Iv. Организационный период как основной инструмент формирования ВДК. Цели и задачи орг периода. (10 минут)
Если рассматривать лагерную смену как постройку дома, то орг период можно назвать фундаментом вашего будущего красивого и высокого дома. Стоит отметить, что для многих детей попадание в новый коллектив является стрессовой ситуацией, пройдя которую он приобретает новые жизненно необходимые навыки. В данной ситуации у как у ребёнка, так и у вожатого появляется ряд потребностей, которые необходимо удовлетворить. В правильном построении работы в орг период заинтересованы и ребёнок, и вожатый. Поэтому можно выделить следующие основные цели орг периода для удовлетворения потребностей ребёнка и вожатого:
1. Создание безопасных условий пребывания в лагере путём адаптации и привыканию к новым правилам и нормам;
2. Создание связей в отряде и форсирование создания коллектива;
3. Создание благоприятных условий для самореализации и раскрытие творческого потенциала;
4. Поиск подхода к детям и создания психологического портера каждого ребёнка;
5. Окончательное выстраивание работы с напарником
V. Решаемые задачи в оргпериод (20 минут)
Учитывая поставленные цели, рассмотрим задачи, которые необходимо решить в каждый из дней орг периода:
День 0
1. Проверка корпуса. Если чего-то не хватает или что-то сломано, то необходимо сообщить об этом вашему руководителю;
2. Подготовка корпуса к приезду детей. Приветственные плакаты и другие элементы согласно тематики;
3. Формирование списка игр на орг период;
4. Разделения обязанностей с напарником;
5. Ознакомления с правилами безопасности;
День 1 – «знакомство». В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми, понравиться. Формируется лидер и антилидер. Устанавливается система правил и традиций – гласных и негласных.
1. Опрятный внешний вид;
2. Встреча детей
· Улыбаемся детям и родителям
· Запоминаем рекомендации родителей
· Знакомимся с отрядом
· Сверяем количество детей по списку и путевкам
· Помогаем с чемоданами
3. Перевозка детей
· Всегда знаем сколько едет детей
· Играем. Работа с коллективом уже началась!
· Следим за состоянием детей
4. Расселение детей
· Формирование групп по комнатам
· Гендерное разделение
· Вещи полностью не разбирают
5. Сбор запрещенных предметов. Лекарства через мед.пункт.
6. Первый орг.сбор:
· Основные правила лагеря (перемещение, приём пищи, что можно/нельзя и т.п.)
· Кто есть, кто в лагере
· За ценные вещи ответственности не несём
7. Игротека по заранее подготовленному списку
· Игры на знакомства
· Игры на тактильный контакт
· Игры миксеры
· Работа по регламенту игротеки
· Играют все!
8. Тихий час
· Все раздеты и лежат под одеялами
· Никаких книг и электронных средств
· Абсолютная тишина
· Обозначаем правила заправки кроватей
· Обозначаем правила уборки в комнате
9. Медосмотр
10. Знакомство с территорией лагеря (игра разведчик)
· Передвижение за руки или строем
· Различные кричалки
· Игры в свободное время
11. Соглашения и ожидания
Лист ватмана делится на две равные части.
Первая часть называется «Ожидания». Здесь в режиме мозгового штурма каждый отвечает на вопрос о том, почему он хочет здесь находиться, чего он ожидал, когда ехал в лагерь, например:
· познакомиться с новыми людьми,
· отдохнуть,
· узнать что-то новое,
· что будут вкусно кормить.
Вторая часть называется «Соглашения». Здесь вся группа, совместно принимает решение о том, по каким правилам она будет жить все эти дни, каким образом они могут сделать так, чтобы сбылись ожидания, и не сбылись опасения. Правила могут быть следующие:
· Закон правой руки. Если человек поднимает правую руку, значит он хочет что-то сказать, и все должны замолчать.
· «0:0». Всегда и везде приходить вовремя, не опаздывать.
· Доброго отношения к людям. Не грубить, не хамить, не перебивать, считаться с мнением каждого.
· Слушать и слышать, или закон одного раза. Когда человек говорит, его все слушают, и все требования исполняются сразу, чтобы не приходилось их повторять.
· Не согласен – отвергай. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – делай.
· Каждое дело творчески, а иначе зачем? Все делать как-нибудь необычно, с выдумкой: идти в столовую – с песней; косить сено – с музыкой; рисовать газету – зубочистками, УРРА!!!
12. Свеча знакомств
· Рассказать про ритуал свечи
· Обозначить чёткие правила
· Дать высказаться каждому!
13. Ритуал прощания
· Снятие эмоционального напряжения
· Уникальность
· Интересен для всех
14. Отбой
· Чётко по расписанию
· Разбираем вещи до конца
· Абсолютная тишина
15. Работа со списками
· ФИО
· Кто в какой палате
· Переходы между отрядами
· Контакты родителей
· Именинники
День 2- «раздел территории», «борьба за власть», «поиск крайнего». Главная потребность – потребность во власти, контроль над ситуацией, соперничество между лидерами и группировками. Но может и так: никто не хочет брать на себя ответственность за дело, проявлять активность, стремиться к власти.
1. Подъём
· Чётко по расписанию
· Подгоняем ребят
· Проверяем уборку и заправленные кровати
2. Зарядка
· Передвижение строем
· Контролируем, чтоб делали все
· Делаем вместе с ребятами
3. Игротека
· Командообразование
· Выявление лидера
· Закрепления знакомтсва
· Обозначайте чётко правила и контролируйте их выполнение
· Анализируйте
4. Общелагерное мероприятие на командообразование
· Контролируем проведения этапов вместе с мастером
· Контролируем выполнение условий этапов ребятами
· Поднимаем эмоциональное состояние ребят
· Передвижение за руки
· Кричалки
5. Придумать название отряда
· Выслушайте все мнения и примите коллективное решение
6. Выбрать командира и его помощников
· Дайте всем возможность высказаться
· Постарайтесь всем желающим придумать функционал (заместитель командира, пресс центр, «будильник» и т.п.)
· Подталкивайте ребят к «правильному» решению, опираясь на ваш анализ детей
7. Подготовка отрядного уголка
· это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая
· призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива
· это творчество Ваше и детей
· Отличная возможность придумать задачу для каждого ребёнка!
Минимальный список элементов, варьируется от смены к смене:
· название отряда
· девиз отряда
· распорядок дня (лагерный и отрядный)
· списки детей (кстати, в первые дни можно разместить схемку типа кто где "живёт" в отряде, чтобы дети лучше друг друга запомнили);
· списки именинников текущей смены
· адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места)
· грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены)
День 3 -«привязанность, сплочённость, близость». Устанавливается тесная эмоциональная связь между детьми, партнёрство, взаимное понимание.
1. Контроль ранее установленных правил
2. Контроль выбранный структуры отряда
3. Игротека
· Командообразование
· Тактильный контакт
· Миксеры
4. Заканчиваем задачи 1-ого и 2-ого дня
5. Подготовка визитки
· Рассказываем о правилах работы на сцене
· Даём высказываться всем
· Весь отряд учувствует в подготовке вечёрке
· Эффективно разделите задачи между ребятами
· Всем представителям отряда необходимо выступить
6. Вечернее выступление
· Правила нахождения в зале
· Поддерживаем все отряды
· Помогаем с выступлением
7. Анализ дня
· Рассказываем ребятам какая работа была проведена за три дня
· Всех хвалим
· Даём всем высказаться
· Укрепляем традиции
· Контролируем выполнение распорядка дня