Г.: коренное изменение социокультурного контекста жизни страны — беспощад­ная ломка вековых ценностей

Глава 4. ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ОБУЧЕНИЕ ГЛУХИМИ, СЛЕПЫМИ И УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ. СОЗДАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1917 – 1936).

Введение

Переход Россией границы между вторым и третьим пери­одами эволюции отношения государства и общества к инвали­дам доказывается прецедентами открытия в Петербурге училищ для глухих (1806) и для слепых детей (1807). Завершит­ся же третий период в 30-е гг. XX столетия. К этому времени в СССР будет функционировать сеть специальных учебных заведений для морально, телесно и умственно дефективных детей. Все специальные школы для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, ранее курируемые ВУИМ (Ведомство учреждений императрицы Марии, 1796) и различными попечительствами, станут государственными, перейдя в подчинение единому ведомству — Наркомату просвещения (Наркомпросу). Будут унифицированы и узаконены правила их комплектова­ния, а также учебные программы, появятся единые учебники, централизованно выпускаемые издательством Учпедгиз. Под­готовку учителей-дефектологов вменят педагогическим инсти­тутам, разработку научного обеспечения деятельности системы

специального обучения возложат на Экспериментально-дефек- тологический институт (ЭДИ) при Наркомпросе РСФСР .

По своей протяжённости третий период в нашей стране окажется короче, чем в странах Западной Европы, он продлит­ся ровно 130 лет (1806—1936), но не в этом его главное от­личие. Уникальность и драматизм третьего периода в России состоят в том, что эволюционный процесс развития окажется прерванным двумя революциями и Гражданской войной.

Напомним, что к 1917 г. Российская империя накопила бо­гатый опыт деятельной благотворительности, имела эффектив­но действующую разветвлённую систему попечительств раз­ных категорий инвалидов (как взрослых, так и детей), зарож­дались организационные формы призрения слепоглухонемых детей. Страна располагала сетью специальных учебных заве­дений для лиц с нарушением слуха, зрения, с умственной от­сталостью, ширился корпус работающих в них специальных педагогов, многое делалось для повышения их квалификации, учителя ведущих школ обладали хорошей профессиональной подготовкой. Важным знамением грядущих перемен следует считать появление в России немалого числа сторонников вве­дения обязательного всеобщего бесплатного обучения глухоне­мых и незрячих детей.

В Российской империи начала XX в. сложились экономи­ческие, политические и социально-культурные предпосылки, необходимые для оформления национальной системы специ­ального образования. Россия имела шансы эволюционно за­вершить первый этап строительства системы специального об­разования, естественным образом вставая на европейский путь и не уступая по срокам западным странам-лидерам, однако этого не случилось.

Прежде чем перейти к рассмотрению общих закономерно­стей и уникальных особенностей завершающей стадии третьего периода эволюции отношения государства и общества к детям с физическими и умственными недостатками в нашей стране, приведём хронологию событий отечественной истории, в кон­тексте которых происходили интересующие нас изменения.

Хронологические ориентиры (1917—1936 гг.)

1917 г. Октябрьская социалистическая революция (25 октября). Провозглашён курс на обеспечение всеобщей грамотности, на введение всеобщего обязательного и бесплатного обучения (Обращение Народного комиссариата по просвещению) (29 ноября). Создана Государственная комиссия по просве­щению, ей поручается руководство всей системой народно­го образования и культуры (председатель комиссии А. В. Лу­начарский) (ноябрь).

При Госкомиссии по просвещению созданы Школьно-са­нитарный отдел и Школьно-санитарный совет (возглавила В. М. Бонч-Бруевич (Величкина) (декабрь).

В составе Школьно-санитарного совета Наркомпроса РСФСР образован Подотдел воспитания и образования дефективных детей.

1918 г. Всероссийский съезд по просвещению определил стра­тегию развития народного образования в стране. Борьба с детской дефективностью провозглашается задачей госу­дарства (январь).

Вспомогательные школы Москвы возобновили свою работу Инспектором специальных школ Москвы назначена М. П. Постовская (май).

Создан Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос), которому поручено руководство сферой образова­ния и культуры (июнь).

I Всероссийский съезд представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депута­тов обсудил проект мероприятий по борьбе с детской де­фективностью.

Опубликованы декреты СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской республике», «О пере­даче всех учебных заведений Наркомсобеса в ведение Нар­компроса».

