Характеристика ЦСПО РАНХиГС
Содержание
Введение. 4
1.Характеристика ЦСПО РАНХиГС.. 5
1.1.Общая характеристика 5
2. Анализ современного состояния организационной структуры ЦСПО РАНХиГС 18
Заключение. 24
Аттестационный лист
Характеристика
Дневник практики
Приложение
Введение
Я, студентка 3 курса 35 группы Дадашова Айтадж Играр кызы проходила преддипломную практику в Центре среднего профессионального образования с 05.04.15 по 07.05.15.
Целью производственной практики является закрепление и углубление знаний и умений, полученных в ходе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны. Государственный контроль и надзор за качеством высшего профессионального и среднего специального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области образования, повышения качества подготовки специалистов. Однако внешней оценки качества образования, как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается недостаточно. Требуется внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самим образовательным учреждением.
Характеристика ЦСПО РАНХиГС
1.1.Общая характеристика и кадровый состав
ЦСПО РАНХиГС является образовательным учреждением среднего профессионального образования регионального подчинения. ЦСПО реализует основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования базового уровня, программы дополнительного профессионального образования. Формы обучения – очная и заочная.
Главными приоритетами ЦСПО являются: качество образования, развитие материальной базы, информатизация, инновационные технологии в обучении.
В 2015-2016 учебном году образовательную деятельность в ЦСПО РАНХиГС осуществляют 59 педагогических работника.
Таблица 1 - Численность педагогических работников
Учебный год | Численность педагогических работников |
2011 - 2012 | |
2012 - 2013 | |
2013-2014 | |
2014 -2015 | |
2015-2016 |
Педагогический состав является относительно стабильным и имеет достаточно высокий уровень образования и профессиональной квалификации.
Таблица 2 - Уровень образования педагогических работников
Количество педагогических работников, имеющих высшее образование | |
Среднее специальное | |
Начальное профессиональное |
Укомплектованность кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, составляет 70,5%, что ниже среднероссийского (82%) и по СПБ и ЛО (84%) показателей.
Важной составляющей профессионализма педагогических работников является их квалификация. На 01.09.2014 доля аттестованных педагогических работников в учреждении составила 85% от общего числа
В течение нескольких лет сохраняется тенденция увеличения количества педагогических работников, аттестованных на первую и высшую квалификационные категории.
Таблица 3 - Качественный состав педагогических работников на 01.09.2014 года
Высшая квалификационная категория | 14 (41%) |
Первая квалификационная категория | 12 (35%) |
Вторая квалификационная категория | 3 (12,5%) |
Не имеют категории | 5 (11,5%) |
Таблица 4 - Динамика роста профессионального мастерства педагогических работников за 5 лет
Учебный год | Общее количество педагогических работников (чел) | Не имеют категории | II квалификационная категория | I квалификационная категория | Высшая квалификационная категория |
2010 - 2011 | |||||
2011 - 2012 | |||||
2012-2013 | |||||
2013 -2014 | |||||
2014-2015 |
Средний возраст педагогических работников составляет 48 лет. Доля работающих пенсионеров составляет 26,5%, что выше среднего показателя среди учреждений СПО на 6,5%. В 2014-2015 учебном году к работе приступили 2 молодых специалиста.
Таким образом, анализ стажевой структуры кадрового состава так же, как и его возрастных характеристик, указывает на проблему недостаточного воспроизводства кадрового потенциала, так как в условиях модернизации системы образования, повышение квалификации, профессиональной компетентности педагогических работников, привлечение молодых специалистов выступает важнейшим фактором развития и устойчивой работы учебного заведения.
Таблица 4- Динамика повышение квалификации работниками ЦСПО РАНХиГС
Учебный год | Количество педагогов прошедших курсы повышения квалификации | На базе РАНХиГС (человек) | Прочее |
2010 - 2011 | |||
2011 - 2012 | - | ||
2012-2013 | |||
2013 -2014 |
Большее число проходивших повышение квалификации в 2010 – 2011 учебном году объясняется окончанием обязательного пятилетнего срока прохождения курсов повышения квалификации в 2011 году. В течение следующих лет повышение квалификации проходило в соответствии с пятилетним графиком.
