Вербального взаимодействия 33 страница
Эмпатия
Интроперсонологические факторы познания личности «другого» (по А. А. Реанц)
326
Педагогическая социальная перцепция
Социальная перцепция. Общие закономерности
327
где статус был наивысшим (профессор), составила 12 см. Чем более высоким объявлялся социальный статус, тем более физически высоким казался его носитель. Для нас здесь важен даже не сам этот факт, а те размышления, на которые он наводит. Еслидаже оценка такой простой вещи, как рост человека, зависит от социальных стереотипов, то насколько же сильно эти стереотипы могут влиять на оценку скрытых, ненаблюдаемых личностных свойств человека, его психологии.
Социально-ролевые стереотипы проявляются взависимости оценки личностныхкачеств человека от его социальной роли, ролевых функций. Несмотря на наличие очевидной взаимосвязи между понятиями «социальная роль» и «социальный статус», мы рекомендуем дифференцировать социально-статусные и социально-ролевые стереотипы. Социальный статус — понятие «вертикальное», иерархическое. Социальная роль — понятие, по преимуществу, не формально-иерархическое, а содержательно-функциональное. Существуют определенные социально-ролевые стереотипы военного (дисциплинированный, с характером), учительницы (добрая, справедливая, назидательная), профессора (умный, рассеянный) и т. д. Эти стереотипы не являются универсальными: они субъективны, индивидуальны; к примеру, стереотип военного у разных людей может формироваться из прямо противоположных характеристик (умный — ограниченный, жесткий — добрый и т. д. ). В настоящее время имеется много экспериментальных данных, подтверждающих наличие и действие социально-ролевых стереотипов. В частности, в процессе одного исследования помощник экспериментатора появлялся перед разными группами испытуемых в штатском костюме и в военной форме (указание на социальную роль). Одного и того же человека испытуемые оценивали по-разному: когда он был в военной форме, ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость; когда в штатском костюме — упоминались внутренняя раскованность, открытость по отношению к другим людям. Этот феномен — как отчасти и описываемый ниже экспрессивно-эстетический стереотип — нашел отражение в фольклоре: «По одежке встречают, по уму провожают». Обычно принято акцентировать внимание лишь на второй части высказывания. Трудно сказать, что здесь более значимо, по-видимому,такой подход просто неправомерен. При всем уважении к уму нельзязабывать, что встречают действительно «по одежке»: зачастую в быту и на работе (в особенности если эта работа заключается в постоянных контактах с людьми) первая встреча, первый контакт имеют большое значение. Об особенностях социальныхстереотипов в педагогической деятельности мы будем говорить подробнее в следующем параграфе*.
Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»): чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными личностными чертами он наделяется. Причем под внешней привлекательностью
Речь идет о восприятии человека в условиях дефицита информации, по первому впечатлении
подразумевается и физическая красота, и привлекательность в одежде, в экспрессии, в манере двигаться и выражать эмоции и т. д.
Всрбально-поведенческче стереотипы также связаны с зависимостьюоценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т. п.). Однако в данном случае фактор «привлекательность» не является значимым.
Универсальное свойство экспрессивно-эстетических стереотипов заключается в том. что они срабатывают даже не столько в отношении объективной привлекательности (если понимать под этим ее «признанность»окружающими), сколько в случае субъективного приписывания тех или иных выдающихся свойств совершенно обычному человеку. Если, скажем, курносый нос и веснушки не входят в объективный эталон красоты, это еще не значит, что они не могут быть для кого-то атрибутом симпатичного, привлекательного внешне человека. На прямой вопрос: «Судите ли вы о внутренней привлекательности человека по его внешности?» — большинство людей, скорее всего, ответят отрицательно. Однако факты свидетельствуют об обратном. По некоторым данным (В. Н. Панферов, 1982), между оценкой внешности человека по привлекательности и оценкой его психологических качеств существует сильная положительная корреляция (г = +0,92). С учетом того, что теоретически возможное максимальное значение коэффициента корреляции во всех случаях составляет +1, такой показатель оказывается не просто сильным, но почти абсолютным. Относительно экспрессивно-эстетических стереотипов также накоплено большое число фактов. Многие из них подробно описаны, проанализированы и обобщены А. А. Бодалевым (1965, 1983). Приведем некоторые наиболее иллюстративные примеры.
