Г.: коренное изменение социокультурного контекста жизни страны — беспощадная ломка вековых ценностей
Глава 4. ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ОБУЧЕНИЕ ГЛУХИМИ, СЛЕПЫМИ И УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ. СОЗДАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1917 – 1936).
Введение
Переход Россией границы между вторым и третьим периодами эволюции отношения государства и общества к инвалидам доказывается прецедентами открытия в Петербурге училищ для глухих (1806) и для слепых детей (1807). Завершится же третий период в 30-е гг. XX столетия. К этому времени в СССР будет функционировать сеть специальных учебных заведений для морально, телесно и умственно дефективных детей. Все специальные школы для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, ранее курируемые ВУИМ (Ведомство учреждений императрицы Марии, 1796) и различными попечительствами, станут государственными, перейдя в подчинение единому ведомству — Наркомату просвещения (Наркомпросу). Будут унифицированы и узаконены правила их комплектования, а также учебные программы, появятся единые учебники, централизованно выпускаемые издательством Учпедгиз. Подготовку учителей-дефектологов вменят педагогическим институтам, разработку научного обеспечения деятельности системы
специального обучения возложат на Экспериментально-дефек- тологический институт (ЭДИ) при Наркомпросе РСФСР .
По своей протяжённости третий период в нашей стране окажется короче, чем в странах Западной Европы, он продлится ровно 130 лет (1806—1936), но не в этом его главное отличие. Уникальность и драматизм третьего периода в России состоят в том, что эволюционный процесс развития окажется прерванным двумя революциями и Гражданской войной.
Напомним, что к 1917 г. Российская империя накопила богатый опыт деятельной благотворительности, имела эффективно действующую разветвлённую систему попечительств разных категорий инвалидов (как взрослых, так и детей), зарождались организационные формы призрения слепоглухонемых детей. Страна располагала сетью специальных учебных заведений для лиц с нарушением слуха, зрения, с умственной отсталостью, ширился корпус работающих в них специальных педагогов, многое делалось для повышения их квалификации, учителя ведущих школ обладали хорошей профессиональной подготовкой. Важным знамением грядущих перемен следует считать появление в России немалого числа сторонников введения обязательного всеобщего бесплатного обучения глухонемых и незрячих детей.
В Российской империи начала XX в. сложились экономические, политические и социально-культурные предпосылки, необходимые для оформления национальной системы специального образования. Россия имела шансы эволюционно завершить первый этап строительства системы специального образования, естественным образом вставая на европейский путь и не уступая по срокам западным странам-лидерам, однако этого не случилось.
Прежде чем перейти к рассмотрению общих закономерностей и уникальных особенностей завершающей стадии третьего периода эволюции отношения государства и общества к детям с физическими и умственными недостатками в нашей стране, приведём хронологию событий отечественной истории, в контексте которых происходили интересующие нас изменения.
Хронологические ориентиры (1917—1936 гг.)
1917 г. Октябрьская социалистическая революция (25 октября). Провозглашён курс на обеспечение всеобщей грамотности, на введение всеобщего обязательного и бесплатного обучения (Обращение Народного комиссариата по просвещению) (29 ноября). Создана Государственная комиссия по просвещению, ей поручается руководство всей системой народного образования и культуры (председатель комиссии А. В. Луначарский) (ноябрь).
При Госкомиссии по просвещению созданы Школьно-санитарный отдел и Школьно-санитарный совет (возглавила В. М. Бонч-Бруевич (Величкина) (декабрь).
В составе Школьно-санитарного совета Наркомпроса РСФСР образован Подотдел воспитания и образования дефективных детей.
1918 г. Всероссийский съезд по просвещению определил стратегию развития народного образования в стране. Борьба с детской дефективностью провозглашается задачей государства (январь).
Вспомогательные школы Москвы возобновили свою работу Инспектором специальных школ Москвы назначена М. П. Постовская (май).
Создан Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос), которому поручено руководство сферой образования и культуры (июнь).
I Всероссийский съезд представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов обсудил проект мероприятий по борьбе с детской дефективностью.
Опубликованы декреты СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской республике», «О передаче всех учебных заведений Наркомсобеса в ведение Наркомпроса».
