Сотрудничество воспитателя с семьей
Семья для дошкольника — жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Любовь родителей обеспечивает ребенку эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает ему жизненную опору. Родительская любовь как ничто другое способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения > ребенка. Однако от родителей требуются значительные усилия, чтобы упрочить собственную любовь к своему ребенку, научиться проявлять ее наиболее полезным для него образом, вызывая ответные чувства. Хорошо, если в становлении родительства и осуществлении по мере взросления ребенка коррекции собственного отношения к нему матери и отцы могут обратиться к квалифицированной помощи воспитателя, психолога детского сада. Программа «Истоки» ориентирует воспитателя на взаимодействие с семьями л: -школьников.
Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка, а > ребенка — уважительное отношение к своим близким.
Задачи сотрудничества:
— устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника объединить усилия для развития и воспитания детей;
— создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдег-жки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
— повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях.
В сотрудничестве с родителями воспитателю важно стремиться к позиш-:* поддержки, соучастия и сопереживания им в сложном процессе осознания м ~ теринских и отцовских функций. Родители хотят видеть в воспитателе отзывчивого,
знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами. Стремление воспитателя к диалогу — важнейшее условие доверительных отношений с родителями. Диалог предполагает личностно окрашенные формы высказываний, выражение воспитателем собственного эмоционального состояния в общении («Я рада, что нам удалось достигнуть согласия...», «Не сомневаюсь, что у вас получится!», «А что если мы с вами поступим так...» и т.д.). Общение в форме диалога позволяет родителям почувствовать себя равными партнерами с правом на собственную позицию и систему ценностей в воспитании.
В зависимости от состояния ребенка в момент его привыкания к новым условиям жизни в детском саду воспитателю важно учитывать эмоционально-личностные особенности как ребенка, так и его матери, ее реакцию на новую обстановку в жизни сына или дочери. Воспитатель советует тревожным матерям, как лучше расставаться с ребенком, быть спокойнее, подсказывает, как лучше утешить, ободрить, отвлечь ребенка. Договаривается с матерью об индивидуальном режиме посещения детского сада: советует приводить ребенка на 2—3 ч с любимой игрушкой, забирать его домой после обеда, просит мать задержаться в группе и побыть вместе с ребенком по возможности дольше, привлекая ее к помощи по уходу за детьми, предлагает приблизить распорядок жизни в семье к режиму детского сада и т.д.
Ежедневно воспитатель доброжелательно встречает ребенка и его близких, показывает, что их ждут в детском саду, рады их приходу, интересуется, с каким настроением и самочувствием пришел ребенок в группу, при необходимости выясняет причины плохого самочувствия, совместно с матерью вырабатывает целесообразный подход к ребенку. Провожая воспитанника вечером домой, воспитатель рассказывает членам семьи о наиболее ярких впечатлениях дня, об успехах ребенка, проявлении его интересов и предпочтений в разных видах деятельности, навыках общения со сверстниками и т.д. Постоянный индивидуальный контакт с семьей позволяет воспитателю пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду и укрепить потребность членов семьи в педагогическом общении.
Воспитателю важно устанавливать индивидуальные контакты с родителями ослабленных, часто болеющих, эмоционально неуравновешенных детей, а также с затруднениями и отклонениями в развитии. Он наблюдает таких детей в домашней обстановке, подсказывает членам семей, как создать для них атмосферу душевного комфорта и заботы, чтобы ребенок не сомневался: родители любят его искренней любовью и принимают таким, какой он есть. Многочисленные вопросы, связанные с развитием конкретного ребенка, обсуждаются в индивидуальном общении с родителями, заранее намечаемом в плане работы воспитателя. Полезно поддерживать родителей и в стихийно возникающих беседах по их инициативе.
Воспитатель продумывает способы вовлечения родителей в педагогический процесс. Он предоставляет им право свободно по своему усмотрению знакомиться с жизнью ребенка в детском саду, его общением со сверстниками. Родителям важно видеть ребенка в разных видах деятельности: игре, труде, во время еды и на прогулке, в бассейне и спортивном зале. Такие наблюдения — источник новых, подчас неожиданных знаний о сыне или дочери. Их количество в течение учебного года определяется просьбами родителей об интересующей
их информации о жизни детей в детском саду, дефицитом имеющихся у них сведений или пониманием значимости той или иной детской деятельности.
Приглашая родителей в детский сад, надо создавать ситуации для взаимодействия детей и взрослых. Например, предложить родителям вместе с ребенком лепить, клеить, рисовать, играть, выполнять спортивные, танцевальные движения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки. Взаимодействуя с ребенком, родители начинают лучше его понимать и чувствовать, замечают изменения в его развитии, радуются и сопереживают успехам и удачам сына или дочери.
Представления воспитателя о социальной ситуации развития ребенка в семье может дополнить знакомство с жизнью воспитанника дома. Воспитатель может приблизиться как бы «изнутри» к проблемам и потребностям семей, лучше понять особенности личности родителей, их взгляды на воспитание, а также лучше разобраться в особенностях личности ребенка. Выход из затруднительных семейных ситуаций следует искать вместе с семьей, не разглашая семейных тайн. Информацию о положительном семейном опыте, напротив, полезно сделать доступной для всех родителей, например, попросить членов семьи рассказать о своих воспитательных приемах на общей встрече родителей, показать семейные фотографии или видеофильм.