Непрерывное повышение квалификации педагогическими работниками происходит через участие в работе педсоветов, семинаров, в педагогических чтениях, при организации и проведении предметных недель и ежегодной научно-практической студенческой конференции, при участии в межрегиональных конференциях и образовательных форумах.
Для молодых и начинающих педагогов организовано наставничество и работа школы начинающего педагога.
Объем библиотечного фонда – 25209 шт., из них учебная – 15856шт., учебно-методическая – 1169 шт., художественная – 8804шт. Число постоянных мест для пользователей библиотеки – 25. Число зарегистрированных пользователей библиотеки – 389 человек. Число посещений, единиц – 5082чел. Информационное обеспечение: число абонентов – 882чел., выдано справок, единиц – 774 чел.
Библиотека предлагает услуги по сканированию, распечатке работ, а также поиску информации в сети Интернет.
1.2.Организация учебного процесса
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий для каждой специальности и формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются техникумом, на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов по специальностям, профессиям и примерных программ учебных дисциплин.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по каждой конкретной специальности, профессии и форме обучения.
В течение полного учебного года для студентов устанавливаются каникулы не менее двух раз в учебном году общей продолжительностью 8-11 недель в год, в том числе в зимний период - не менее 2 недель.
Обучение осуществляется в 1 смену, начало занятий – 9.00. Перерыв на обед 12.20-13.20.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Продолжительность перерывов между учебными занятиями – не менее 10 минут
Учебная нагрузка обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования, включающая обязательные учебные занятия, не превышают 36 академических часов в неделю.
Максимальный объем учебной нагрузки студента составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении основной профессиональной образовательной программы по заочной форме составляет 160 академических часов в год, в эту нагрузку не входит учебная и производственная практика, она реализуется обучающимися самостоятельно с предоставлением и последующей защитой отчетов.
Количество академических часов в день регламентируется расписанием занятий. Основное учебное расписание составлено на 2 недели и предусматривает обязательную учебную нагрузку на обучающегося не более 36 часов в неделю. Расписание факультативных занятий предусматривает не более 4 часов занятий в неделю. Самостоятельная работа студентов определяется рабочими программами и тематическими планами на изучение каждой дисциплины с таким расчетом, чтобы максимальная нагрузка на студента не превышала 54 часов в неделю. При составлении расписания учитывается эффективное использование учебно-лабораторного оборудования, деление групп на подгруппы при выполнении лабораторных и практических работ, курсового проектирования, сложность учебных дисциплин.
Расписание стабильно, составляется в начале каждого семестра и утверждается директором ЦСПО. Расписание доступно для студентов и преподавателей, так как помещено на доске расписаний в здании ЦСПО, а также в учебной части и общежитии. Там же вывешивается график учебного процесса. Ежедневно на информационном стенде в здании ЦСПО и в общежитии вывешиваются замены занятий на следующий день. Расписания экзаменов вывешиваются за две недели до начала сессии. Замены учебных занятий осуществляются только по необходимости (болезни преподавателей или командировки).
В техникуме - шестидневная рабочая неделя.
Контроль за исполнением учебного плана в части объема часов по дисциплинам, в том числе на лабораторно-практические и иные виды занятий осуществляется заместителем директора по учебной работе и диспетчером образовательного учреждения.
Текущая успеваемость и посещаемость учебных занятий контролируются классными руководителями, дежурными администраторами, учебной частью. Учебная часть ежедневно фиксирует посещаемость учебных занятий.
Система контроля знаний студентов, обучающихся в техникуме соответствует принятой в учреждениях СПО и включает текущий, промежуточный и итоговый контроль, что позволяет наблюдать динамику качества обучения и корректировать учебный процесс. Основными формами контроля качества подготовки специалистов в ЦСПО являются:
посещение занятий в соответствии с графиками внутреннего контроля;
непрерывный сбор статистической информации об успеваемости студентов (аттестационные семестровые ведомости успеваемости и посещаемости);
контроль и анализ уровня знаний, умений и навыков студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО и НПО;
экзамен по отдельной дисциплине;
зачет по отдельной дисциплине (дифференцированный и недифференцированный);
курсовой проект (работа);
контрольная работа.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента, определяет полноту и прочность знаний и умений по дисциплинам.