В одном из экспериментов психолога А. Миллера с помощью экспертов были отобраны фотографии трех групп людей, лица которых были оценены как красивые, обыкновенные и некрасивые. Затем испытуемых (в возрасте от 18 до 24 лет) попросили высказаться о внутреннем мире каждого из тех, кто был изображен на фотографии. Испытуемые оценили «красивых» как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, более богатых духовно, чем «некрасивых». Кроме того, испытуемые мужчины оценили «красивых» (и мужчин, и женщин) как заботливых и внимательных, ориентированных на других людей. Все это красноречиво свидетельствует о подсознательном стремлении человека к полной гармонии: внешней красоте обязательно «должна» сопутствовать и красота внутренняя. Результаты подобныхэкспериментов позволяют сформулировать обобщенную формулу стереотипнзации, перефразировав известный афоризм А. П. Чехова; «В человеке все должно быть прекрасно, если прекрасно его лицо и тело».
Оказывается, экспрессивно-эстетические стереотипы оказывают существенное влияние и на оценку результатов той или иной деятельности. В одном эксперименте молодым людям предлагали оценить очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался. В одних группах испытуемым демонстрировали портрет
328
Педагогическая социальная перцепция
Социальная перцепция. Общие закономерности
329
женщины с привлекательной внешностью, в других — с малопривлекательной. Очерк оценивался более высоко, когда испытуемые считали, что он написан красивой женщиной.
В другом экспериментальном исследовании* большой группе опытных экспертов-преподавателей (400 человек.) раздали личные дела студентов (анкеты, автобиографии, фотокарточки, образцы письменных работ и др.). Каждый эксперт должен был по определенной схеме всесторонне охарактеризовать студента, чье личное дело он изучил.
Когда были получены характеристики на всех студентов, то выяснилось, что материал обследования может быть подразделен на две группы. Одна часть экспертов в целом положительно охарактеризовала студентов, подлежавших оценке. Другая — отрицательно.
В чем же заключался замысел эксперимента? А заключался он в том, что все четыреста экспертов получили одно и то же ксерокопированное личное дело. Разница была «невелика»: в двухстах личных делах содержалась фотография симпатичного, серьезного и вдумчивого молодого человека, а в двухстах других — фотография фатоватого, малопривлекательного человека того же возраста. Положительные характеристики преподавателей вызвала первая фотография, отрицательные — вторая. При том, что эксперты располагали массой объективных данных, ключевым фактором оценки послужила именно фотография.
На рассматриваемый феномен полезно взглянуть и с другой стороны. Выясняется, что красота, внешняя привлекательность влияют не только на оценку личности «другого», но и могут сказываться на поведении самого субъекта оценки. Возьмем, к примеру, такой случай из практики американских психологов (описан Ю. Ященко, 1997). Фирма, набиравшая новых сотрудников, пошла нетрадиционным путем, организовав для претендентов два собеседования вместо одного. Первое проводил человек с так называемой среднестатистической внешностью, а второе — явно внешне привлекательный, красивый человек. Оба типа интервью записывались на пленку.
Результаты оказались в высшей степени интересными. Беседуя с красивым интервьюером, кандидаты на вакантную должность усиленно пытались произвести впечатление, преувеличивали свои достижения и всячески себя приукрашивали. При этом у них снижалась острота реакции, они неудачно строили фразы и в целом были не очень убедительны, вследствие чего теряли шансы получить желанное место. Впрочем, эффект «очарованности» привлекательным собеседником заметно проявляется лишь при первой встрече. Запись повседневных разговоров одних и тех же людей с двумя коллегами, первый из которых очень привлекателен, а второй не представляет собой ничего особенного, показала, что никаких принципиальных различий в стиле общения на этот раз не обнаруживается. Красота довольно быстро становится привычной, перестает волновать.
Существование экспрессивно-эстетических стереотипов оказывается небесполезным для представителей некоторых профессий. В кино, например, существу-
■: Основы педагогики и психологии высшей школы. Пол, ред. А. В. Петровского.
ет понятие характерный герой (амплуа «героя-любовника», «злодея-убийцы», «простака» и др.). Здесь определенная внешность нередко ставится в соответствие с внутренним содержанием роли. Такое соответствие заметно облегчает восприятие того, что происходит на экране. В соответствии с теорией когнитивного диссонанса у массового зрителя возникает чувство тревожной неудовлетворенности, если содержание установки (а социально-перцептивный стереотип по сути и есть установка) вступает в противоречие с наблюдаемыми кинособытиями. Во многих других видах профессиональной деятельности, особенно гам, где объективное познание человека затрудняется из-за поверхностности контакта, эмоционально-эстетические стереотипы также играют большую роль. Во всех же других случаях они существенны и значимы, но лишь на первых этапах общения. Затем же, по мере изучения друг друга, межличностные оценки приобретают большую объективность и начинают существовать уже по другим критериям.
