Тема 8. Психологические особенности деятельности руководителя тушения пожара (РТП) и личного состава при несении боевого дежурства и чрезвычайных ситуациях при тушении пожара
Содержание профессиональной деятельности личного состава в процессе несения боевого дежурства. Качественные изменения уровня работоспособности и степени утомления в процессе суточного боевого дежурства.
Психофизиологические и социально - психологические факторы, влияющие на работоспособность личного состава. Утомление как следствие состояния ожидания, повышенной невостребованной напряженности.
Адаптация к режиму несения боевого дежурства. Методы поддержания работоспособности личного состава на оптимальном уровне в ходе боевого дежурства.
Активизация режима ожидания, переключение внимания, психологическая эмоциональная "нагрузка".
Организация режима труда и отдыха в процессе суточного дежурства.
Классификация факторов, определяющих психологическую характеристику деятельности РТП и личного состава в экстремальных условиях пожара. Действие опасных факторов пожара на РТП и личный состав.
Дефицит времени, информационная перегрузка РТП и личного состава подразделений.
И
Нетипичные экстремальные условия в действии РТП и личного состава при тушении пожара. Психологический анализ стрессовых ситуаций для личного состава и РТП при боевой работе на пожаре.
Возможные изменения в действиях РТП и личного состава под влиянием психологических факторов: изменение мышления, совершение ошибок, нарушение норм поведения и др.
Требования предъявляемые к личному составу и РТП с учетом возможного влияния психологических факторов.
Структурная схема и содержание моделей психологической характеристики деятельности личного состава и РТП при тушении пожаров.
Тема 9. Психолого-педагогические особенности профилактической деятельности инженерно- инспекторского состава
Особенности познавательной деятельности при изучении норм и правил пожарной безопасности. Восприятие и понимание норм.
Логические структуры нормативных документов и их запоминание. Формирование образа предстоящей деятельности.
Условия осуществления познавательной деятельности в ходе обследования объектов: большие производственные объемы, большое количество единиц технологического оборудования, психологический прессинг специалистов обследуемого объекта, конфликтные ситуации, дефицит времени, уровень профессионального мастерства инспектора.
Дидактические условия подготовки работников госпожнадзора к по-жарно-техническим обследованиям. Смысловая перегруппировка нормативной информации и разработка информационных концептуальных моделей нормативных требований.
Тема 10. Психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности руководителя подразделения пожарной охраны
Требования к личности руководителя и его деятельности. Психологическая структура личности руководителя.
Самоуправление как основная характеристика и условие развития личности руководителя.
Психология принятия решений. Психологические особенности процесса подготовки и принятия управленческого решения, учет последствий принимаемых решений. Психологические барьеры и педагогические средства их преодоления. Психолого-педагогические условия повышения эффективности комплекса управленческих решений.
Организация выполнения решений. Психолого-педагогические осо-
»
бенности подбора исполнителей и распределение заданий. Психологические условия мотивирования сотрудников на выполнение заданий.
Психология служебных отношений. Психологические факторы, влияющие на служебное общение и отношения руководителя с подчиненным. Психология оценки деятельности.
Раздел 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ.