Подготовка к конференции 31.05.2012

Педагогика народного художественного творчества

Курс факультета искусств (очное отделение)

12.04.2012

Семинар № 1 Теоретические основы педагогики НХТ

1.Предмет и задачи педагогики народного художественного творчества как одной из отраслей современной педагогической науки

2.Источники формирования теоретических и методические основ педагогики НХТ

3.Междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества, связь педагогики НХТ с этнопедагогикой, социальной педагогикой, этнопсихологией, арт-терапией, социально-культурной деятельностью и др.

4.Проблематика терминологии в народном художественном творчестве. Любительство, народное художественное творчество, социально-культурное творчество.

5.Характеристики (признаки) народного (любительского) художественного творчества и его компоненты

6.Функции народного художественного творчества

7.Роль народного художественного творчества в социализации и социальной адаптации личности

8.Народное художественное творчество как форма социально-культурной реабилитации детей и взрослых

9.Возможности народного художественного творчества в патриотическом воспитании, формировании и развитии духовно-нравственной культуры личности

10. Проблемы реализации педагогического потенциала НХТ сегодня.

Основная литература

1.Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства . - М.,1990.

2.Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. Учеб пособие. - М., 1988.

3.Гусев, В.Е. Русская народная художественная культура: (Теоретические очерки)/В.Е.Гусев. – СПб.: СПбГИТМИК, 1993. – 110с.

4.Каргин, А.С. Народная художественная культура: Учеб. пособие для вузов / А.С. Каргин. — М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 1997. — 286 с.

5.Макаренко А. С. Воспитание в семье и школе // Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. - М., 1984.

6.Смирнова, Е.И. Клубная художественная самодеятельность // Клубоведение: Учебное пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просвет. работы пед. ин-тов/Под ред. С.Н. Иконниковой и В.И. Чепелева. – М.: Просвещение, 1980. – Гл.2,3;С. 239-264.

7.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие/Сост. О.В.Сухомлинская. – М., 1990. - 287 с.

8.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива // Избр. пед. соч.: В 3 т.- Т.3. – М., 1981.

9.Конспекты по педагогике НХТ

Дополнительная литература

1.Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни/Э.Ф. Алексеев. – М., 1988.

2.Голубев А.Н. Искусство, творчество и художественное образование в век информационных технологий / А.Н. Голубев /Полигнозис. — 2002. — № 4 . — С. 101-108.

3.Массовые виды искусства и современная художественная культура – М. : Искусство, 1986. – 272 c.

4.Михайлова Н.Г. Самодеятельное художественное творчество в современных условиях и направления его исследования // Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной организации: Сб.науч тр.НИИ культуры. - М., 1990.- С.6.

5.Некрасова М. А. Народное искусство и современная культура./М.А. Некрасова. – М. : Абрис-пресс, 1991.

6.О развитии народного творчества в России. [Традиции предков в новый век] Народное творчество. — 2007. — № 1 . — С. 14-16.

7.Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования: Опыт историко-эпистемологического изыскания. – М.: МГУКИ, 2003

8.Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. - М., 1986. - 235 с.

9.Фототворчество в России: История, развитие, современное состояние фотолюбительства/ Сост. А. Баскаков; худ. Л.Клодт. – М.: Планета, 1990. – 399с.

10. Хилько Н.Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты. – Омск: Сиб.ф-л Рос. ин-та культ., 2004. - 158с.

11. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах - М.: Педагогика, 1980.

19.04. 2012

Семинар 2. История становления педагогикинародного художественного творчества

1.Этапы развития народного художественного творчества

2.Фольклорное творчество как этап развития народного художественного творчества. Жанры фольклора

3.Социально-педагогические функции фольклора

4.Городское примитивное искусство

5.Крепостной театр как явление любительства и полулюбительства.

6.Становление и развитие любительского искусства в России в конце 19 - начале 20 вв.

7.Значение публицистической деятельности А.Н.Островского 70-80-х годов XIX века в осмыслении любительского искусства

8.Художественно-просветительная деятельность меценатов: С.И. Мамонтова, К.Б. Тенишевой и др.