Совещание учителей вспомогательных школ Москвы. Санаторий-школа для малоуспешных детей (Москва, В. П. Ка­щенко) передан в ведение Наркомпроса РСФСР и преобра­зован в Дом изучения ребёнка.

Основан Детский обследовательский институт (при Госу­дарственной психоневрологической академии) (Петроград, А. С. Грибоедов).

Декретом СНК РСФСР опека над слабоумными возложена на Наркомсобес РСФСР (октябрь).

Школьно-санитарный отдел выведен из структуры Нарком­проса РСФСР и передан в Наркомздрав РСФСР, переимено­ван в Отдел школьной санитарии.

Взамен Школьно-санитарного отдела Наркомпрос РСФСР учреждает Подотдел социального воспитания (ноябрь).

1919 г. В структуре Наркомпроса РСФСР при Отделе охраны детства создаётся Медико-педагогическая консультация.

Коллегия Наркомпроса РСФСР предлагает создать школьно­санитарные отделы при Наркомздраве РСФСР и Наркомпро- се РСФСР, подчинив их единому руководителю (август). Постановление СНК РСФСР разграничивает функции Нар­компроса РСФСР и Наркомздрава РСФСР «в деле воспита­ния и здоровья дефективных детей» (декабрь).

1920 г. I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской де­фективностью, безнадзорностью и преступностью (24 июня —2 июля).

Открываются институты по подготовке учителей-дефектологов (при Наркомпросе РСФСР и Наркомздраве РСФСР).

В 2990 детских домах находится 203 830 детей.

1921 г. Московский Дом изучения ребёнка преобразован в Медико-педагогическую клинику (станцию), которая становится научно-методическим центром Наркомпроса РСФСР. Всероссийская конференция по борьбе с детской дефектив­ностью.

1922 г. Образование Союза ССР.

1923 г. Принят план ликвидации неграмотности среди взросло­го населения (от 18 до 35 лет) к 1927 г.

1924 г. II Всероссийский съезд по психоневрологии (Петроград, 3—10 января), доклад Л. С. Выготского.

II съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) Москва, 26 ноября — 1 декабря). На съезде офици­ально заложено новое направление в развитии советской специальной педагогики.

Опубликован сборник статей и материалов под редакцией Л. С. Выготского «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей».

1926 г. Первая перепись населения СССР (147 млн, в том числе городское население — 18%, сельское — 82%). Постановление СНК РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых подростков» (декабрь).

1927 г. Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях для уси­ления работы по воспитанию и обучению умственно отста­лых, глухонемых и слепых детей и подростков» (ноябрь).

I Всесоюзный педологический съезд (Москва, 28 декабря 1927 г. — 4 января 1928 г.).

1925—1928 гг. Решение ВЦИК и СНК РСФСР о разрешении местным советским органам вводить обязательное начальное обучение при достаточной обеспеченности всех детей школьного возраста сетью школ.

1930 г. Всероссийское совещание работников просвещения национальных меньшинств (январь).

Постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном на­чальном обучении» (25 июля).

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О введении всеобщего обязательного обучения» (10 августа).

Постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (14 августа).

1931 г. I Всероссийский съезд по всеобучу (февраль).

Приказ Наркомпроса РСФСР «О введении всеобщего обя­зательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (лого­патов) детей и подростков» (июнь).

Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (август).

Отчёт Наркомпроса РСФСР «О ходе всеобуча физически де­фективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков» (28 декабря).

1932 г. IX съезд профсоюзов, практически утерявших право предъявлять требования работодателю. Следующий съезд состоится только в 1949 г.

Постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режи­ме в начальной и средней школе», предоставившее большие полномочия директорам школ (август).

Введена система внутренних паспортов (отменённая после революции), которая позволяет контролировать и ограничи­вать миграцию городского населения. Колхозникам паспорта не выдаются.

1933 г. Постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» (февраль).

1934 г. Всероссийское совещание работников педагогических институтов (январь).

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре началь­ной и средней школы в СССР» (май).

Повсеместное введение всеобуча.

1935 г. Распространение циркуляров об изъятии из всех биб­лиотек сочинений неблагонадёжных авторов, в том числе А. В. Луначарского (март).

Уголовная ответственность распространяется на детей стар­ше 12 лет, они могут быть приговорены к смертной казни (апрель).

Приказы Наркомпроса РСФСР «О включении проектов стро­ительства школ для дефективных детей в общие титульные списки школьного строительства» (август), «Об охвате все­обучем дефективных детей в 1936 году».