Воспитатель продумывает темы общения с родителями, принимая во внимание социальные факторы семейного воспитания: жилищные условия, возраст, образование, супружеский и родительский опыт; типы семей, указывающие на своеобразие социальной ситуации развития единственного ребенка I семье, имеющего старшего или младшего брата (сестру), проживающего с бабушкой, дедушкой, в неполной семье, условиях повторного брака родителя, с опекунами и т.д. Ежегодный анализ типологии семей воспитанников помогает воспитателю лучше ориентироваться в педагогических потребностях родителей и дифференцированно общаться с ними, объединяя их в подгруппы по сходным условиям и трудностям воспитания.
Содержанием общения с родителями детей 1—3 лет могут стать: организация здорового образа жизни семьи, создание условий для безопасности жизм ребенка в доме, вопросы гигиены, значение эмоциональной связи матери в ребенка в его развитии, культуры эмоционального общения с ребенком и ценности игрового общения в семье, особенности социального развития и преодоление кризиса 3 лет. Важно обучить родителей обогащать сенсорный, речевое опыт ребенка в разных видах деятельности, обеспечивать двигательную активность ребенка, орудийно-предметную деятельность, знакомить их с программой развития и воспитания детей в детском саду.
Родителей детей 3—5 лет воспитатель продолжает знакомить со способами общения с ребенком и адекватными методами педагогического воздействия в семье, обучает способам развития речи и речевой коммуникация, показывает возможности семьи для развития у ребенка любознательности, воображения, креативности. Размышляет вместе с родителями о проявлениях индивидуальности ребенка, с учетом пола, особенностях его поведения, привычках и предпочтениях.
С родителями детей 5—7 лет воспитатель обсуждает вопросы психофизиологической зрелости ребенка и готовности его к школе, обращает внимание на важность развития морально значимых мотивов и произвольных форм поведения
ребенка, формирования уважительного отношения к семье и обогащения его чувственного опыта.
Для активизации педагогических возможностей родителей воспитатель использует разнообразные активные формы общения. Это дискуссионные встречи, например, круглые столы, вечера вопросов и ответов, практикумы и тренинги, помогающие родителям корректировать собственные взгляды на воспитание и способы общения с ребенком. Успешному взаимодействию с родителями способствуют также эмоционально насыщенные формы общения — совместный досуг взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и т.д.
Во время дискуссий воспитателю лучше направлять диалог, а не лидировать з нем, предоставлять каждому участнику возможность свободно высказаться, выслушать других, сформировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. В беседах и дискуссиях воспитатель гибко использует разнообразные методы общения.
Дискуссионный вопрос или обсуждение нескольких точек зрения на проблему настроит родителей на размышление («В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка — в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?»).
Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Например, родителям предлагается задача («Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?» или «Ребенок, сидя за столом, разлил молоко. Как вы обычно относитесь к таким проявлениям?» «Как вам нравится такое обращение взрослого к ребенку: "Как! Ты разрешаешь не руке, а стакану быть хозяином? Тебе надо поговорить со своей рукой. Давай возьмем губку и все вытрем"».
Тренинговые упражнения и ролевое проигрывание семейных ситуаций позволяет обогащать способы родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, задание родителям на игровом тренинге («Проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, обидевшим сверстника?») Это могут быть также задания дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения с ним, увидеть между ними разницу, выбрать более удачные формы, заменить нежелательные на более конструктивные («Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя» вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?», «Как мне приятно видеть, что ты уже умеешь о себе заботиться. С грязными руками неприлично садиться за стол!» вместо «Что это за манера вечно садиться за стол с грязными руками?»).
Анализируя детское поведение, родители видят свой педагогический опыт со стороны, размышляют над поступками ребенка, учатся понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Предлагая родителям высказать мнение по поводу действий ребенка в конкретной ситуации, воспитатель спрашивает: «Как бы поступил ваш ребенок в подобной ситуации?»
Полезно обращаться к опыту родителей («Назовите меры воздействия, которые более других помогают вам налаживать отношения с сыном или дочерью?»).
Особой деликатности от воспитателя требуют вопросы, касающиеся психолого-педагогической помощи родителям в преодолении трудностей семейного воспитания, например, эмоционального неблагополучия ребенка в связи с разводом, семейным конфликтом, повторным браком родителя и т.д. В этих случаях воспитатель работает вместе с практическим психологом, социальным педагогом, другими специалистами дошкольного учреждения. Так, совместно с психологом или социальным педагогом целесообразно познакомить родителей с причинами возникновения форм аффективного поведения детей (тревожности, гиперактивности, неуверенности, агрессивности и др.). Рассказать о важности создания в семье условий для психологического комфорта, безопасного психического развития ребенка. Хорошо привить родителям, особенно матерям, навыки психологической защиты ребенка в связи с нарушениями семейных взаимоотношений, кризисными ситуациями, так как для дошкольника именно мать в условиях нестабильных семейных отношений является главной, а подчас и единственной эмоциональной опорой.
Важно создать в помещениях дошкольного учреждения условия для комфортного конфиденциального общения родителей со специалистами (педагогами дополнительного образования, психологом, медицинскими работниками и др.). Если позволяют условия, можно оборудовать консультативную комнату для родителей, напоминающую домашний интерьер. Здесь же целесообразно иметь библиотеку для семейного чтения.
РАЗВИВАЮЩАЯ