Методы физического воспитания
В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.
В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.
1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности.
2. Описание. Это способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий.
3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д.
4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.
5. Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.
6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).
7. Инструктирование — точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:
1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
2)методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);
3) методы направленного прочувствования двигательного действия;
4) методы срочной информации. Рассмотрим основные особенности этих методов.
Практика
Составить план-конспект по ручному труду в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе "Украсим венец"
Программное содержание
- продолжать знакомить детей с женскими русскими народными головными уборами;
- дать понятие “венец” (“венчик”), объяснить его назначение и способы изготовления;
- продолжать учить работать иголкой и ниткой, составлять узор из различных по цвету, размеру и форме бусинок на полоске ткани, используя ритм и симметрию в композиционном построении;
- воспитывать интерес к русским народным традициям, желание участвовать в изготовлении атрибутов для театральной деятельности.
Методические приемы: художественное слово, вопросы, ответы детей, рассматривание головного убора, пояснения, индивидуальный подход, поощрения, оценка.
Методическое содержание: (на столе у каждого ребенка)
- игольница с иголкой и ниткой
- полоска плотной ткани
- ножницы
- (на столе воспитателя)
- женский головной убор “сорока”
- баночки с бусинками, различными по цвету, форме и размеру.
Предварительная работа: знакомство с женскими русскими народными головными уборами; разучивание русских народных песен.
Ход
В: - Ребята, послушайте загадку:
“Сижу верхом, не ведаю на ком”.
-Что это? (головной убор).
-Головной убор на Русси всегда являлся важной частью одежды.
-Как называется этот головной убор? ( Сорока)
-Чем можно объяснить ее название? ( Пестротой используемых материалов и названием отдельных ее частей: “крылышки”, “подкрылки”, “хвост”)
-Чем являлась “сорока” для русских женщин? ( Она считалась оберегом от домового, который по поверью, мог утащить женщину за волосы на чердак)
-Что еще вы знаете об этом головном уборе? ( В старину “сороку” умела шить каждая крестьянка. У женщин бывало по несколько “сорок”. Для “годовых” (больших) праздников особенно нарядная – “расшивная”, а другие попроще)
-Какие еще головные уборы носили женщины на Русси? ( кокошник, кичка, повой или урус, платок)
-Согласно древнему обычаю, девичьи головные уборы не закрывали темени. А что такое темя? ( Макушка)
-Эти головные уборы представляли собой жесткий обруч или мягкую головную повязку, которые скреплялись на затылке лентами.Такой головной убор называется “венец” или “венчик”. “Венчики”, сделанные из ткани украшали вышивкой или узором из бусинок.Сегодня мы с вами украсим “венцы”, которые вы будете использовать для своих театральных представлений. Работать будем иголкой и ниткой, пришивать бусины. Подумайте, какой узор можно составить из бусинок на полоске, выберете необходимые по цвету и форме бусинки, садитесь за столы и приступайте к работе.
- В старину долгими зимними вечерами девушки собирались на посиделки: пряли пряжу, шили, вышивали. А чтобы работа спорилась и было веселее они пели песни. Давайте представим, что мы находимся на такой вечерней посиделке. Вспомните русские народные песни, какие из них можно спеть во время работы? Может песня и вам поможет работать веселей.Во время работы детей воспитатель следит за соблюдением техники безопасности, по мере необходимости оказывает посильную помощь детям, поощряет проявление детьми творческой инициативы при составлении узора.По окончанию работы, воспитатель предлагает детям оценить получившиеся узоры, отмечает наиболее аккуратные работы.
Теория