Глава 2. Некоторые ключевые проблемы зарубежной

специальной педагогики (компаративный контекст) ...63

2.1. Ранняя комплексная помощь ребенку и его семье ....... 63

2.2. Теоретические основы и практика интеграции за рубежом 71

2.3. Профессиональная ориентация, профессиональное образование и соuиально-трудовая адаптация человека с ограниченными

возможностями .................................................................... 106

2.4. ПОдГотовка кадров для обеспечения специальных образовательных

и социальных услуг .............................................................. 119

Ч А С Т Ь 11. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА (СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ)

IЛава 3. Соединенные Штаты Амернки ..........................148

3.1. Возникновение специального образования в США

(ХУН - ХIХ вв.) .................................................................... 148

3.2. Начало хх в. и последующие два десятилетия ........... 157

3.3. Специальное образование в 20-40-е гг. ХХ в ............. 161

3.4. Военное и послевоенное время (40-60 гг. ХХ в.) ....... 166

3.5. Активное участие государства в становлении специального

образования и начало реформ (1960-1975 п.) .................... 173

3.6. Государственные реформы специального образования

(1975-1990 п.) ....................................................................... 183

3.7. Основные тенденции и проблемы развития специального

образования на современном этапе ................................... 192

ГЛава 4. Канада .................................................................204

4.1. Начало становления специального образования

и его организационное оформление ................................... 204

4.2. Характерные проблемы специального образования и социального

положения людей с ограниченными ВОЗМОЖНОСПIМИ в Канаде 208

4.3. Деятельность общественных объединений инвалидов 209

4.4. Современное состояние специального образования и тенденции

его развития ........................................................................ 211

lЛава 5. Великобритания ..................................................215

5.I.Ранние этапы развития специального образования

(ХVПI - Х[Х вв.) ................................................................... 215

5.2. Привлечение государственных структур к проблемам специального образования. Первые законодательные акты

в области образования ........................................................ 220

5.3. Активизация законодательного и финансового участии государства в решении организационных проблем образования,

в том числе специального (конец XIX - начало ХХ вв.) ... 222

5.4. Увеличение сети дифференцированных специальных учреждений.

Трудности их существования в военные годы

(начало-середина ХХ в.) ..................................................... 225

5.5. Реформирование системы специального образования.

Распросртранение и углубление теории и практики

интегрированного обучения (70-90-е гг. ХХ в.) ................. 230

5.6. Современные принципиальные подходы к обеспечению образовательных потребностей людей с ограниченными

возможностями ................................................................... 233

5.7. Подготовка педагогических кадров ............................. 237

!Лава 6. Франция ................................................................24l

6.1. Первые опыты обучения аномальных детей. Роль выдающихся французских педагогов и врачей в становлении специального

образования (XVIIl-ХIX вв.) ................................................ 241

6.2. Деятельность Л. Брайля - создание рельефно-точечного шрифта

и начало печатания книг для слепых людей ...................... 244

6.3. Значение деятельности врачей-психиатров в оказании помощи

умственно-отсталым людям ............................................... 245

6.4. Педагогическая и воспитательная система Э.Сегена ... 246

6.5. Влияние периода смены властных структур на положение образования как общего, так и специального

(50-80-е гг. XIX в.) ............................................................... 251

6.6. Разработка А. Бине и Т. Симоном «Метрических шкал» и их роль

в развитии мировой психодиагностики .............................. 252

6.7. Классификация детей с различными нарушениями развития

и оформление соответствующих структур системы специального

образования (50-80-е ГГ. хх в.) ........................................... 253

6.8. Усиление интеграционных тенденций и их отражение

во взаимодействии общего и специального образования

на современном этапе .......................................................... 255

6.9. Роль общественных организаций в оказании помощи

«неприспособленным» людям, В поддержке их и их семей 260

!Лава 7. Германия ...............................................................263

7.1. Возникновение практических опытов обучения детей

с нарушениями развития на территории германских земель

(хvп в. - начало XIX в.) ....................................................... 263

7.2. Деятельность С. Гейнике и других выдающихся

педагогов-энтузиастов ......................................................... 264

7.3. Влияние передовых научных и общественных деятелей на оформление политики властей в области образования

(первая половина XIX в.) .................................................... 265

7.4. Объединение немецких земель в единое государство. Становление

теории и практики образования, в том числе специального 271

7.5. Веймарская республика и последующая фашистская диктатура

(1919-1944 гг.) ..................................................................... 277

7.6. Нравственное и организационное возрождение системы

образования в послевоенный период .................................. 282

7.7. Перестройка связей и взаимодействия общего и специального

образования (90-е п. ХХ в. - начало XXI в.) ....................... 292

!Лава 8. Скандинавские страны ......................................296

8.1. Объединяющее своеобразие развития науки и практики обучения

детей с ограниченными возможностями в этих странах .. 296

8.2. Швеция .......................................................................... 297

8.3. Дания ............................................................................. 302

8.4. Норвегия ........................................................................ 305

!Лава 9. Япония ..................................................................308

9.1. Первые опыты обучения детей с ограниченными возможностями

(IX-XIH вв.) .................................................. _ ..................... 308

9.2. Возникновение и оформление регулярно действующей системы

специального образования (вторая половина XIX в.) ........ 308

9.3. Своеобразие становления структуры обучения детей

с нарушениями развития (начало-середина ХХ в.) ............ 311

Наши рекомендации