Объем и структура исследования
Структура и объем исследования характеризуется через перечисление структурных компонентов, обычно выраженных в его оглавлении (Введение, число глав и параграфов, заключение, список литературы, приложения), указанием на число таблиц и рисунков и количество страниц. Например: «Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка литературы, насчитывающего 76 источников и 3 приложений. Текст содержит 12 таблиц и 8 рисунков. Общее число страниц – 99).
После формулирования гипотезы, целей и задач исследования, оформления других элементов логического оформления исследования, начинается этап определения его методов.
Выбираем методы и способы измерения переменных
После определения научно-логических основ исследования наступает этап, переходный по отношению к планированию исследовательских действий – этап выбора конкретных способов получения данных и инструментов (методик), посредством которых мы можем получить достоверное научное знание, в котором подтверждается (или опровергается) выдвинутая нами гипотеза, интерпретируются результаты исследования.
Какие действия нужно предпринять исследователю для правильного выбора методов?
В первую очередь необходимо уточнить тот вид эмпирического знания, который будет служить доказательству гипотезы, достижению цели и решению поставленных задач.
Для этого полезно задать себе ряд вопросов:
– Как будет осуществляться оперирование понятиями и высказываниями об их отношениях, связях (это впрямую связано с теоретическими задачами)? Это приведет к выбору теоретических (в первую очередь логических) методов: анализ, обобщение, конкретизация, сравнение, идеализация и др.
– Как будет проводитьсяэмпирически выявление,проверка и измерение связей явлений, намеченных в гипотезе? При ответе на этот вопрос будут определены эмпирические методы: опрос, изучение следов деятельности, тестирование, эксперимент и т.д.
– Как будет доказываться достоверность знания? Здесь намечается круг интерпретационных методов, в число которых могут попасть как теоретические, так и статистико-математические, отдельные качественные методы: герменевтические, дискурс-анализ и др.
Нужно помнить, что определение используемых методов – не такая простая задача, как это иногда кажется на первый взгляд. Напомним, что те или иные действия в исследовании могут быть изложены как именно отдельные действия или операции (и не попадут в список выбранных методов), но могут стать и самостоятельным методом, отличающимся от других. Так, сравнение может быть логической операцией в применении того или иного метода, а может приобрести все черты самостоятельного теоретического метода. Следует ориентироваться и на то, что если психологические исследования могут быть корреляционными, то педагогические – практически всегда каузальные, и требуют применения эксперимента, или опытно-экспериментальной работы.
Теоретические методы.
Логические методы часто не выбираются исследователем: анализ, сравнение, обобщение и т.п. используются как операции на любом этапе исследования. Иное дело – моделирование: создание модели (идеальной в силу специфики объекта и предмета исследования) требует отдельных процедур: формирования, применения, оценки эффективности. Модели объясняющие создаются для выявления и доказательства определенных структурно-динамических связей явлений (например, процесса решения задач, функционирования определенного психического явления, свойства образовательного процесса и т.п.) создаются для того, чтобы проверить («тестировать») определенные утверждения, сформулированные в гипотезе, и моделирование выбирается как метод исследования тогда, когда предмет исследования и гипотеза содержат утверждения таких связей. Может специально оговариваться и применение идеализации, когда указывается, какой объект будет представлен в идеальном виде: «для более глубокого проникновения в предмет исследования, представим, каким будет идеальное логическое мышление…»; «идеальной дидактической игрой может быть такая игра, в которой…»
Эмпирические методы
Выбор эмпирических методов начинается с осмысления того, как можно поучить те данные, которые определены при эмпирической интерпретации понятий и при их операционализации. Условия выбора методов могут быть ориентировочно следующими:
– если признаки могут быть определены при непосредственном наблюдении – это, естественно, влечет за собой выбор наблюдения в качестве одного из основных методов;
– если признаки могут быть выявлены через высказывание мнений и оценок – выбираются методы опроса или экспертной оценки;
– если признаки могут быть выявлены через изучение следов деятельности, включая созданные исследуемыми тексты, выбираются изучение следов деятельности, контент-анализ, изучение опыта и др.;
– если требуются специально организованные условия и вмешательство в действия исследуемых – выбирается эксперимент;
– если признаки не наблюдаемы, но уже эмпирически проинтерпретированы и операционализированы исследователями – выбираются тесты (напомним: вместе с их «теоретической нагрузкой», которая значительно влияет на весь понятийный аппарат исследования);
– если признаки не выявляются заранее, а формулируются (часто вместе с гипотезами) в ходе исследования – выбираются качественные методы: кейс-стади, нарративное интервью и др.
Выбор метода влечет за собой, во-первых, дальнейшие исследовательские действия: конструировать ли самому исследователю исследовательский инструмент (программу и протокол наблюдения; вопросы и форму интервью или анкеты, определение классификатора и кодировальной матрицы контент-анализа и др.), или пользоваться уже готовым (тесты во всех их разновидностях). Во вторых, одновременно требуется и проработка того, как будут фиксироваться данные для последующей логической, статистической проработки, как данные будут использованы в доказательстве гипотезы.
При конструировании программ и протоколов наблюдения нужно обязательно ориентироваться на их выполнимость с сохранением возможности максимально полной фиксации необходимых для наблюдения признаков; при создании интервью и анкет следует тщательно походить к определению содержания вопросов, их вида и последовательности, в качественных видах интервью – тактик поведения во время самой процедуры. И содержание протоколов наблюдения, и интервью, и анкет обязательно требует опробования, уточнения формулировок, порядка расположения и т.п. – без этого исследователь рискует получить искаженные данные.
