Подготовься к выразительному чтению произведения
Работа в парах.
Выразительное чтение произведения «Улицей гуляет Дедушка Мороз».
Поиграем. (13 слайд)
Кто и как может создать картину зимы?
Поэт, писатель, художник, музыкант. ( Красками, звуками, словами)
Проверь себя. (14 слайд)
Поэт, писатель – словами.
Художник – красками.
Музыкант – звуками.
15 слайд.
Домашнее задание.
Придумай свою новогоднюю историю.
Подготовь выразительное чтение произведения по выбору.
10. Итоги урока.
- О каком празднике мы сегодня говорили?
- Вспомните, откуда пошла традиция, наряжать елку?
- Какое настроение будет у вашего рисунка?
- Какие краски вы выберите для своей картины?
Тема: Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» (4 класс, УМК «Школа России»)
Цель: познакомить учащихся с произведением Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени», краткими биографическими сведениями об авторе.
Задачи:
Личностные:создать условия для воспитания художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развития навыков сотрудничества, положительной мотивации к творческому труду; учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время; развивать мышление учащихся, расширять кругозор.
Метапредметные:
формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД): умение работать в группе, в парах, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, участвовать в диалоге, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, учителя, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимать другую точку зрения, аргументированно отстаивать свою точку зрения; развитие навыка правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения;
формирование регулятивных УУД: развитие умения ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности, развитие саморегуляции.
формирование познавательных УУД: развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
Предметные:создать условия для развития у учащихся умения понимать фактическое содержание текста, искать нужную информацию в художественном тексте, оценивать героя литературного произведения по его поступкам, соотносить поступок героя с нравственными нормами, умения ориентироваться в тексте, находить начало и конец высказывания, понимать содержание прочитанного, воспринимать художественную литературу как вид искусства, определять эмоциональный настрой произведений, создавать свой художественный образ средствами языка.
Ход урока.
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
-Кто из сказочных героев мог дать такие объявления? (3 слайд)
· Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар)
· Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит)
· Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда)
· Охранному агентству на постоянную работу требуются 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор)
Открытие темы урока.
- Мы закончили тему «Литературные сказки» и переходим к новой. А какой? Вы попробуете догадаться сами.
- Прочитайте загадки и отгадайте их. (4 слайд)
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его. (Время)
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
- Подумайте и скажите, как могут быть связаны между собою слова-отгадки? (5 слайд)
Делу время – потехе час.
- Как вы понимаете смысл пословицы, которая является названием нового раздела?
- О чём должны быть произведения в данном разделе? Как вы думаете?
- А сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Е.Л.Шварца и прочитаем его «Сказку о потерянном времени».
Физминутка
Открытие новых знаний.
Подготовительная работа
а) Краткие биографические сведения о Евгении Львовиче Шварце.
Портрет Е.Л.Шварца с датами жизни на доске.
Евгений Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошёл со страниц чеховского рассказа», – говорили о нём друзья Евгения. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.
Много внимания в семье уделялось воспитанию детей. Мать много читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что всё плохо кончится. Если, к примеру, он отказывался есть, мама начинала рассказывать ему сказку, в которой все герои попадали в безвыходное положение. «Доедай! – говорила ему мать, – а то все утонут». И мальчик доедал.
В Майкопе в то время было много интеллигенции, был прекрасный театр, библиотека. Здесь юный Шварц завёл друзей, которые остались его друзьями на всю жизнь. Здесь он твёрдо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы «кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель».
В 1913 году он уезжает в Москву – учиться. Евгений поступает на юридический факультет народного университета Шанявского. Но юридические науки интересуют его гораздо меньше, чем московские театры. Через год он переводится на юридический же факультет Московского университета. Но вскоре бросает мало интересующую его юриспруденцию и поступает в ростовскую Театральную мастерскую. (В Ростове Евгений оказался во время гражданской войны.) Он работает в мастерской и Студенческом театре малых форм, в театре – в качестве конферансье. В перерывах между номерами он исполнял живые, весёлые сценки, которые писал сам. А вскоре маленькая мастерская с её необычным репертуаром привлекла внимание прессы, и осенью 1921 года театр вызвали в Петроград и преобразовали в Литературный театр, но здесь он просуществовал недолго: зрителей было мало. А власти не поощряли репертуар. Театр распался, а его актёры разбрелись кто куда. Евгений Шварц всю свою последующую жизнь провёл в Петрограде–Ленинграде. Сначала он играл в маленьких петроградских театрах, затем поступил в секретари к К.И. Чуковскому. Но, перестав быть актёром, он далеко не сразу стал литератором. Как сам он признался позже, «подходил… к литературе на цыпочках…».
В литературной среде его знали как «устного писателя» – прекрасного рассказчика, автора шутливых стихотворений «к случаю», блестящего импровизатора. Друзья Шварца не сомневались, что он станет писателем. А он всё не решался и не решался писать что-то для публикации. И лишь летом 1923 года, находясь в Донбассе (там теперь жили его родители, и Евгений приехал к ним на лето), он в газете «Всероссийская кочегарка» публикует целый ряд фельетонов (под псевдонимами, чаще всего – Щур).
(6-9 слайд)
Сам же Евгений Львович началом своего творческого пути считал «Рассказ Старой Балалайки», который был опубликован в 1924 году в июльском номере детского альманаха «Воробей» после возвращения из Донбасса.
В 1925 году «Рассказ Старой Балалайки» вышел отдельным изданием. С тех пор одна за другой «пошли» небольшие детские книжечки Е. Шварца – в стихах и прозе: «Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики» и др. (произведения для детей Шварц печатает под своей фамилией). Стихи и рассказы Евгения Шварца охотно печатают все детские журналы и альманахи Ленинграда: «Воробей» (с 1925 г. – «Новый Робинзон»), «Советские ребята», «Октябрята» и, конечно же, «Ёж» («ежемесячный журнал») и «Чиж» («чрезвычайно интересный журнал»), в этих двух журналах он не только печатается, но и сотрудничает. А в 1929 году Ленинградский театр юного зрителя поставил первую пьесу Е. Шварца «Ундервуд».
Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г. Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными.
Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.
б) Словарная работа.
Окладистая борода (широкая и густая)
Керосиновая лампа (лампа, освещающая при помощи керосина)
Ходики (небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями)
Пола׳, по׳лы (нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например, полы пиджака)
Евгений Львович Шварц.
«Сказка о потерянном времени» (10 слайд)