Необходимо подчеркнуть, что между объективностью, полнотой познания и длительностью контакта нет абсолютной, прямой связи. В настоящее время можно считать достоверно установленным, что объективное представление о личности складывается при не слишком длительном, а главное, не очень тесном знакомстве. В лабораторных экспериментах, например в исследованиях американских психологов Дж. Смитчера (J. Smitcher) и Р. Рейли (R. Reilii), было показано, что оценки, данные тотчас же после восприятия, оказываются более точными, чем отсроченные.
Однако вопрос о том. какова реальная мера «достаточности» знакомства, остается открытым, если требовать на него строгого ответа*. Нам представляется, что попытки найти такую универсальную меру, в принципе, бесперспективны. Очевидно, эта мера очень индивидуальна, так как объективность и полнота понимания 'другого человека зависят не только от внешних обстоятельств (длительность, частота, глубина контактов и др.), но и от уровня развития самой личности как субъекта познания.
Существует мнение, что успешная совместная деятельность требует отнюдь не максимума, а специфического оптимума перцептивной точности. При этом подчеркивается (В. С. Агеев, 1987). что излишняя точность (полнота, глубина и т. д.) восприятия так же отрицательно сказывается на эффективности совместной деятельности, как и недостаточность.
Тем не менее мы полагаем, что точность восприятия и отражения личности другого всегда позитивно сказывается как на совместной деятельности, так и на межличностном взаимодействии в целом. Другими словами, между этими феноменами существует самая непосредственная зависимость. Другое дело, что в контексте отражения личности другого такие понятия, как «точность» и «многоаспектность»,
* Например, ответ, заключенный в пословице; «Для того чтобы хорошо узнать человека, надо съесть с ним пуд соли*-, можно считать выраженным ъ строгой форме. Действительно, зная среднюю суточную потребность человека в соли (приблизительно 5 г) и умножив ее на два (по количеств",' общающихся), можно рассчитать, сколько времени потребуется настоящим друзьям, чтобы уничтожить это далеко не маленькое количество.
330
Педагогическая социальная перцепция
Социальная перцепция. Общие закономерности
331
нуждаются в разделении. К сожалению, зачастую этого не происходит и понятия употребляются недифференцированно.
Полнота, многоаспектностьотражения личности партнера по общению далеко не всегда означает точность восприятия его личности. Понятие «точность» включает в себя не только многоаспектностьзнания о другом человеке, но и наличие адекватной иерархической структуры этого знания. Иначе говоря, для точности мало знать все нюансы поведения другого, все его личностные особенности — как находящиеся на виду, так и проявляющиеся в приватнойобстановке. Много-знаниестановится точностью только после того, как иерархизируется,то есть когда воспринимающий начинает понимать, какие черты личности, свойства характера, особенности мотивации и системы отношенийчеловека являются основными, какие второстепенными, а какие и вовсе не имеющими значения. Точность отражения личности другого предполагает способность познающего субъекта отделять факты от гипотез, доказательства от предположений. Понятно, что если способность к такой иерархизации социально-перцептивного знания не выражена, тогда излишнее знание о другом действительно становится помехой для общения и совместной деятельности. Но происходит это вовсе не потому, что излишняя точность является негативным фактором, а напротив, по той причине, что при отстутствии способности к иерархизации имеющегося знания избыточная многоаспектность приводит к понижению точности восприятия и понимания личности другого человека.
Другим механизмом межличностного восприятия является проецирование. Механизм проецирования заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присуши самому оценивающему.
В одном известном исследовании перед группой людей (назовем их условно «судьями») была поставлена задача определить характер человека на основании общего впечатления. Каждому из «судей» давался опросный лист, в котором были перечислены все возможные черты характера. «Судье» необходимо было лишь подчеркнуть те из них, которые, по его мнению, были присущи воспринимаемому человеку.
В педагогическом сознании существуют стереотипы «умного ученика», «дисциплинированного ученика» и многие другие, в которых в обобщёном виде закреплен многолетний профессиональный опыт общения учителя с учащимися.