Экзаменационные билеты составляются в соответствии с программой курса и Федеральными государственными образовательными стандартами.
В образовательный процесс активно внедряются современные формы и методы обучения: здоровье сберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.
На внеаудиторную (самостоятельную) работу по освоению ОПОП запланировано до 5% от обязательной аудиторной нагрузки. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечиваются учебной и дополнительной литературой, доступом к сети Интернет.
Практик ориентированность по реализуемой образовательной программе СПО и НПО составляет 60%, что соответствует требованиям ФГОС. Учебным планом предусмотрены лабораторные и практические занятия, производственная практика. Заключены договоры с социальными партнерами на организацию производственной практики обучающихся.
Учебно-лабораторная база в основном соответствует требованиям образовательной программы.
В образовательном процессе используются новые информационные технологии и современная компьютерное и мультимедийное оборудование. Проводится работа по автоматизации процесса управления, создана локальная сеть образовательного учреждения с доступом к сети Интернет. Два компьютерных класса имеют выход в интернет. Мультимедийных оборудованием обеспеченны 14 учебных кабинетов.
В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив ЦСПО работал над темой «Внедрение ФГОС третьего поколения как основа повышения качества образовательных услуг, формирования ключевых и профессиональных компетенций будущих специалистов».
Цели методической работы:
1. Методическое обеспечение деятельности учебного заведения по внедрению и реализации ФГОС третьего поколения через оказание практической методической помощи педагогическим работникам в разработке учебно-методической документации в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения.
2. Создание условий для профессионального творческого роста педагогических работников и положительной динамики качества образовательного процесса.
3. Развитие профессионально значимых навыков у обучающихся через внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных и образовательных технологий.
4. Организация производственного обучения в условиях реального производства.
Задачи методической работы:
1. Организация работы учебного заведения по единой методической теме.
2. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов учебных занятий.
3. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и начального профессионального образования (III-го поколения) с целью подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.
4. Совершенствование уровня профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, их педагогической компетентности и эрудиции в области преподаваемых дисциплин, обусловленные стратегическими целями развития образования.
5. Развитие обучающихся самостоятельности мышления, потребности к постоянному самообразованию и совершенствованию в области профессиональных, правовых знаний, экологической культуры, экономического мышления.
6. Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих педагогов.
7. Разработка фондов оценочных средств (ФОС) по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям, а так же других учебных, научно-методических и дидактических материалов для использования в учебном процессе.
8. Сосредоточение основных усилий П(Ц)К на развитие у обучающихся ключевых и профессиональных компетенций для успешного продолжения образования.
9. Разработка требований к уровню подготовки специалистов с учетом пожеланий будущих работодателей.
10. Участие в мероприятиях (конференции, конкурсы и т.д.).
Основные приоритетные направления методической работы:
обновление учебно-программной документацией и обеспечение ею образовательного процесса (в соответствии с ФГОС третьего поколения);
оказание организационно-методической помощи педагогам в совершенствовании педагогической деятельности при внедрении ФГОС третьего поколения;
организация повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических работников;
развитие профессионального творчества педагогических работников;
комплексное методическое и дидактическое оснащение учебных дисциплин и каждой специальности (профессии) в целом;
освоение эффективных технологий обучения, которые обеспечивают формирование у обучающихся системного мышления, готовности их к самостоятельному освоению новых знаний, приобретению профессиональных умений и навыков; организация самостоятельной работы обучающихся.
Пути реализации плана методической работы
1. Корректировка учебной программной документации и составление планирующей документации в соответствии с ФГОС третьего поколения и методической темой.
2. Совершенствование учебно-методических комплексов дисциплин (разработка и корректировка программ дисциплин и профессиональных модулей).
3. Повышение методического мастерства педагогических работников через организацию работы П(Ц)К, проведение открытых мероприятий, тематических педсоветов, помощь педагогическим работникам в работе над методической темой.
4. Содействие в аттестации педагогических работников.
