Тема 8. Психологические особенности деятельности руководителя тушения пожара (РТП) и личного состава при несении боевого дежурства и чрезвычайных ситуациях при тушении пожара

Содержание профессиональной деятельности личного состава в про­цессе несения боевого дежурства. Качественные изменения уровня работо­способности и степени утомления в процессе суточного боевого дежурст­ва.

Психофизиологические и социально - психологические факторы, влияющие на работоспособность личного состава. Утомление как следст­вие состояния ожидания, повышенной невостребованной напряженности.

Адаптация к режиму несения боевого дежурства. Методы поддержа­ния работоспособности личного состава на оптимальном уровне в ходе боевого дежурства.

Активизация режима ожидания, переключение внимания, психологи­ческая эмоциональная "нагрузка".

Организация режима труда и отдыха в процессе суточного дежурства.

Классификация факторов, определяющих психологическую характе­ристику деятельности РТП и личного состава в экстремальных условиях пожара. Действие опасных факторов пожара на РТП и личный состав.

Дефицит времени, информационная перегрузка РТП и личного соста­ва подразделений.

И

Нетипичные экстремальные условия в действии РТП и личного со­става при тушении пожара. Психологический анализ стрессовых ситуаций для личного состава и РТП при боевой работе на пожаре.

Возможные изменения в действиях РТП и личного состава под влия­нием психологических факторов: изменение мышления, совершение оши­бок, нарушение норм поведения и др.

Требования предъявляемые к личному составу и РТП с учетом воз­можного влияния психологических факторов.

Структурная схема и содержание моделей психологической характе­ристики деятельности личного состава и РТП при тушении пожаров.

Тема 9. Психолого-педагогические особенности профилактической деятельности инженерно- инспекторского состава

Особенности познавательной деятельности при изучении норм и правил пожарной безопасности. Восприятие и понимание норм.

Логические структуры нормативных документов и их запоминание. Формирование образа предстоящей деятельности.

Условия осуществления познавательной деятельности в ходе обсле­дования объектов: большие производственные объемы, большое количест­во единиц технологического оборудования, психологический прессинг специалистов обследуемого объекта, конфликтные ситуации, дефицит времени, уровень профессионального мастерства инспектора.

Дидактические условия подготовки работников госпожнадзора к по-жарно-техническим обследованиям. Смысловая перегруппировка норма­тивной информации и разработка информационных концептуальных моде­лей нормативных требований.

Тема 10. Психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности руководителя подразделения пожарной охраны

Требования к личности руководителя и его деятельности. Психологи­ческая структура личности руководителя.

Самоуправление как основная характеристика и условие развития личности руководителя.

Психология принятия решений. Психологические особенности про­цесса подготовки и принятия управленческого решения, учет последствий принимаемых решений. Психологические барьеры и педагогические сред­ства их преодоления. Психолого-педагогические условия повышения эф­фективности комплекса управленческих решений.

Организация выполнения решений. Психолого-педагогические осо-

»

бенности подбора исполнителей и распределение заданий. Психологиче­ские условия мотивирования сотрудников на выполнение заданий.

Психология служебных отношений. Психологические факторы, влияющие на служебное общение и отношения руководителя с подчинен­ным. Психология оценки деятельности.

Раздел 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ.

Наши рекомендации