Однако у эксперимента была одна особенность, о которой «судьи» не знали.На роль «судей» были сознательно привлечены люди, у которых в характере была какая-нибудь особенно ярко выраженная черта. Она вносилась в опросник наряду с остальными возможными вариантами. В результате оказалось, что «судьи» были склонны приписывать другим именно то свойство характера, которое было отчетливо выражено у них самих. Помимо подтверждения роли проецирования в оценке окружающих данный эксперимент продемонстрировал еще одну особенность, а именно то, что тенденция приписывать собственные качества другим людям ярче проявляется у тех, кто отличается малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. Этот факт неоднократно подкреплялся специальными исследованиями (А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев, 1986). Можно со всей уверенностью говорить о существовании объективной зависимости между уровнями самопознания и восприятия других людей.
Феномен проецирования может проявляться и совершенно иным образом. Человек склонен приписывать другому не только собственные свойства характера, но и некоторые поведенческие и мотивационные особенности, по сути осуществляя проекцию всех возможных уровней, конституирующих личность «другого». Отсюда не случайно, что в психологии каузальной атрибуции даже появилось представление, согласно которому человек не столько познает поведение и мотивы другого, сколько приписывает ему свойства собственного «Я».
В этой связи представляется интересным рассмотреть результаты оригинального психологического эксперимента Л. Росса (L. Ross). Он предложил испытуемым в течение получаса носить рекламный значок. Как и ожидалось, некоторые испытуемые согласились с этим предложением, другие — отказались. На заданный по прошествии эксперимента вопрос, как много других людей может удовлетворить сходную просьбу или отказаться от нее. испытуемые ответили так:
1) согласившиеся заявили, что 62 % согласятся, а 38 % откажутся носить значок:
2) несогласившиеся ответили, что 33 % согласятся, а 67 % откажутся выполнить
просьбу экспериментатора. Таким образом, все участники опыта оценивали свое
поведение как типичное, полагая, что большинство сделают то же, что и они.
Следующий механизм познания — децентрация, под которой понимают способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека. Децентрация нетождественна способности встать на позицию другого, рассуждать и действовать, «как он». Однако, как убедительно показал Д. Флейвелл,с децентрацией связано успешное и бесконфликтное принятиедругого человека.
Еще одним механизмом познания человека человеком является идентификация'''. Понятие «идентификация» употребляется в психологии личности в нескольких значениях**. Все они связаны с процессами межличностного взаимодействия и познания, но каждое из них отражает свою особенную область психо-
* Термин «идентификация** имеет твое самостоятельное значение в психологии познавательных процессов и в инженерной психологии; его не следует путать с интересующим нас понятием. ;:::: См.. например: Краткий психологический словарь. М.,1985.
332
Педагогическая социальная перцепция
Педагогическая социальная перцепция. Общие основы
333
логической реальности. Так. одно из значений идентификации связывается с процессом неосознанного отождествления «Я» с «другим», восприятием другого человека в качестве продолжения самого себя. Подобный механизм уже был описан нами выше и обозначен как «проецирование». Под идентификацией же мы будем далее понимать механизм, связанный с сознательной постановкой себя на место другого. Это реализуется в виде погружения, мысленного перенесения себя в пространство ивремя другого человека, что постепенно приводит кусвоению его взглядов, установок, мотивов, привычек, желаний и т. д.
Идентификация — очень сильный и эффективныймеханизм познания другого человека. По-настоящему осуществить идентификацию далеконе просто. Часто в жизни бывают ситуации, когда человеку говорят: «Попробуйте войти в его положение, встать на его позицию, и вы поймете, почему он так поступил». В ответ на что многие, задумавшись лишь на мгновение, легко отвечают: «Ну что ж, встал. И все равно не понимаю; я бы так никогда не поступил!» Как правило, в таких случаях человек даже не пытается отождествить себя с другим человеком, поскольку в иных случаях это требует больших усилий, добровольной ломки привычных представлений, короче говоря, изрядного душевного дискомфорта.
С идентификацией тесно связан другой механизм — эмпатия, которая понимается как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Способность к сопереживанию имеет важное значение не только для процесса межличностного познания, но и для эффективного общения в целом. Установлено, что способность кпроявлению эмпатии возрастает по мере накопления жизненного опыта, а также в случае разительного сходства (индивидного и межличностного) людей между собой.
