Глава 5. Комфортная и безопасная среда, обеспечивающая гармоничное развитие ребенка
48. Краткий анализ ситуации.
Благоприятная и безопасная окружающая среда в социальном смысле понимается, как окружение, условия, благоприятные и безопасные для кого-либо при осуществлении какой-либо деятельности.
Важнейшая обязанность взрослых по отношению к детям – обеспечение для них безопасной среды, в которой они могли бы развиваться с минимальным риском для здоровья и жизни.
На сегодняшний день риск опасности для здоровья и жизни детей в местах, которые должны способствовать полноценному развитию детей, достаточно велик.
В последние годы особенно актуальной становится проблема обеспечения информационной безопасности детей. В свете динамичного развития технических и программных средств обучения вопросы организации доступа к ресурсам сети Интернет в образовательных учреждениях, ограничение доступа учащихся к ресурсам, не совместимым с целями и задачами образования и воспитания выходят на первый план. Для решения этой задачи в образовательных учреждениях внедрено свободное программное обеспечение, осуществляется оптимизация систем управления базами данных и разработка новых информационных ресурсов, организована контентная фильтрация в образовательных учреждениях региона на уровне провайдера, поставляющего услугу доступа к сети Интернет, на уровне образовательного учреждения организационными мерами, направленными на исключение доступа учащихся к ресурсам, не совместимым с целями и задачами образовательного процесса.
В качестве меры защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, выступает установление нормативов распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования. С 1.09.2011 г. вступает в действие Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Федеральный закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности. Законом вводится запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью. Закон не преследует целей оградить детей от проблем и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти. Он ставит задачу доносить до детей такого рода информацию в соответствующей их возрасту деликатной форме.
Согласно данному закону полномочиями органов исполнительной власти региона является разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции.
В Калининградской области принят закон Калининградской области от 18.01.2008 г. № 217 «О защите населения Калининградской области от информационной продукции, наносящей вред духовно-нравственному развитию» в редакции закона Калининградской области от 4.05.2010 г. № 448. Но данный нормативно-правовой акт не исполняется должным образом, так как в нём не зафиксированы действенные механизмы реализации закона.
В настоящее время многие дети имеют доступ во всемирную сеть Интернет, который содержит огромное количество информации запрещенного характера, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Растёт количество сообщений о киберунижениях детей в социальных сетях. Отдельное место сейчас заняла тема противодействия распространению детской порнографии в сети Интернет.
Особого внимания требует социальная инфраструктура для детей, которая представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, созданных в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей, удовлетворения их общественных потребностей. Спортивные и детские площадки, как одни из основных таких объектов, призваны удовлетворять потребности в отдыхе и соответствующем возрасту развитии, а не являться объектами, угрожающими здоровью и жизни ребёнка.
В регионе в течение трёх лет ежегодно осуществляется инвентаризация детских и спортивных площадок. По данным последней инвентаризации в Калининградской области 1725 детских площадок, представляющие собой комплексы с элементами спортивного и игрового инвентаря. На территориях дошкольных образовательных учреждений расположены 332 площадки, на территории общеобразовательных учреждений – 163, многоквартирных домов - 677, на муниципальных территориях (в парках, скверах) и территориях организаций - 553. В ходе инвентаризации были разработаны и утверждены паспорта детских площадок. Из обследованных детских площадок в неудовлетворительном состоянии 23% находится в неудовлетворительном состоянии. В настоящее время в России и в Калининградской области отсутствует какая-либо система обеспечения безопасности оборудования детских игровых площадок. Сертификация такого оборудования является добровольной. Ни на один из контрольных (надзорных) органов не возложены соответствующие полномочия по контролю (надзору) предприятий и организаций, производящих и эксплуатирующих оборудование детских игровых площадок, за соблюдением требований безопасности национальных стандартов.
Из года в год продолжает оставаться актуальной проблема безопасности детей на дороге. Именно дети очень часто оказываются в опасных дорожных ситуациях. Количество детей, пострадавших на дорогах, неуклонно растёт. Более 75 % ДТП с детьми произошли в городах и населенных пунктах.
Причиной роста уровня детского дорожно-транспортного травматизма является целая совокупность предпосылок для дорожно-транспортных происшествий с участием детей: высокие показатели автомобилизации и интенсивности движения на дорогах области; плохое состояние дорог, улиц и недостаточный уровень их освещенности; низкий уровень правосознания и культуры населения в области дорожного движения, уважительного отношения к Правилам и нормам, а также дисциплинированности, чувства долга и личной ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения, игнорирование средств личной безопасности
Таким образом, значимыми проблемами в вопросе обеспечения комфортной и безопасной среды для детей являются:
- несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.
- отсутствие эффективной системы обеспечения безопасности детских площадок в Калининградской области;
- отсутствие серьезной и систематической воспитательной работы с детьми по профилактике детского травматизма на дорогах;
- недостаточное внимание к проблемам предупреждения детского травматизма со стороны государства и общества.
49.Основные задачи.
Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Развитие безопасной и комфортной социальной инфраструктуры для детей.
Обеспечение безопасности детей на дорогах.
50. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детей.
Совершенствование регионального законодательства в области защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Формирование надежной системы защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции.
Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах.
Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.
Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет".
51. Меры, направленные на развитие социальной инфраструктуры для детей.
Формирование региональной системы постоянного обеспечения безопасности оборудования детских игровых и спортивных площадок.: создание правовых механизмов, разработка и реализация мер технического и финансового характера.
Содействие развитию и поддержка объектов детского и семейного отдыха.
52. Меры, направленные на обеспечение безопасности детей на дорогах:
Совершенствование организации подвоза детей от места жительства к школе и обратно, повышение уровня безопасности и комфорта детей при организации подвоза к месту обучения;
Повышение эффективности общественного контроля за безопасностью в ходе организации подвоза школьников.
Совершенствование и повышение эффективности работы, направленной на профилактику детского травматизма и обеспечение безопасности детей на дорогах.
53. Ожидаемые результаты.
Создание и эффективное функционирование надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.