9.Роль и значение деятельностиН.Ф.Бунакова в становлении и развитии любительского театрального творчества в России

10. Роль и значение деятельностиК.А. Станиславского, В.В. Андреева, М.Е.Пятницкого и других деятелей культуры и искусства конца 19-начала 20 вв. в становлении и развитии любительского художественного творчества в России (по выбору)

11. Значение публицистической деятельности А.Н.Островского 70-80-х годов XIX века в осмыслении любительского искусства

12. «Народный дом» как общественная организация, способствующая приобщению населения к искусству

13. Дореволюционные всероссийские съезды о развитии любительства

14. Художественная самодеятельность 30-х годов («Синяя блуза», ТРАМы, агитпропбригады)

15. Олимпиады и смотры художественной самодеятельности

16. Художественная самодеятельность в военные и послевоенные годы

03.05.2012

Семинар 3.Развитие НХТ в России во вт. пол.20 нач. 21 вв.

1.Отличительные черты художественной самодеятельности 70-х годов.

2.Общая характеристика этапа художественной самодеятельности 70-80 гг. 20 века

3.Неформальные молодежные объединения как феномен любительства

4.Возрождение и развитие фольклорного движения в 70-е годы 20 века.

5.Появление новых видов и жанров любительства в 70-е годы (кино-, фотолюбительство, бардовская песня, КВН и др.)

6.Феномен «неорганизованная самодеятельность» в любительском художественном творчестве конца 20 века

7.Изменение структуры досуга россиян в конце 20 века.

8.Общая характеристика состояния любительского художественного творчества конца 90-х годов.

9.Любительские объединения как современная форма народного творчества

10. Состояние, проблемы и тенденции развития народного художественного творчества в современной России

11. Становление системы профессионального образования в народном художественном творчестве

Основная литература к разделу: Исторические основы педагогики НХТ

1.Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства . - М.,1990.

2.Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. Учеб пособие. - М., 1988.

3.Самодеятельное творчество: очерки истории 1917-1932 гг./РАН, Гос. ин-т искусствознания. – СПб,: Дмитрий Буланин, 2000. -553 с.

4.Самодеятельное творчество: очерки истории 1930-1955гг./Ред. К.Г. Богемская; РАН, Гос. ин-т искусствознания. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.-550с.

5.Конспекты по педагогике НХТ

Дополнительная литература:

1.Саруханов В.А. Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сценарии. – М.: МГУКИ Политиздат, 1989.

2.Белкин А. А. Русские скоморохи/А.А. Белкин. – М., 1975.

3.Гусев В.Е. Русский фольклорный театр 18 - начала20 вв.: Учеб.пособие/В.Е.Гусев. – Л.:ЛГИТМИК, 1990. – 94 с.

4.Локшин Д.Л. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры (Краткие очерки) – 2-е изд. доп./Д.Л. Локшин. – М.:Музгиз, 1963. -212с.

5.Максимов Е.И. Первые российские народные оркестры/ Е.И. Максимов. – М., 2001. -176 с.

6.Очерки русской народной культуры: сб. – М.: Наука, 2009. – 786 с.

7.Примитив и его место в культуре Нового и Новейшего времени. – М., 1983.

8.Современный городской фольклор / Ред. коллегия: А.Ф. Белоусов, И.С. Веселова, С.Ю. Неклюдов. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2003.

9.Хайченко Г.А. Русский народный театр конца 19 – начала 20 вв./ Г.А. Хайченко. – М.: Наука, 1975.

26 апреля - тестирование по темам: «Теоретические основы педагогики НХТ», «Исторические основы педагогики НХТ»

Домашнее задание к 07.06: посещение любительского коллектива. Оформление паспорта.

Подготовка к конференции 31.05.2012

«Становление и развитие методики педагогического руководства НХТ»

Темы докладов:

1.П.П. Блонский о роли художественного творчества в процессе воспитания подрастающего поколения

2.Методика организации воспитательной работы в детском коллективе А.С.

Макаренко

3.С.Т. и В.Н. Шацкие. Воспитание театром

4.Вклад Н.Н. Бахтина, педагога и театрального деятеля, в развитие детско-подросткового любительства

5.Методика работы с актерами - любителями К.С. Станиславского

6.Современные методики работы с любительскими коллективами (Анализ и сравнение авторских методик)

7.Методика воспитания творческой личности В.А. Сухомлинского

8.Методика коллективных творческих дел И.П. Иванова в детском творческом коллективе

9.Традиционные народные игры в формировании и развитии личности детей и подростков в творческом коллективе

10. Арт-терапевтические методики работы с коллективами народного художественного творчества.

11. Подготовка исполнительского аппарата участника коллектива народного творчества к художественной деятельности.

12. Основные методы формирования исполнительских навыков
участников любительских коллективов.

(Разрешается произвольный выбор темы доклада. Согласование с преподавателем обязательно)

10.05.2012

Наши рекомендации