Организация учебного процесса

Воспитание отношения студентов к профессии в целом и к отдельной дисциплине в частности даёт возможность преподавателю предъявлять студентам конкретные требования:

• не опаздывать на занятия, объясняя это тем, что опоздавший
не только сам пропускает начальный этап разминки, являющийся важным моментом концентрации группового и индивидуального внимании, по и отвлекает своим приходом остальных студентов и преподавателя;

• добиться с первых же уроков наличия отдельной тетради у каждого студента для записи упражнений и текстов, рассчитанную на два года занятий по технике речи. Эта тетрадь будет содержать все

•иные чипы обучения и может пригодиться не только в стенах института но и при работе в театре;

• приходить заранее и готовить аудиторию к занятиям (проветривать, ставить стол и стул педагогу и стулья студентам, освобождать
комнату от лишней мебели и т.д. и т.п.);

• иметь, при себе методические материалы, необходимые для работы;

• иметь при себе зеркало для контроля артикуляционных и дикционных упражнений;

• приходить на занятия подготовленным и заниматься самодисциплиной

Студенты, которые выполняют эти элементарные требования, как пришит, собранны и готовы к уроку. Это помогает им в полном объёме усваивать предложенный педагогом теоретический и практический

материал. С такими студентами легко работать, своей работоспособность они стимулируют фантазию педагога и являются примером для

однокурсников.

Стр.11

Проблема налаживания дисциплины в большей или меньшей степени стоит перед каждым преподавателем. Студенты- первокурсники приходят на занятия с установившимися школьными представлениями о процессе обучения. Часто психологический настрой можно определить следующей фразой: «я пришёл, а вы меня учите». Такая позиция усложняет одну из важнейших задач театральной педагогики выявление творческого потенциала личности учащегося. Именно поэтому преподаватель должен стараться убедить студента в целесообразности другой (Вахтанговской) формулы: «Нельзя научить, можно научиться».

Важно помнить, что на первом этапе занятий всё зависит от про­фессионализма, компетентности и личностных характеристик препо­давателя. Первые уроки определяют всю дальнейшую работу, взаимо­понимание, манеру общения и эффективность процесса обучения по данной дисциплине.

На наш взгляд, обязательным условием занятий должно стать со­четание доброжелательности и требовательности. Именно оно являет­ся основой создания рабочей творческой атмосферы.

Преподаватель должен приходить на урок подготовленным и соб­ранным. Профессиональная подготовка включает в себя продумыва­ние основных тем занятий, отбор упражнений по этим темам, разра­ботку плана урока и т.д. Начинающему педагогу необходима домаш­няя кропотливая методическая работа. Она облегчает проведение пер­вых самостоятельных занятий и предохраняет от методических неточ­ностей на уроке.

Для упрощения процесса планирования рекомендуется собирать и использовать картотеку упражнений, в которой можно отражать: ис­точник, раздел, тему, краткое описание упражнения и педагогическую задачу. Таким образом, процесс планирования может быть ограничен подбором и раскладыванием в определённой последовательности не­обходимых карточек, которыми надо без стеснения пользоваться во время проведения занятий.

Запоминание последовательности упражнений и понимание ва­риативности их использования приходит с опытом работы и непосред­ственно связано с уточнением комплексной методики преподавания предмета «Сценическая речь».

Стр. 12

Собранность преподавателя подразумевает настрой на профессиональное общение, волевое отключение от посторонних мыслей и житейских проблем, желание добиться максимального результата в запланированном процессе.

К сожалению, бывает так, что подготовленный во всех отношени­ях педагог приходит на занятия и сталкивается с неготовностью студентов воспринимать продуманный и собранный им материал. В таком случае не имеет смысла срывать на них свой гнев и обиду за потрачен­ное напрасно время. Во-первых, проделанная вами работа не прошла даром, она обязательно пригодится на другом уроке. А во-вторых, сту­денты пришли не подготовленными не потому, что они хотели сорвать занятия, а по неорганизованности, несобранности или по каким-либо чрезвычайным (на их взгляд) обстоятельствам.

Намного эффективнее приложить все усилия для того, чтобы со­хранить урок, постепенно привести студентов в рабочее состояние и успеть сделать хотя бы часть намеченного.

Всё это требует огромного терпения, воли, такта, любви и уваже­ния к своей профессии, которое вольно или невольно передаётся уче­никам и делает их вашими единомышленниками.

Профессия актёра, так же, как любая другая профессия, связанная

автоматизацией полученных навыков, должна руководствоваться формулой: «Понять - значит сделать и уметь повторить». Нельзя верить, студенту, который после объяснения педагога на вопрос: «Понятно?» - отвечает: «Понятно».

Задача преподавателя состоит в том, чтобы добиться от каждого студента чёткого выполнения упражнения под контролем и самостоятельно. Только в этом случае можно надеяться, что студент сможет отрабатывать данное упражнение в домашних условиях. В противном случае, кивнув педагогу и, сказав: «Понятно», студент в одиночестве проделает упражнение ошибочно и таким образом выработает неверный навык.

Для эффективного закрепления полученных навыков и умений рекомендуется не торопить студентов и иметь терпение дождаться закономерного результата, надеясь на то, что регулярные правильно проведенные занятия обязательно переведут количество верных повторов

в качество того или иного упражнения.

Наши рекомендации