Принципы, методы и формы управления образовательными системами
Управление педагогическими системами основывается на соблюдении ряда принципов.
Принципы управления — это основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций. Принципы отражают закономерности управления.
К основным принципам управления относятся:
1. демократизация и гуманизация управления;
2. системность и целостность в управлении;
3. рациональное сочетание централизации и децентрализации;
4. взаимосвязь единоначалия и коллегиальности;
5. научная обоснованность (научность) управления;
6. объективность, полнота и регулярность предоставления информации.
Методы управления — это способы достижения поставленных целей. Они классифицируются по:
1. объекту управления (федеральные, региональные);
2. субъекту управления (административные, хозяйственные);
3. целям (стратегические, тактические, оперативные);
4. механизму влияния (социально-политические, организационно
5. распорядительные, организационно-педагогические);
6. стилю (авторитарные, демократические, либеральные);
7. времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие).
Формы управления могут иметь разную структуру и направления: инструктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, школьные конференции, педагогические чтения.
Методы педагогического управления рассматриваются как способы достижения поставленных целей и реализации его функций. Основные группы методов управления составляют методы:
• экономического стимулирования педагогических работников (в соответствии с количеством и качеством труда; оплата за категории, звание и т.д.);
• организационно-распорядительные, или административные (регламентация деятельности исполнителей, указания, распоряжения, приказы и т.д.);
• психолого-педагогического воздействия (советы, просьбы, пожелания, благодарности) и влияния (установление благоприятного психологического климата, стимулирование творчества и инициативы, прогнозирование социальных перспектив развития образовательного учреждения);
• общественного воздействия (вовлечение педагогов и учащихся в управление образовательным учреждением);
• общественного влияния (развитие демократии в коллективе, толерантности, повышены основные принципы управления педагогическими системами:
• демократизация и гуманизация, управления педагогическими системами, что предполагает развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и их родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений;
• системность и целостность в управлении предполагают взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности руководства школы и педагогического коллектива. Реализация данного принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них;
• рациональное сочетание централизации и децентрализации - принцип наименьшего воздействия. Сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы;
• единство единоначалия и коллегиальности в управлении имеет целью преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом.
Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса;
• объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам:
• по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;
• по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная;
• по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная;
• по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.
• принцип делегирования полномочий.