Глава 2. Некоторые ключевые проблемы зарубежной
специальной педагогики (компаративный контекст) ...63
2.1. Ранняя комплексная помощь ребенку и его семье ....... 63
2.2. Теоретические основы и практика интеграции за рубежом 71
2.3. Профессиональная ориентация, профессиональное образование и соuиально-трудовая адаптация человека с ограниченными
возможностями .................................................................... 106
2.4. ПОдГотовка кадров для обеспечения специальных образовательных
и социальных услуг .............................................................. 119
Ч А С Т Ь 11. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА (СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ)
IЛава 3. Соединенные Штаты Амернки ..........................148
3.1. Возникновение специального образования в США
(ХУН - ХIХ вв.) .................................................................... 148
3.2. Начало хх в. и последующие два десятилетия ........... 157
3.3. Специальное образование в 20-40-е гг. ХХ в ............. 161
3.4. Военное и послевоенное время (40-60 гг. ХХ в.) ....... 166
3.5. Активное участие государства в становлении специального
образования и начало реформ (1960-1975 п.) .................... 173
3.6. Государственные реформы специального образования
(1975-1990 п.) ....................................................................... 183
3.7. Основные тенденции и проблемы развития специального
образования на современном этапе ................................... 192
ГЛава 4. Канада .................................................................204
4.1. Начало становления специального образования
и его организационное оформление ................................... 204
4.2. Характерные проблемы специального образования и социального
положения людей с ограниченными ВОЗМОЖНОСПIМИ в Канаде 208
4.3. Деятельность общественных объединений инвалидов 209
4.4. Современное состояние специального образования и тенденции
его развития ........................................................................ 211
lЛава 5. Великобритания ..................................................215
5.I.Ранние этапы развития специального образования
(ХVПI - Х[Х вв.) ................................................................... 215
5.2. Привлечение государственных структур к проблемам специального образования. Первые законодательные акты
в области образования ........................................................ 220
5.3. Активизация законодательного и финансового участии государства в решении организационных проблем образования,
в том числе специального (конец XIX - начало ХХ вв.) ... 222
5.4. Увеличение сети дифференцированных специальных учреждений.
Трудности их существования в военные годы
(начало-середина ХХ в.) ..................................................... 225
5.5. Реформирование системы специального образования.
Распросртранение и углубление теории и практики
интегрированного обучения (70-90-е гг. ХХ в.) ................. 230
5.6. Современные принципиальные подходы к обеспечению образовательных потребностей людей с ограниченными
возможностями ................................................................... 233
5.7. Подготовка педагогических кадров ............................. 237
!Лава 6. Франция ................................................................24l
6.1. Первые опыты обучения аномальных детей. Роль выдающихся французских педагогов и врачей в становлении специального
образования (XVIIl-ХIX вв.) ................................................ 241
6.2. Деятельность Л. Брайля - создание рельефно-точечного шрифта
и начало печатания книг для слепых людей ...................... 244
6.3. Значение деятельности врачей-психиатров в оказании помощи
умственно-отсталым людям ............................................... 245
6.4. Педагогическая и воспитательная система Э.Сегена ... 246
6.5. Влияние периода смены властных структур на положение образования как общего, так и специального
(50-80-е гг. XIX в.) ............................................................... 251
6.6. Разработка А. Бине и Т. Симоном «Метрических шкал» и их роль
в развитии мировой психодиагностики .............................. 252
6.7. Классификация детей с различными нарушениями развития
и оформление соответствующих структур системы специального
образования (50-80-е ГГ. хх в.) ........................................... 253
6.8. Усиление интеграционных тенденций и их отражение
во взаимодействии общего и специального образования
на современном этапе .......................................................... 255
6.9. Роль общественных организаций в оказании помощи
«неприспособленным» людям, В поддержке их и их семей 260
!Лава 7. Германия ...............................................................263
7.1. Возникновение практических опытов обучения детей
с нарушениями развития на территории германских земель
(хvп в. - начало XIX в.) ....................................................... 263
7.2. Деятельность С. Гейнике и других выдающихся
педагогов-энтузиастов ......................................................... 264
7.3. Влияние передовых научных и общественных деятелей на оформление политики властей в области образования
(первая половина XIX в.) .................................................... 265
7.4. Объединение немецких земель в единое государство. Становление
теории и практики образования, в том числе специального 271
7.5. Веймарская республика и последующая фашистская диктатура
(1919-1944 гг.) ..................................................................... 277
7.6. Нравственное и организационное возрождение системы
образования в послевоенный период .................................. 282
7.7. Перестройка связей и взаимодействия общего и специального
образования (90-е п. ХХ в. - начало XXI в.) ....................... 292
!Лава 8. Скандинавские страны ......................................296
8.1. Объединяющее своеобразие развития науки и практики обучения
детей с ограниченными возможностями в этих странах .. 296
8.2. Швеция .......................................................................... 297
8.3. Дания ............................................................................. 302
8.4. Норвегия ........................................................................ 305
!Лава 9. Япония ..................................................................308
9.1. Первые опыты обучения детей с ограниченными возможностями
(IX-XIH вв.) .................................................. _ ..................... 308
9.2. Возникновение и оформление регулярно действующей системы
специального образования (вторая половина XIX в.) ........ 308
9.3. Своеобразие становления структуры обучения детей
с нарушениями развития (начало-середина ХХ в.) ............ 311