Основные идеи дидактической системы Л.В. Занкова.

Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х го­дах XX столетия разработал новую дидактическую систему, спо­собствующую общему психическому развитию школьников. Ос­новными принципами ее являются следующие:

— высокий уровень трудности;

— ведущая роль в обучении теоретических знаний, линей­
ное построение учебных программ;

— продвижение в изучении материала быстрыми темпами
с непрерывным сопутствующим повторением и закреп­
лением в новых условиях;

— осознание школьниками хода умственных действий;

— воспитание у учащихся положительной мотивации уче­
ния и познавательных интересов, включение в процесс
обучения эмоциональной сферы;

— гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в
учебном процессе;

— развитие каждого учащегося данного класса.

Урок имеет гибкую структуру. На нем организуются дис­куссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду. Широко используются дидактиче­ские игры, интенсивная самостоятельная деятельность уча­щихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравне­ния, группировки, классификации, выяснения закономерно­стей, самостоятельной формулировки выводов. Данная систе­ма акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Многие иссле­дователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно — теоретическое.

Общие положения теории содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.Технология развивающего обучения Д.Б. Элько­нина — В.В. Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников, т. е. словесно выраженное понимание че­ловеком происхождения вещи, явления, понятия, умение про­следить условия этого происхождения, выяснить, почему дан­ные понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи.

Эмпирическое же мышление принимает вещи такими, ка­кие они есть в реальном существовании. Особенностью теорети­ческого мышления является его диалогичность. Когда вы начи-

наете интересоваться, как произошла та или иная вещь, вам нужно провести большую умственную работу: развести случай­ные и существенные условия ее возникновения. Поэтому теоре­тическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Эм­пирические же знания могут быть получены без дискуссии: представляются вещи, которые надо принять к сведению.

Система Эльконина — Давыдова с самого начала направле­на на развитие теоретического сознания. Значимым в этой си­стеме обучения становятся не столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от об­щего к частному, от абстрактного к конкретному.

Система начала формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80 — 90-х годах XX в. Ос­новными принципами ее организации являются следующие:

— дедукция на основе содержательных обобщений;

— содержательный анализ;

— содержательное абстрагирование;

— теоретическое содержательное обобщение;

— восхождение от абстрактного к конкретному;

— содержательная рефлексия.

Ход обучения по этой системе: знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей, ориентировка в ней; образец преобразования материала; фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой модели; определение свойств выделенного отношения, благодаря которым выводятся усло­вия и способы решения исходной задачи, формулируются об­щие подходы к решению; наполнение выделенной общей фор­мулы конкретным содержанием. Авторы теории выступали против концентрического построения учебных программ, от­рицали универсальность использования конкретной наглядно­сти в начальной школе, поощряли свободу выбора и вариатив­ность домашних заданий, имеющих творческий характер.

Происходит обучение школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художест­венным образам, нравственным ценностям. Цель учителя — вывести личность каждого ученика в режим развития, пробу­дить инстинкт познания.

Особенностями урока в данной системе являются коллек­тивная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. Допустимым является только проблемное изложение материала, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.





Основные идеи дидактической системы Л.В. Занкова. - student2.ru Основные идеи дидактической системы Л.В. Занкова. - student2.ru Основные идеи дидактической системы Л.В. Занкова. - student2.ru Основные идеи дидактической системы Л.В. Занкова. - student2.ru На первом этапе обучения основным является метод учеб­ных задач, на втором — проблемное обучение. Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных воз­можностей учащихся. Оценка отражает персональное разви­тие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Общие идеи технологии B.C. Библера, СЮ. Курганова «Ди­алог культур». Вданной технологии диалог не только высту­пает как средство обучения, но и определяет цели и содержа­ние обучения.

Концептуальные идеи:

— диалог — компонент внутреннего содержания личности;

— многоголосие мира существует в индивидуальном созна­
нии в форме внутреннего диалога;

— диалог есть позитивное содержание свободы личности и др.
Диалог выступает в этой системе как форма организации

обучения и принцип организации самого содержания науки.

Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур (античной, средневековой и т. д.). Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» — исходных загадок бытия и мышления: загадки слова, загадки числа, загадки явления природы, загадки Я-со-знания, загадки момента истории. Обучение происходит на ре­альных текстах данной культуры. Автор программы для каж­дого класса — педагог вместе с детьми. Игровые сосредоточия: физические игры, словесные игры с элементами поэтики, ху­дожественный образ, элементы ручного труда, ремесла; музы­ка, театр.

Технология диалога:

• Диагностика готовности учащихся к диалогическому
общению — базовых знаний, коммуникативного опыта, ус­
тановки на самоизложение и восприятие иных точек зре­
ния.

• Поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих учащихся
вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно
формироваться собственный смысл изучаемого материала.

• Переработка учебного материала в систему проблемно-
конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное
обострение ситуаций.

• Продумывание различных вариантов развития сюжет­
ных линий диалога.

• Проектирование способов взаимодействия участников

дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия уча­щимися.

• Гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких
ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть
поведение его участников (погружения, десанты, игровые си­
туации, дискуссии и т. п.).

Учитель в процессе диалога ставит учебную проблему, вы­слушивая все варианты и доказательства, помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения.

Общие идеи технологии гуманной педагогики Ш.А. Амона-швили.Прежде всего педагогика Ш.А. Амонашвили — это гу­манная педагогика, ориентированная на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повели­тельной, приказной) педагогики.

Основные установки:

• Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, вос­
полняться оптимизмом к ребенку.

• Принципы: очеловечивание среды вокруг ребенка, ува­
жение личности ребенка, терпение в процессе становления
ребенка.

• Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педа­
гогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

• Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению,
к свободе.

• Личностные качества учителя: доброта, искренность,
преданность.

Это технология обучения детей с шестилетнего возраста. Все обучение стимулирует активность и самодеятельность де­тей. Широко используется вариативность выбора действий, паритетное включение ребенка в учебный процесс, высокий потенциал творческих заданий. Обучение с включением ти­пичных ошибок, что приучает детей постоянно думать само­стоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию. У детей формируются спо­собности к оценке и самооценке при безотметочном обучении. Вся воспитательная система построена не по принципу подго­товки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными пробле­мами и переживаниями, которые должны пониматься и при­ниматься педагогом.





Основные идеи дидактической системы Л.В. Занкова. - student2.ru Основные идеи дидактической системы Л.В. Занкова. - student2.ru Вопросы и задания

1. Что такое преподавание? Дайте полную и аргументированную ха­
рактеристику.

2. Что такое учение? учебная деятельность?

3. Раскройте двусторонний характер обучения через систему функцио­
нальных компонентов.

4. Раскройте специфические закономерности обучения.

5. Дайте характеристику, подкрепленную конкретными примерами,
специфических для учебного процесса противоречий.

6. Посетите урок и проанализируйте на его примере логику учебного
процесса, предварительно проверив, насколько сознательно вы усвоили
теорию этого вопроса.

7. При каких условиях обучение становится развивающим? Приведи­
те примеры развивающих обучающих систем.

Наши рекомендации