стихотворение? Почему?
3. Обсуждение прочитанного.
— Какая пора года описывается в стихотворении?
— Что случилось с листьями? Как об этом говорится в стихотворении?
— На что похожи осенние листочки? Как они падают с деревьев?
— Какое солнце осенью?
— Почему птицы улетают в теплые края?
— Как мы можем позаботиться о птицах, которые остаются зимовать?
4. Самостоятельное чтение.
— Прочитайте стихотворение, докажите строчками из текста, что в стихотворении описывается осень.
5. Выборочное чтение.
— Прочитайте, что случилось с листьями?
— Как светит солнце?
6. Выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца.) Физкультминутка
VI. Работа со стихотворением И. Интулова «Осень»
1. Чтение стихотворения учеником (с. 54).
2. Проверка первичного эмоционального восприятия.
- Какое настроение создает стихотворение? Почему?
3. Обсуждение прочитанного.
— О какой поре года говорится в стихотворении?
— Какая птица не улетела в теплые края?
—Почему?
— Какой период осени описан?
— Как вы догадались?
— Что за пожар случился в лесу?
— Как вы понимаете выражение «в нем поселилась осень»? Замените слово «поселилась» близким по значению.
4. Самостоятельное чтение.
-— Выучите стихотворение наизусть.
5. Выразительное чтение (конкурс на лучшего чтеца).
VII. Подведение итогов урока
- С какими произведениями мы познакомились на уроке?
— Назовите авторов стихотворений, которые пишут об осени?
— Какое произведение вам особенно понравилось? Почему?
VIII. Рефлексия
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
— Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
IX. Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение Е. Интулова «Осень»
Нарисуй иллюстрации к стихотворению Елены
Благининой «Улетают, улетели...».
Урок № 21
Тема: ЮРИЙ КОВАЛЬ «СИРЕНЬ И РЯБИНА», «ДУБЫ», ИРИНА ТОКМАКОВА «ОСИНКА»
Цели:
- развивать речевое дыхание, умение отчетливо произносить звуки;
- совершенствовать умение читать вслух, молча, вполголоса;
- способствовать формированию умения сравнивать произведения различных жанров;
- развивать умение находить в тексте и коллективно подбирать рифмованные слова;
- создавать условия для активной познавательной деятельности, расширения знаний о природе родного края, формирования бережного отношения к природе.
Ход урока
I. Организационный момент