Совещание учителей вспомогательных школ Москвы. Санаторий-школа для малоуспешных детей (Москва, В. П. Кащенко) передан в ведение Наркомпроса РСФСР и преобразован в Дом изучения ребёнка.
Основан Детский обследовательский институт (при Государственной психоневрологической академии) (Петроград, А. С. Грибоедов).
Декретом СНК РСФСР опека над слабоумными возложена на Наркомсобес РСФСР (октябрь).
Школьно-санитарный отдел выведен из структуры Наркомпроса РСФСР и передан в Наркомздрав РСФСР, переименован в Отдел школьной санитарии.
Взамен Школьно-санитарного отдела Наркомпрос РСФСР учреждает Подотдел социального воспитания (ноябрь).
1919 г. В структуре Наркомпроса РСФСР при Отделе охраны детства создаётся Медико-педагогическая консультация.
Коллегия Наркомпроса РСФСР предлагает создать школьносанитарные отделы при Наркомздраве РСФСР и Наркомпро- се РСФСР, подчинив их единому руководителю (август). Постановление СНК РСФСР разграничивает функции Наркомпроса РСФСР и Наркомздрава РСФСР «в деле воспитания и здоровья дефективных детей» (декабрь).
1920 г. I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, безнадзорностью и преступностью (24 июня —2 июля).
Открываются институты по подготовке учителей-дефектологов (при Наркомпросе РСФСР и Наркомздраве РСФСР).
В 2990 детских домах находится 203 830 детей.
1921 г. Московский Дом изучения ребёнка преобразован в Медико-педагогическую клинику (станцию), которая становится научно-методическим центром Наркомпроса РСФСР. Всероссийская конференция по борьбе с детской дефективностью.
1922 г. Образование Союза ССР.
1923 г. Принят план ликвидации неграмотности среди взрослого населения (от 18 до 35 лет) к 1927 г.
1924 г. II Всероссийский съезд по психоневрологии (Петроград, 3—10 января), доклад Л. С. Выготского.
II съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) Москва, 26 ноября — 1 декабря). На съезде официально заложено новое направление в развитии советской специальной педагогики.
Опубликован сборник статей и материалов под редакцией Л. С. Выготского «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей».
1926 г. Первая перепись населения СССР (147 млн, в том числе городское население — 18%, сельское — 82%). Постановление СНК РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых подростков» (декабрь).
1927 г. Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков» (ноябрь).
I Всесоюзный педологический съезд (Москва, 28 декабря 1927 г. — 4 января 1928 г.).
1925—1928 гг. Решение ВЦИК и СНК РСФСР о разрешении местным советским органам вводить обязательное начальное обучение при достаточной обеспеченности всех детей школьного возраста сетью школ.
1930 г. Всероссийское совещание работников просвещения национальных меньшинств (январь).
Постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении» (25 июля).
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О введении всеобщего обязательного обучения» (10 августа).
Постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (14 августа).
1931 г. I Всероссийский съезд по всеобучу (февраль).
Приказ Наркомпроса РСФСР «О введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков» (июнь).
Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (август).
Отчёт Наркомпроса РСФСР «О ходе всеобуча физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков» (28 декабря).
1932 г. IX съезд профсоюзов, практически утерявших право предъявлять требования работодателю. Следующий съезд состоится только в 1949 г.
Постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», предоставившее большие полномочия директорам школ (август).
Введена система внутренних паспортов (отменённая после революции), которая позволяет контролировать и ограничивать миграцию городского населения. Колхозникам паспорта не выдаются.
1933 г. Постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» (февраль).
1934 г. Всероссийское совещание работников педагогических институтов (январь).
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (май).
Повсеместное введение всеобуча.
1935 г. Распространение циркуляров об изъятии из всех библиотек сочинений неблагонадёжных авторов, в том числе А. В. Луначарского (март).
Уголовная ответственность распространяется на детей старше 12 лет, они могут быть приговорены к смертной казни (апрель).
Приказы Наркомпроса РСФСР «О включении проектов строительства школ для дефективных детей в общие титульные списки школьного строительства» (август), «Об охвате всеобучем дефективных детей в 1936 году».