5. Обобщение опыта работы педагогических работников (оформление методических материалов, представление методических материалов на различные конкурсы, проведение конкурса лучших методических разработок). Формирование банка педагогического опыта.
6. Организация предметных недель, конкурсов профессионального мастерства, олимпиад для обучающихся.
7. Проведение ежегодной научно-практической студенческой конференции.
8. Организация методической помощи начинающим преподавателям (посещение уроков, внеклассных мероприятий).
9. Проведение учебы с педагогическими работниками по курсу «Информационные технологии в образовательном процессе»
10. Организация методических выставок.
11. Проведение анализа работы методической службы с целью выявления проблем, выработка путей решения этих проблем.
В связи с внедрением ФГОС третьего поколения роль социальных партнеров дополнилась следующим направлением: участие в разработке, рецензирования учебно-программной документации, разработке квалификационных требований к уровню подготовки специалистов.
Многоканальное взаимовыгодное сотрудничество установилось у ЦСПО с межрайонным центром занятости населения: участие в ярмарках образовательных услуг, организация службы содействия трудоустройству выпускников, подготовка и переподготовка на базе ЦСПО незанятого населения.
Социальное партнерство, укрепление связей с предприятиями и организациями открывает техникуму дополнительные возможности развития, помогает педагогическому коллективу учитывать в профессиональной подготовке специалистов следующие требования современного производства:
- повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста;
- воспитание у обучающихся профессионально и личностно значимых качеств, социально-нравственной зрелости;
- повышение уровня интеллектуального развития выпускников в связи с тенденцией интеллектуализации труда;
- гуманизация содержания и процесса профессиональной подготовки;
- усиление творческих начал в профессиональном обучении.
Рассматривая постоянную взаимосвязь с работодателями как одно из важных оснований для обеспечения стабильности и гибкости образовательного учреждения, его готовности своевременно и адекватно реагировать на внешние изменения окружающей среды как возможность обеспечения и совершенствования качества профессионального образования, предусматривается наряду с совершенствованием вышеназванных направлений сотрудничества с предприятиями и организациями и реализацию таких внутренних возможностей, как:
- внедрение новых практико-ориентированных технологий обучения в условиях социального партнерства;
- расширение целевой контрактной подготовки специалистов под конкретные рабочие места;
- разработка механизмов изучения рынка труда выпускников ЦСПО;
- стимулирование деятельности предприятий и организаций по планированию и конкретизации потребности в кадрах;
- расширение информационного обеспечения деятельности ЦСПО в развивающихся рыночных отношениях;
- привлечение дополнительных материальных и интеллектуальных ресурсов социальных партнеров;
- оказание техникумом исследовательских и консультационных услуг по заказам работодателей.
Опыт многолетнего развития связей с предприятиями и организациями помогает техникуму получать и использовать дополнительные возможности саморазвития:
- расширение возможностей для организации практик студентов и стажировок преподавателей;
- дополнительный доступ к информации о рынке труда;
- обеспечение учета требований работодателей к содержанию и качеству подготовки специалистов;
- упрощение процедуры корректировки учебных материалов и программ;
- расширение возможности трудоустройства выпускников.
Оснащение ЦСПО компьютерной техникой и подключение его к Интернет открыло перед преподавателями и обучающимися окно в информационный мир, где одной из основных задач становится формирование и развитие способностей к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации.
С 2006 года идет интенсивное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. С помощью этого реализуются следующие образовательные цели:
1. Развитие личности обучаемого.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества
3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса
Внедрение ИКТ успешно осуществляется на общеобразовательных и специальных дисциплинах. Преподавателями и мастерами производственного обучения создан банк электронных презентаций, используется библиотека наглядных пособий серии 1С: Школа, электронные учебники по дисциплинам менеджмент, маркетинг, финансы и кредит, физвоспитание. Электронные издания дают весомые дидактические преимущества электронной книги по сравнению с традиционной за счет: создания обучающей среды с наглядным представлением информации; интеграции значительных объемов информации на едином носителе.
Для формирования информационной культуры обучающихся используются энциклопедии в электронном формате, для формирования правовой культуры – СПС Консультант Плюс.