Сущность понимания ученика
Понимание ученика (воспитанника) не ограничивается принятием его субъектной позиции. В известном фильме о школе «Доживем до понедельника» старшеклассник в сочинении на тему «Что такое счастье?» написал лишь одну исчерпывающую фразу: «Счастье — это когда тебя понимают». Добавим — и уважают. «Эффект Пигмалиона» — если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся,
оно в самом деле происходит. В педагогическом процессе это проявляется в том, что если у учителя складывается отрицательная установка по отношению к ученику (воспитаннику) — он проявляет свои худшие качества, загоняется в комплексы, неверие в себя, в свои возможности, и наоборот — положительная установка формирует у него веру в свои силы, и он в учебе и поведении начинает показывать высокие положительные результаты.
У педагогов, которые хорошо понимают воспитанников, преобладают организующие воздействия, а с низким уровнем понимания — оценивающие и дисциплинирующие.
Понимание ученика связано с умением воспитателя определить степень его внушаемости, вникнуть в его состояние. Так, легковнушаемый воспитанник неуверен, эмоционально неустойчив, легко поддается влиянию, в экстремальных ситуациях часто теряется. В конфликтах такие воспитанники капризны, истеричны, легко впадают в состояние аффекта. Следовательно, при работе с такими детьми воспитатель должен внушить им веру в свои силы, правильность своих идей, возможность решения возникающих проблем. Трудновнушае-мые дети эмоционально устойчивы, уверены в себе, склонны к анализу, ничего не принимают на веру, требуют конкретных доказательств. Они настороженны, плохо сходятся с людьми, упрямы, слабо поддаются и отрицательному, и положительному влиянию, из конфликтов выходят долго и трудно, сохраняя недоверие к воспитателю.
У учащихся могут быть состояния аффекта, депрессии, фрустрации (сильное напряжение, тревога, страх, опасения, беспомощность, растерянность). У многих детей в современной ситуации социальной нестабильности возникает состояние тревожности, характеризующейся эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности. Для воспитанников с высокой тревожностью характерна неадекватная реакция на замечания и требования, даже выраженные в косвенной форме. При установлении контактов с такими школьниками нужен спокойный тон, в разговорах с ними все должно быть определенным и ясным. Нужно создавать условия для проявления их хотя бы малейших положительных качеств. С ними нецелесообразно вступать в выяснение отношений после сделанного замечания, нежелательно также выдвигать их на какие-нибудь ответственные должности (староста, ответственный командир и т. п.), так как всегда будут возникать конфли-
кты. При завышенном уровне притязаний у этих детей им нельзя давать поручений, с которыми они не смогут справиться хорошо. Межличностные отношения с такими детьми следует строить таким образом, чтобы предоставлять им большую автономию и ответственность за себя. Для школьников с низкой тревожностью характерно ярко выраженное спокойствие, граничащее с равнодушием. Они уверены в себе и считают, что у них все хорошо. Задача воспитателя нарушить состояние безмятежности, спокойствие в отношении себя, своего будущего, заставить их переживать, к чему-то стремиться. Есть импульсивные дети, для которых характерны немотивированные поступки; агрессивные, которые постоянно со всеми в конфликте, дерутся, оскорбляют, но агрессия чаще всего — защитная реакция воспитанника, доведенного до такого состояния неправильным отношением к себе и непониманием.
Учителю необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности воспитанников. Ученик со слабой нервной системой при напряженной работе на уроке быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, продуктивность его деятельности падает к концу школьного дня, он становится раздражительным. Прямо противоположно проявляют себя ученики с сильной нервной системой, они, как правило, не испытывают дискомфорта в стрессовых ситуациях. Им не мешает одновременное выполнение нескольких дел, шум в классе. Исследованиями доказано, что среди неуспевающих мало детей с сильной нервной системой. Однако при однообразной, монотонной работе такие учащиеся испытывают раздражение, неудовольствие, начинают отвлекаться, заглядывать в чужие тетради. Им с трудом удается работать по алгоритму, по шаблону. Им скучно и неинтересно при повторении пройденного материала.