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» (сентябрь). Новый закон о школе, усиливающий власть учителя и ужесточающий дисциплину.
1936 г. Запрещение абортов (разрешённых декретом 1920 г.). Политика усиления охраны материнства и препятствия при разводе: всё большее значение придаётся роли семьи в советском обществе (июнь).
Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (июль).
На VIII чрезвычайном съезде Советов принята новая Конституция (основной закон) СССР. Упразднены ограничения всеобщего избирательного права, гарантируется свобода личности. В статье 126 ВКП(б) провозглашается «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. ВКП(б) не упоминалась). Конституция подтверждает плановый характер экономики и коллективизацию сельского хозяйства (5 декабря).
г.: коренное изменение социокультурного контекста жизни страны — беспощадная ломка вековых ценностей
Из Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, опубликованной в январе 1918 г., население многомиллионной страны узнало, что «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». С этого времени рабочекрестьянское государство — РСФСР, а затем с 1922 по 1991 г. — СССР — станет строиться по замыслу и воле ВКП(б) — партии большевиков (коммунистов), в чьих руках сконцентрируется вся полнота политической власти.
Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила путь развития России, страна вступила в эпоху беспощадной ломки вековых ценностей. Новое государство диктатуры пролетариата установило свои, коммунистические ценностные ориентиры, упразднив в одночасье устоявшиеся смыслы существования людей.
Прежде освящаемые церковью моральные ценности, правила и нормы христианского поведения официально предаются осмеянию и осуждению. Все вероисповедания попадут под запрет, наиболее яростную борьбу советская власть поведёт против христианства. «После Октября 1917 г., — пишет Фируз Казем-заде, — церковь, привыкшая к существованию под патерналистским контролем государства, оказалась погружённой в бурю революции. Воинственно атеистический режим отделил церковь от государства, конфисковал её собственность, отнял храмы, сжёг иконы, уничтожил тысячи священников и монахов, лишил гражданства остальных, снизил статус некогда уважаемого учреждения до презираемой и полулегальной организации». «Бог ушёл! По дороге в Москву теряется жалость к отдельному человеку и торжествует общечеловек!» — пометит в дневнике в июне 1918 г. писатель М. М. Пришвин.
Система ценностей и картина мира гражданина РСФСР не должна была иметь ничего общего ни с ценностями Российской империи, ни с ценностями западного мира. Что касается традиции, общественной морали и нормы, то в формах, сложившихся к февралю 1917 г., они представлялись рабоче-крестьянскому государству не просто ненужными, но вредными. Идеологической ревизии подверглись ценности, считавшиеся вечными: истина, добро, красота, вера, милосердие, сострадание. Государство диктатуры пролетариата взамен христианской или гуманистической предложит классовую мораль. Христианское вероучение предписывало сопереживать другому, считая милосердие не просто добродетелью, но обязанностью крещёного человека. Право на жизнь даруется Богом, и лишать кого бы то ни было этого права по причине его социальной принадлежности, финансового положения, образа мыслей, физического или психического состояния — грех! Христианство заложило фундамент толерантного отношения к разного рода инаким людям, в частности к инвалидам. Благодаря христианству в Европе, а затем и во всём мире получит распространение деятельная благотворительность, возникнет специальная школа.
Отвергнувшая религию советская власть сделала единственным мерилом ценности человека его полезность правящей партии большевиков, государству рабочих и крестьян. Моральным признавалось то, что действует во благо политическому строю, государству, лишь такое поведение отныне становится социально приемлемым. Сопереживать и проявлять милосердие уместно лишь к тем, кто в данный исторический момент официально признан полезным. К людям же, с точки зрения ВКП(б), «бесполезным», тем паче «вредным», надлежит относиться не просто безжалостно, но беспощадно! Правящая партия, государство негласно решают, что право на жизнь даруется властью и может быть ею отобрано.
