Основные идеи дидактической системы Л.В. Занкова.
Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах XX столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников. Основными принципами ее являются следующие:
— высокий уровень трудности;
— ведущая роль в обучении теоретических знаний, линей
ное построение учебных программ;
— продвижение в изучении материала быстрыми темпами
с непрерывным сопутствующим повторением и закреп
лением в новых условиях;
— осознание школьниками хода умственных действий;
— воспитание у учащихся положительной мотивации уче
ния и познавательных интересов, включение в процесс
обучения эмоциональной сферы;
— гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в
учебном процессе;
— развитие каждого учащегося данного класса.
Урок имеет гибкую структуру. На нем организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду. Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Данная система акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Многие исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно — теоретическое.
Общие положения теории содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников, т. е. словесно выраженное понимание человеком происхождения вещи, явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему данные понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи.
Эмпирическое же мышление принимает вещи такими, какие они есть в реальном существовании. Особенностью теоретического мышления является его диалогичность. Когда вы начи-
наете интересоваться, как произошла та или иная вещь, вам нужно провести большую умственную работу: развести случайные и существенные условия ее возникновения. Поэтому теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Эмпирические же знания могут быть получены без дискуссии: представляются вещи, которые надо принять к сведению.
Система Эльконина — Давыдова с самого начала направлена на развитие теоретического сознания. Значимым в этой системе обучения становятся не столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному.
Система начала формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80 — 90-х годах XX в. Основными принципами ее организации являются следующие:
— дедукция на основе содержательных обобщений;
— содержательный анализ;
— содержательное абстрагирование;
— теоретическое содержательное обобщение;
— восхождение от абстрактного к конкретному;
— содержательная рефлексия.
Ход обучения по этой системе: знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей, ориентировка в ней; образец преобразования материала; фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой модели; определение свойств выделенного отношения, благодаря которым выводятся условия и способы решения исходной задачи, формулируются общие подходы к решению; наполнение выделенной общей формулы конкретным содержанием. Авторы теории выступали против концентрического построения учебных программ, отрицали универсальность использования конкретной наглядности в начальной школе, поощряли свободу выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.
Происходит обучение школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художественным образам, нравственным ценностям. Цель учителя — вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания.
Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. Допустимым является только проблемное изложение материала, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.
На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором — проблемное обучение. Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.
Общие идеи технологии B.C. Библера, СЮ. Курганова «Диалог культур». Вданной технологии диалог не только выступает как средство обучения, но и определяет цели и содержание обучения.
Концептуальные идеи:
— диалог — компонент внутреннего содержания личности;
— многоголосие мира существует в индивидуальном созна
нии в форме внутреннего диалога;
— диалог есть позитивное содержание свободы личности и др.
Диалог выступает в этой системе как форма организации
обучения и принцип организации самого содержания науки.
Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур (античной, средневековой и т. д.). Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» — исходных загадок бытия и мышления: загадки слова, загадки числа, загадки явления природы, загадки Я-со-знания, загадки момента истории. Обучение происходит на реальных текстах данной культуры. Автор программы для каждого класса — педагог вместе с детьми. Игровые сосредоточия: физические игры, словесные игры с элементами поэтики, художественный образ, элементы ручного труда, ремесла; музыка, театр.
Технология диалога:
• Диагностика готовности учащихся к диалогическому
общению — базовых знаний, коммуникативного опыта, ус
тановки на самоизложение и восприятие иных точек зре
ния.
• Поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих учащихся
вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно
формироваться собственный смысл изучаемого материала.
• Переработка учебного материала в систему проблемно-
конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное
обострение ситуаций.
• Продумывание различных вариантов развития сюжет
ных линий диалога.
• Проектирование способов взаимодействия участников
дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися.
• Гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких
ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть
поведение его участников (погружения, десанты, игровые си
туации, дискуссии и т. п.).
Учитель в процессе диалога ставит учебную проблему, выслушивая все варианты и доказательства, помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения.
Общие идеи технологии гуманной педагогики Ш.А. Амона-швили.Прежде всего педагогика Ш.А. Амонашвили — это гуманная педагогика, ориентированная на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.
Основные установки:
• Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, вос
полняться оптимизмом к ребенку.
• Принципы: очеловечивание среды вокруг ребенка, ува
жение личности ребенка, терпение в процессе становления
ребенка.
• Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педа
гогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
• Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению,
к свободе.
• Личностные качества учителя: доброта, искренность,
преданность.
Это технология обучения детей с шестилетнего возраста. Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей. Широко используется вариативность выбора действий, паритетное включение ребенка в учебный процесс, высокий потенциал творческих заданий. Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию. У детей формируются способности к оценке и самооценке при безотметочном обучении. Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
Вопросы и задания
1. Что такое преподавание? Дайте полную и аргументированную ха
рактеристику.
2. Что такое учение? учебная деятельность?
3. Раскройте двусторонний характер обучения через систему функцио
нальных компонентов.
4. Раскройте специфические закономерности обучения.
5. Дайте характеристику, подкрепленную конкретными примерами,
специфических для учебного процесса противоречий.
6. Посетите урок и проанализируйте на его примере логику учебного
процесса, предварительно проверив, насколько сознательно вы усвоили
теорию этого вопроса.
7. При каких условиях обучение становится развивающим? Приведи
те примеры развивающих обучающих систем.