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, не­полной средней и средней школе» (сентябрь). Новый закон о школе, усиливающий власть учителя и ужесточающий дис­циплину.

1936 г. Запрещение абортов (разрешённых декретом 1920 г.). Политика усиления охраны материнства и препятствия при разводе: всё большее значение придаётся роли семьи в со­ветском обществе (июнь).

Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (июль).

На VIII чрезвычайном съезде Советов принята новая Кон­ституция (основной закон) СССР. Упразднены ограничения всеобщего избирательного права, гарантируется свобода личности. В статье 126 ВКП(б) провозглашается «руководя­щим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. ВКП(б) не упоминалась). Конституция подтверждает плановый характер экономики и коллективи­зацию сельского хозяйства (5 декабря).

г.: коренное изменение социокультурного контекста жизни страны — беспощад­ная ломка вековых ценностей

Из Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого на­рода, опубликованной в январе 1918 г., население многомил­лионной страны узнало, что «Россия объявляется Республи­кой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Сове­там». С этого времени рабочекрестьянское государство — РСФСР, а затем с 1922 по 1991 г. — СССР — станет строиться по замыслу и воле ВКП(б) — партии большевиков (коммуни­стов), в чьих руках сконцентрируется вся полнота политиче­ской власти.

Октябрьская революция 1917 г. коренным образом измени­ла путь развития России, страна вступила в эпоху беспощад­ной ломки вековых ценностей. Новое государство диктатуры пролетариата установило свои, коммунистические ценностные ориентиры, упразднив в одночасье устоявшиеся смыслы суще­ствования людей.

Прежде освящаемые церковью моральные ценности, прави­ла и нормы христианского поведения официально предаются осмеянию и осуждению. Все вероисповедания попадут под за­прет, наиболее яростную борьбу советская власть поведёт про­тив христианства. «После Октября 1917 г., — пишет Фируз Казем-заде, — церковь, привыкшая к существованию под патер­налистским контролем государства, оказалась погружённой в бурю революции. Воинственно атеистический режим отде­лил церковь от государства, конфисковал её собственность, отнял храмы, сжёг иконы, уничтожил тысячи священников и монахов, лишил гражданства остальных, снизил статус не­когда уважаемого учреждения до презираемой и полулегаль­ной организации». «Бог ушёл! По дороге в Мо­скву теряется жалость к отдельному человеку и торжествует общечеловек!» — пометит в дневнике в июне 1918 г. писатель М. М. Пришвин.

Система ценностей и картина мира гражданина РСФСР не должна была иметь ничего общего ни с ценностями Россий­ской империи, ни с ценностями западного мира. Что касается традиции, общественной морали и нормы, то в формах, сложив­шихся к февралю 1917 г., они представлялись рабоче-крестьянскому государству не просто ненужными, но вредными. Идеологической ревизии подверглись ценности, считавшиеся вечными: истина, добро, красота, вера, милосердие, сострада­ние. Государство диктатуры пролетариата взамен христиан­ской или гуманистической предложит классовую мораль. Хри­стианское вероучение предписывало сопереживать другому, считая милосердие не просто добродетелью, но обязанностью крещёного человека. Право на жизнь даруется Богом, и ли­шать кого бы то ни было этого права по причине его социаль­ной принадлежности, финансового положения, образа мыслей, физического или психического состояния — грех! Христиан­ство заложило фундамент толерантного отношения к разного рода инаким людям, в частности к инвалидам. Благодаря хри­стианству в Европе, а затем и во всём мире получит распро­странение деятельная благотворительность, возникнет специ­альная школа.

Отвергнувшая религию советская власть сделала един­ственным мерилом ценности человека его полезность правя­щей партии большевиков, государству рабочих и крестьян. Моральным признавалось то, что действует во благо полити­ческому строю, государству, лишь такое поведение отныне ста­новится социально приемлемым. Сопереживать и проявлять милосердие уместно лишь к тем, кто в данный исторический момент официально признан полезным. К людям же, с точки зрения ВКП(б), «бесполезным», тем паче «вредным», надле­жит относиться не просто безжалостно, но беспощадно! Пра­вящая партия, государство негласно решают, что право на жизнь даруется властью и может быть ею отобрано.