«В Кеми отбывал срок оптинский иеромонах Геронтий (Ермаков), здесь и скончался. В Архангельскую область был сослан оптинский иеромонах Савватий. Отец Рафаил (Шейченко) провёл в ссылках 21 год. <...> В Северных лагерях был замучен келейник о. Варнава. К нему применяли пытки: заставляли стоять без шапки на морозе, из-за чего он заболел менингитом и в муках скончался. <...> Архиепископ Гермоген Тобольский умерщвлён лопастями парохода, епископ Свияжский Амвросий привязан к хвосту лошади <...> епископ Платон Ревельский превращён на морозе в ледяной столб. Епископ Феофан Соликамский с семью иеромонахами были спущены ночью головой в прорубь...».
Христианин, просто нормальный человек не вправе одобрять убийство как наказание за религиозные или политические убеждения, сословную принадлежность, отличающуюся от официально регламентированной социальной нормы ина- кость. Притеснение и физическое истребление государством собственных граждан по идеологическим мотивам, как «чуждых», неминуемо отрицательно отразится на судьбах инвалидов, в том мы не раз убеждались на примере Европы. Власть, сознательно девальвирующая христианские ценности — прощение, милосердие, сострадание, призрение, — создаёт в стране атмосферу страха, толкая общество к падению во мрак архаичной морали грубой силы. Вне зависимости от декларируемой правительством политики по отношению к инвалидам их реальное положение неминуемо ухудшится. Специальная школа, взращённая в культуре призрения, сострадании, милосердия, существовать в предложенных обстоятельствах не способна.
Произошедшая смена ценностных ориентиров, тотальное изменение социокультурного контекста жизни страны обусловят кардинальное переустройство отечественной системы специального образования. Анализируя механизмы становления практики обучения детей-инвалидов в странах Западной Европы, мы убедились в том, что источниками зарождения национальных систем специального образования, их движущими силами повсеместно служили:
христианское милосердие, деятельная благотворительность, филантропия; гражданское право: право на собственность, на образование, на социальную защиту, на медицинскую помощь; осознание большинством населения ценности школьного обучения.
Советская власть христианское сострадание, милосердие и человеколюбие признает рудиментами старой, «упразднённой» жизни, деятельная благотворительность, как церковная, так и светская, окажется вне закона. «Одним из первых мероприятий Советского государства по охране детства, — констатирует X. С. Замский, — была ликвидация всех благотворительных, филантропических обществ, ведомств, братств и передача подведомственных им детских учреждений государству». Напомним, в 1902 г. в деятельной благотворительности одного только Императорского человеколюбивого общества (ИЧО) «трудами или пожертвованиями» участвовало около шести с половиной тысяч добровольцев, теперь заботу о страждущих поручили государственному аппарату. Филантропия попадает под запрет как «одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свою эксплуататорскую сущность посредством лицемерной, унизительной «помощи бедным» в целях отвлечения их от классовой борьбы».
Гражданские права резко ограничиваются, а частная собственность признаётся анахронизмом. «Марксистско-ленинская теория рассматривает собственность как определённое социальное отношение между людьми, общественными классами, которое развивается в соответствии с изменениями социально- экономических условий жизни общества. <...> Марксизм... научно доказал... неизбежность гибели частнособственнической системы и перехода к новому, социалистическому обществу... к новой общественной форме социалистической (всенародной и кооперативной) собственности».
Ценность грамотности и школьного обучения оставалась всё ещё не воспринятой большей частью населения аграрной страны.
Следует признать, фундамент, на котором стараниями многих сотен подвижников дольше века возводилась отечественная система специального образования, новое государство в одночасье разрушает до основания. Кропотливо, медленно и мучительно взращивавшаяся традиция сознательно искореняется, её источники и движущие силы обескровлены — попрано гражданское право, запрещено церковное и светское призрение, сломаны формировавшиеся на протяжении века механизмы взаимодействия власти, церкви и общества в сфере деятельной благотворительности.
Воинственно атеистическое государство диктатуры пролетариата отвергает те христианские ценности, на коих зиждилась российская специальная школа, её вчерашние учредители, попечители и педагоги попадают в стан классово чуждых! Отечественная система специального образования далее не могла развиваться в прежнем (западноевропейском) русле, иметь сходные с западной (буржуазной) специальной школой цели, смыслы, философию воспитания и обучения ненормальных детей. Советское государство поставит перед специальной школой иные цели и задачи.