Обучение командным тактическим действиям в защите
Командные взаимодействия в защите включают расположение игроков при приёме подачи и нападающих ударов, подстраховку сместившихся партнёров. Задача игроков — не допустить падения мяча на своей площадке и создать возможность для контратакующих действий.
Выделяют две наиболее распространённые системы игры: уступом назад (система игры в защите при страховке игроком передней линии) и уступом вперёд (система игры в защите при страховке игроком задней линии). Название каждой системы определяется игроком, страхующим блок.
Последовательность освоения командных тактических действий в защите:
• показать начальное положение и зону действий каждого игрока в выбранной учителем расстановке (системе игры);
• рассказать, что входит в анализ действий атакующей стороны (зона атаки, разбег нападающего игрока) и своей команды (расположение блокирующих, положение кистей на блоке);
• имитация изучаемого тактического действия по команде (назвать зону атаки);
• то же, но с мячом, переброшенным через сетку, — поймать или принять мяч.
Методическое указание.Обучая тактике защитных действий, полезно привлекать самих занимающихся к поиску возможных вариантов расстановки и действий игроков при атаке соперников. Например, завершение атаки готовится соперниками из зоны 4. Куда, вероятнее всего, будет направлен нападающий удар? Кто ставит блок? Какие игроки выходят на страховку блокирующего (блокирующих)? Как располагаются игроки задней линии? Какие действия следует предпринять, если нападающий удар будет заменён передачей через сетку (обманный удар)? Ответы на такие вопросы с показом расстановки игроков очень полезны и в дальнейшем избавляют учителя от необходимости подробно останавливаться на тактических ошибках, допускаемых в ходе двухсторонних игр.
Упражнения
1. Нападающий удар выполняется из зоны 4. Двойной блок ставят игроки зон 3 и 2, закрывая основное направление удара. Страхует свободный от блока игрок зоны 4 (передний левый игрок), который находится на границе зон 3 и 2. Игрок зоны 5 выдвигается вперёд вдоль боковой линии и готов подстраховать зону 4 и середину площадки. Игрок зоны 6 смещается немного влево. Игрок зоны 1 занимает позицию защитника, готовясь принять нападающий удар с переводом (рис. 41).
Методическое указание.При варианте нападения из зоны 2 расположение и взаимодействие игроков защиты аналогично, только страховку осуществляет игрок зоны 2 защищающейся команды.
2. То же упражнение, но нападающий выполняет обманный удар в свободную от игрока зону 4. Принимает мяч игрок зоны 5.
3. Атака выполняется из зоны 4. Двойной блок ставят игроки зон 3 и 2, закрывая удар по ходу. Страхует игрок зоны 6 (задний центральный игрок). Игрок зоны 4 смещается назад к линии нападения, почти к боковой линии. Защитник зоны готов принять мячи, посланные ближе к лицевой линии. Игрок зоны 1 должен принимать мячи, посланные по линии. Игрок зоны страхует блокирующих, располагаясь у линии нападения (рис. 42).
Методическое указание.Основное правило для защитника -не прятаться за блок, а занять позицию в зоне, свободной от блока. Для этого следить не за полётом мяча, а за положением рук блокирующего (блокирующих) над сеткой.
4. То же упражнение, но нападающий выполняет обманный удар в свободную от игрока зону 6. Принимает мяч игрок зоны 5.
Методическое указание.Кто страхует, решает учитель на установке перед игрой или в процессе игры, или игроки перед конкретным игровым эпизодом договариваются между собой.
Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты
в занятиях волейболом
В учебно-тренировочном процессе по волейболу подвижные игры, соревновательно-игровые задания и эстафеты применяются для закрепления технических приёмов и тактических действий. Они могут быть включены в подготовительную часть занятия как продолжение разминки и в конце основной части занятия.
Выбор подвижных игр зависит от материально-технической оснащённости учебного процесса (спортивный зал, стадион, пришкольная спортивная площадка, инвентарь), возраста и уровня подготовленности занимающихся.