Познакомившись с общими механизмами межличностного познания, перейдем теперь к рассмотрению более специального вопроса — обратимся к проблеме познания педагогом личности учащегося.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ
Педагогическая социальная перцепция и продуктивность деятельности педагога
Проблема познания педагогом личности учащегося является традиционно актуальной в практическом отношении.Еще К. Д. Ушинский. уделявший значительное внимание психологическому аспекту в решении проблем педагогики, подчеркивал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях. Однако перейти от импера-
Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях. К. Д. Ушинский |
тивной, и скорее публицистической, постановки проблемы кее научному формулированию, а тем более — к методам ее решения было совсем не просто.
В настоящее время проблема познания педагогом личности учащегося приобрела особую актуальность, ибо она непосредственно связана с гуманистическими тенденциями, составляющими доминанту современного учебно-воспитательного процесса. Как уже отмечалось в предыдущих разделах, различные новые подходы в педагогической
практике (педагогика сотрудничества, коммунарская методика и др.) связаны с переходом от понятийной системы «субъект—объект» к системе «субъект— субъект», от одностороннего процесса анализа к двустороннему. Происходит постепенное объединение психологии деятельности и психологии общения. В особенности это видно на примере педагогических дисциплин, объектом которых является именно та деятельность, которая строится по законам общения. Общение же как таковое всегда предполагает параллельный процесс межличностного познания. Отсюда, эффективность педагогического общения находится в существенной зависимости от полноты и адекватности познания педагогом личности учащегося.
Проблема продуктивности педагогической деятельности и общения является одной из актуальнейших проблем педагогической и социально-педагогической психологии. Большая объективная сложность этой проблемы объясняется влиянием целого комплекса факторов на конечный результат педагогической деятельности, а субъективная трудность ее решения связана в немалой степени с многочисленными, часто разноречивыми подходами к ее анализу и даже к самой постановке проблемы.
Так, применительно к педагогической деятельности принято говорить о ее продуктивности, эффективности, оптимизации и т. д. Эти понятия имеют много общего, но каждое из них оттеняет и специфический аспект проблемы. Вопрос о продуктивности педагогической деятельности в ряде исследований (Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.) ставится в контексте акмеологического подхода. В работах Б. Г. Ананьева заложены основы нового раздела возрастной психологии — акмео-логии. которая рассматривалась им и его сотрудниками как наука о наиболее продуктивном, творческом периоде жизни человека. Развивая эти идеи применительно к педагогической психологии, Н. В. Кузьмина экспериментально и теоретически обосновала акмеологический подход к педагогической деятельности. Поскольку речь в данном случае идет об исследовании особенностей продуктивной деятельности педагога, то предпочтениеотдается не возрастной, а профессиональной периодизации — по критерию становления профессионального педагогического мастерства.
Понятие «продуктивности» педагогической деятельности неоднозначно. Можно говорить, например, о функциональной и психологической продуктивности. Пол функциональными продуктами деятельности понимают созданную систему дидактических методов и приемов, коммуникативные умения и т. п.. а под психологическими — новообразования в личности учащегося. Между функциональными
334
Педагогическая социальная перцепция
Педагогическая социальная перцепция. Общие основы
335
Исследования и наблюдения показывают, что дисциплинированность часто предстает в сознании учителя в качестве одного из самых важных положительных качеств ученика
успешной педагогической деятельности от уровня развития и структуры педагогических способностей. Используя метод компетентных «судей» для оценивания педагогов, она выявила наличие положительной корреляции между уровнем педагогической деятельности (высокий, средний, низкий) и способностью педагога к отражению устойчивых свойств личности учащегося, умением проникнуть в скрытые резервы развития личности.
Таким образом, представляется бесспорным, что между продуктивностью педагогической деятельности и эффективностью познания педагогом личности учащихся существует тесная связь. Познакомившись в предыдущем разделе с общими механизмами и закономерностями, мы можем перейти уже непосредственно к проблеме познания педагогом личности учащегося.
и психологическими продуктами нет жесткой зависимости: высокому функциональному уровню не всегда соответствует адекватный психологический.
Как известно, в последние годы проблемы психологии деятельности постепенно уступают место проблемам психологии общения. Нет необходимости рассматривать здесь теоретические аспекты этих понятий и их различия. Отметим только, что. согласно современным представлениям, общение и деятельность характеризуют самостоятельные психологические реальности с собственной структурой и своими законами. Между этими реальностями существуют органические связи. Более того, как верно отмечал Б. Ф. Ломов, встречается общение, которое принципиально строится по законам деятельности (например, актерская игра), и наоборот, имеются виды деятельности, которые строятся по законам общения.