Следующая техника – рисование ладошкой
Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.
Следующей нетрадиционной формой обучения, которую использую в работе, является рисование штрихом.
С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.
Из анализа детских работ можно сделать вывод, что не все дети умеют контролировать амплитуду колебаний своей руки. Штрихи получаются разной величины, порой со слабым нажимом на карандаш. Поэтому мы рекомендуем воспитателям с детьми в свободное время чаще тренировать руку, чтобы закрепить навыки штриховки.
Также очень интересен прием – рисование по сырой бумаге. В данная техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.
Рисование восковыми мелками, свечой и акварелью.
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. В этой технике мы рисовали на тему «Вологодские кружева».
Также мы используем и такую новую технику рисования, как граттаж.
Интересно в этой технике прошли занятия на темы: «Зимний лес», «Прогулка в парке», «Ночные сказки».
Мазковая живопись.
Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получается правильный мазок. У кого-то он очень длинный, у кого-то просто похож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы: «Травка», «Елочка» и т.п.
Очень интересны и такие приемы рисования, как – монотипия и диотипия (техника печатки).
Этот метод помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисовали «Город в дождливую погоду», «Деревья отражаются в реке». Дети рисовали с удовольствием, им было интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.
Понравилась детям и такая техника, как батик – роспись по ткани, стилизацией – подчинение определенным правилам. Это очень трудная, но интересная работа, которая способствует развитию творчества у детей. Мы с детьми рисовали «Вербу в вазе». Дети удачно проявили себя, каждая их работа была неповторима. Они показали безграничность детского творчества.
Еще один нетрадиционный прием – набрызг. Это очень не простая техника. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления мы используем зубную щетку и стеку. Рисунки на темы: «Снегопад», «Листопад». Это сложная техника, у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.
Рисование пластилином. Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца. С детьми старшей группы мы рисовали «Лебединое озеро», «Попугайчика», а с детьми подготовительной группы провели творческое занятие на тему «Сказки А.С. Пушкина».
Также в своей работе мы используем и другие нетрадиционные методики рисования:
- рисование мелом;
- рисование углем и сангиной;
- рисование с использованием природного материала;
- африканская роспись;
- рисование тычком (жесткой кистью);
- рисование манкой;