По-разному проявляют себя учащиеся (воспитанники) в зависимости от инертности и подвижности нервной системы. Дети с инертной нервной системой плохо себя чувствуют даже при хорошем знании материала, когда выполнение заданий жестко ограничено во времени, когда темп работы быстрый, при частой смене видов деятельности. Школьники с подвижной нервной системой с интересом работают при смене видов деятельности, в высоком темпе, предпочитают объяснение нового материала повторению, умеют отойти от стандартов, легко ориентируются в материале, могут четко формулировать мысль, развивать ее по ходу ответа, импровизируют. Но они
быстро теряют интерес к монотонной работе, однообразной деятельности. Учащиеся с подвижной нервной системой часто отвлекаются от работы, общаются с другими учениками. Дети с инертной нервной системой предпочитают заниматься своими делами в одиночку.
Но есть еще и особенности стилей обученияотдельных учеников (индивидуальные стили учебной деятельности), которые необходимо учитывать при подготовке и проведении учебных занятий: абстрактный — мыслит на уровне концепций; аналитический — анализирует, разбивает целое на части; ауди-альный — учится посредством восприятия информации на слух; визуальный — учится посредством зрительного восприятия информации; зависимый — неспособный отделить необходимую информацию от «фоновой», зависимый от ситуации/контекста; импульсивный — учится методом проб и ошибок, отличается быстрой реакцией; интуитивный — мыслительный — учится на идеальных конструкциях, интересуется системами и моделями; интраверт — при взаимодействии с другими людьми теряет свою энергию; интуитивный — живет завтрашним днем, склонен к импульсивности, безразличен к деталям, ищет глобальную картину, реагирует, исходя из собственных внутренних ценностей; интуитивный — чувственный — учится посредством взаимодействия с людьми, интересуется культурой; кинестетический — учится на собственном деятельностном опыте; конкретный
— склонен к тому, «что можно пощупать», прагматичен; меха
нический — склонен использовать при обучении развитую меха
ническую память; независимый — легко отделяет существенную
информацию от второстепенной, не зависит от контекста/ситуа
ции; рефлексивный — требует времени на усвоение и обработку
информации; сенсорный — воспринимающий — ожидает от окру
жающих достаточной гибкости, нуждается в переменах; сенсор
ный — существует «здесь и сейчас», отмечает детали, требует
времени для обдумывания ответа, стремится достичь точности;
синтетический — интегрирует, строит целое из частей; сенсорный
—рассудочный — ожидает внешней организации, нуждается в за
данной структуре и сроках; усилитель — находит различия меж
ду объектами; усреднитель — находит сходства между объекта
ми; устный бинарный — учится посредством диалога; экстраверт
— при взаимодействии с другими людьми получает дополни
тельную энергию.
Понимание ребенка предполагает очень чуткое со стороны воспитателя (учителя) внимание к внешним проявлениям то-
го или иного физического или душевного состояния. По выражению глаз, лица, фигуры, по интонациям голоса ребенка и даже по его тембру учитель должен понимать здоров или заболевает ребенок, печален или радостен, случилось ли у него что-то хорошее или плохое, счастлив он или глубоко несчастен и расстроен.
Искусство учителя как раз и состоит «в определении характера необходимой в каждом конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим образом обеспечить» (М. Доналдсон).
Вопросы и задания
1. Посетите уроки у нескольких учителей и определите, знают ли они
и как учитывают перечисленные в параграфе особенности школьников.
Проанализируйте собранный материал и сделайте выводы.
2. Посетите внеклассные дела и мероприятия и пронаблюдайте, как
учитывает классный руководитель особенности детей при организации
воспитательной работы. Проанализируйте полученный материал и сде
лайте выводы.
Я отличаюсь от всех, а чем больше мы отличаемся
один от другого, тем больше я даю своему ближнему
и тем больше я получаю от него взамен.
А. Шакар