«В Кеми отбывал срок оптинский иеромонах Геронтий (Ермаков), здесь и скончался. В Архангельскую область был сослан оптинский иеромонах Савватий. Отец Рафаил (Шейченко) провёл в ссылках 21 год. <...> В Северных лагерях был замучен келейник о. Варнава. К нему применяли пытки: заставляли стоять без шапки на морозе, из-за чего он заболел менингитом и в муках скончался. <...> Архи­епископ Гермоген Тобольский умерщвлён лопастями парохода, епи­скоп Свияжский Амвросий привязан к хвосту лошади <...> епископ Платон Ревельский превращён на морозе в ледяной столб. Епископ Феофан Соликамский с семью иеромонахами были спущены ночью головой в прорубь...».

Христианин, просто нормальный человек не вправе одо­брять убийство как наказание за религиозные или политиче­ские убеждения, сословную принадлежность, отличающуюся от официально регламентированной социальной нормы ина- кость. Притеснение и физическое истребление государством собственных граждан по идеологическим мотивам, как «чуж­дых», неминуемо отрицательно отразится на судьбах инвали­дов, в том мы не раз убеждались на примере Европы. Власть, сознательно девальвирующая христианские ценности — проще­ние, милосердие, сострадание, призрение, — создаёт в стране атмосферу страха, толкая общество к падению во мрак арха­ичной морали грубой силы. Вне зависимости от декларируе­мой правительством политики по отношению к инвалидам их реальное положение неминуемо ухудшится. Специальная школа, взращённая в культуре призрения, сострадании, ми­лосердия, существовать в предложенных обстоятельствах не способна.

Произошедшая смена ценностных ориентиров, тотальное изменение социокультурного контекста жизни страны обусло­вят кардинальное переустройство отечественной системы специального образования. Анализируя механизмы становления практики обучения детей-инвалидов в странах Западной Евро­пы, мы убедились в том, что источниками зарождения нацио­нальных систем специального образования, их движущими си­лами повсеместно служили:

христианское милосердие, деятельная благотворительность, филантропия; гражданское право: право на собственность, на образова­ние, на социальную защиту, на медицинскую помощь; осознание большинством населения ценности школьного обучения.

Советская власть христианское сострадание, милосердие и человеколюбие признает рудиментами старой, «упразд­нённой» жизни, деятельная благотворительность, как церков­ная, так и светская, окажется вне закона. «Одним из первых мероприятий Советского государства по охране детства, — констатирует X. С. Замский, — была ликвидация всех благотворительных, филантропических обществ, ведомств, братств и передача подведомственных им детских учреждений государ­ству». Напомним, в 1902 г. в деятельной благотво­рительности одного только Императорского человеколюбивого общества (ИЧО) «трудами или пожертвованиями» участвова­ло около шести с половиной тысяч добровольцев, теперь за­боту о страждущих поручили государственному аппарату. Филантропия попадает под запрет как «одно из средств буржуа­зии маскировать свой паразитизм и свою эксплуататорскую сущность посредством лицемерной, унизительной «помощи бедным» в целях отвлечения их от классовой борьбы».

Гражданские права резко ограничиваются, а частная соб­ственность признаётся анахронизмом. «Марксистско-ленинская теория рассматривает собственность как определённое социаль­ное отношение между людьми, общественными классами, которое развивается в соответствии с изменениями социально- экономических условий жизни общества. <...> Марксизм... на­учно доказал... неизбежность гибели частнособственнической системы и перехода к новому, социалистическому обществу... к новой общественной форме социалистической (всенародной и кооперативной) собственности».

Ценность грамотности и школьного обучения оставалась всё ещё не воспринятой большей частью населения аграрной страны.

Следует признать, фундамент, на котором стараниями мно­гих сотен подвижников дольше века возводилась отечественная система специального образования, новое государство в одно­часье разрушает до основания. Кропотливо, медленно и мучи­тельно взращивавшаяся традиция сознательно искореняется, её источники и движущие силы обескровлены — попрано гражданское право, запрещено церковное и светское призрение, сло­маны формировавшиеся на протяжении века механизмы взаи­модействия власти, церкви и общества в сфере деятельной благотворительности.

Воинственно атеистическое государство диктатуры проле­тариата отвергает те христианские ценности, на коих зижди­лась российская специальная школа, её вчерашние учредители, попечители и педагоги попадают в стан классово чуждых! Отечественная система специального образования далее не могла развиваться в прежнем (западноевропейском) русле, иметь сходные с западной (буржуазной) специальной школой цели, смыслы, философию воспитания и обучения ненормальных детей. Советское государство поставит перед специальной школой иные цели и задачи.

Наши рекомендации