Несложные эмпирические исследования, проводимые студентами, чаще всего бывают корреляционными, реже – экспериментальными.
В корреляционном исследовании выдвигается проверяемая гипотеза о существовании статистически значимой связи между психическими явлениями или между психическими явлениями и внешними условиями или факторами, а полученные данные интерпретируются через подсчет корреляций и обсуждение следствий содержания гипотезы с позиций психологических или педагогических представлений, теорий, видов профессиональной практики. Интерпретация может касаться того, существует ли здесь каузальная связь и каковы ее характеристики (при подтверждении гипотезы о связи), или почему связь не выявлена (в случае не подтверждения гипотезы).
Чаще всего это связано с вычислением корреляций (чем особенно увлекаются психологи). Для формирования первых, начальных представлений о научно-методологических основах исследования, исследование корреляционное весьма полезно: для его выполнения необходимо поработать с понятиями, сформулировать тему, выделить переменные, выдвинуть гипотезу о связи явлений, проверить ее на истинность и т.д., что дает неоценимый опыт самостоятельного понятийного осмысления всех компонентов исследования, формировании целостного представления о нем (а позитивизм как исследовательскую стратегию еще никто не отменял).
Данные для проведения корреляционного исследования получаются часто через тестовое измерение определенных качеств, реже – из непосредственных измерений, когда данные тестирования совмещаются с эмпирически выявленными данными для определения связи. При выборе тестирования как метода исследования нужно не забывать о том, что тест: должен быть надежным (прошедшим процедуры проверки на надежность, валидность и стандартизированным), широко использующимся в научных исследованиях и психодиагностике; иметь измерительные баллы и шкалы теста достаточно точные для проводимого исследования; процедура проведения теста должна быть приемлемой для его проведения в условиях проводимого исследования. Нужно помнить и о том, что тест содержит уже интерпретированное знание, теоретические положения проводимого исследования должны быть согласованы с ним. Разумеется следует (как и в течение всего хода исследования) пеомнить об этических нормах и требованиях.
При выборе эксперимента необходимо также проделать ряд подготовительных действий:
– установить независимые, зависимые, побочные (вмешивающиеся) переменные и их параметры (сколько будет зависимых и независимых переменных, будут они простыми или иметь уровни; как будут измеряться изменения в зависимых переменных; в каких шкалах можно измерить переменные; как будет учитываться и контролироваться влияние дополнительных переменных и др.);
– подобрать план эксперимента, позволяющий с наибольшей вероятностью установить достоверность влияния независимых переменныхна зависимые;
– создать сценарий эксперимента, мысленно представляя, какие могут возникнуть ситуации, какие обстоятельства следует обязательно учесть;
– определить параметры выборочных совокупностей исследуемых (при необходимости определить репрезентативность выборки, учесть свойства выборок).
Важно проверить способы измерения на повторяемость: смогут ли другие исследователи, обращаясь к данному эксперименту, воспроизвести те же действия? Полезно рисовать схемы, обозначающие тип и характер связи между переменными.
Особо следует остановиться на выборе и применении аппаратных средств.чрезвычайно эффективным инструментом фиксации данных при наблюдении, качественных интервью, экспериментах является, например, видеозапись, осуществление которой доступно сегодня практически любому исследователю. При измерении физиологических данных (пульса, частоты дыхания и др.) доступны сегодня простые медицинские приборы. Применяются и различные комбинированные и ориентированные на измерение психофизиологических параметров аппараты (например, «Активациометр» Ю.А. Цагарелли).
Интерпретационные методы
При общей интерпретации результатов исследования используются логические методы, через которые формулируются выводы из данных, полученных в итогах применения эмпирических методов. Качественная интерпретация производится в свободной форме, ее содержание практически целиком определяется самим исследователем.
При выборе методов статистической интерпретации полученных данных, следует учитывать, выявление каких связей предполагает формулировка гипотезы, каков характер измеренных признаков (выраженных в переменных), в каких шкалах могут измеряться переменные. Выбор можно осуществить, обратившись к литературе по методам математической обработки в психологии и/или педагогике. Например, в работе Е.В. Сидоренко [91] приведена классификация задач и методов исследования, с указанием на то, в каком случае можно применять тот или иной математико-статистический метод. При необходимости выявить различия в уровне исследуемого признака с двумя выборками можно применять такие методы, как Q-критерий Розенбаума,U-критерий Манна-Уитни,φ*-критерий (угловое преобразование Фишера). Для трех и более выборок подходят S-критерий тенденций Джонкира, H-критерий Крускала-Уоллиса.Для оценки сдвига значений исследуемого признака при двух замерах на одной и той же выборке испытуемых, подходят T-критерий Вилкоксона,G-критерий знаков, φ*-критерий (угловое преобразование Фишера). Для трех и более замеров на одной и той же выборке испытуемых подходят χr2-критерий Фридмана, L-критерий тенденций Пейджа (Сидоренко, с. 34). Всего Е.В. Сидоренко не только предлагает основания выбора математических методов для пяти видов задач, но и подробно описывает применение каждого метода, наглядно представляя действия исследователя. Начинающие исследователи вполне могут, пользуясь этой прекрасной работой, осуществить математическую интерпретацию полученных данных, не понимая до конца сущности выполняемых операций (чтобы управлять автомобилем не обязательно знать устройство двигателя).
В целом, при желании освоить математико-статистические методы (соответствующая дисциплина сегодня отсутствует при подготовке бакалавров), студент может обратиться кдоступным книгам и учебникам (например: 35;66].
В качестве примера приведем описание выбора методов, основанных на формулировках гипотезы, взятых из студенческих работ (таблица 3).
Таблица 3