В-9.Когнитивные кач-ва ученика
Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и, особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Когнитивные качества включают в себя:
І) физиологические: умение видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус; развитая работоспособность;
ІІ) интеллектуальные:
1) эрудированность, логичность, проницательность, умение ви-деть и разрешать противоречия, анализировать и синтезировать матери-ал, устанавливать отношения между элементами и частями целого;
2) способность выработать ценностное суждение об идеях, реше-ниях, методах, умение самоопределиться в ситуации выбора, опера-тивно принять решение;
3) применение принципов, методов, процессов, ранее усвоенных, к решению новой ситуации, воплощение знаний в духовные и мате-риальные формы.
В-10. Креативные кач-ва ученика
Креативность(от лат. creatio созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Креативность это твой ключ к будущему. Весь прогресс является результатом нахождения новых, зачастую неожиданных, более эффективных, простых и быстрых методов решения каких-либо житейских или деловых проблем. А это требует непрерывно совершенствования твоих творческих навыков.
Креативные качества обеспечивают создание субъективно или объективно нового образовательного продукта. Креативные качест-ва - это:
1) эмоционально-образные качества: вдохновение, воображение, фантазия, ассоциативность, мечтательность;
2) инициативность, неординарность, нестандартность, способ-ность к генерации идей;
3) применение к решению проблемы различных средств, методов, поиск их наилучшей комбинации и прогноз изменений объекта, его динамики развития;
4) формулирование гипотез, конструирование закономерностей, формул, теорий.
Оргдеятельностные качества проявляются при организации по-знания и творчества, включают в себя:
1) умение ставить и достигать цель, планировать деятельность, корректировать этапы деятельности, проводить самоанализ и само-оценку;
2) способность взаимодействовать с другими субъектами образо-вания и окружающим миром, умение вести спор;
3) способность организовывать творчество других, совместное познание и генерация идей.
В образовательном процессе следует выявлять и развивать все группы качеств, как креативные, так и когнитивные.
Личностные качества выступают ориентиром при формулирова-нии образовательных целей как в глобальном масштабе, так и в част-ном, применительно к изучаемым дисциплинам, спецкурсам, отдель-ным разделам, темам.