Характеристика игры в городки
Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского, народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Игра «городки» представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно- важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям. Игра в городки была исконно русской забавой не только для детей, но и для взрослых. Такие великие люди как Фѐдор Шаляпин, академик Павлов и писатель Максим Горький очень любили эту игру, чему сохранилось немало документальных подтверждений. Великий русский полководец А.В. Суворов так объяснял своѐ страстное увлечение городками: «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь - это глазомер, битою бью - это быстрота, битою выбиваю - это натиск». [17, 215] Полководец, несомненно, был прав. Специалисты говорят, что игра в «городки» развивает координацию движений и меткость - вот почему эта игра особенно полезна детям. Обогащение двигательного развития ребенка социально обусловлено и протекает при условии педагогического воздействия взрослого. Дидактические основы обучения дошкольников элементам спортивных игр систематизированы и обобщены в исследованиях Э.Й. Адашкявичене, Л.Н. Волошиной, В.Г. Гришина, Т.Н. Дмитренко. Использование материалов данных исследований дает возможность осуществлять рациональный выбор средств и методов обогащения двигательного развития детей старшего дошкольного возраста на основе применения русской народной игры в «городки». Разрешению данных противоречий в значительной мере может способствовать разработка дидактических основ обучения детей старшего дошкольного возраста игре в «городки» и их внедрение в процесс физического воспитания ДОУ. Сегодня многие старинные народные игры, к сожалению, незаслуженно забыты и не пользуются особенной популярностью. К таким забытым видам спорта относятся и «городки». Впрочем, в послевоенные годы «городки» были одним из самых массовых видов спорта в Советском Союзе. Инвентарь производился в промышленных масштабах, а площадки для игры были повсюду — на стадионах, в парках, пионерских лагерях и санаториях. Пик популярности городков пришелся на 50-е — 60-е годы ХХ века. Позднее количество игроков и площадок постоянно уменьшалось. В настоящее время молодежь практически не знакома с этой увлекательной игрой на свежем воздухе. До 20-х годов ХХ века не существовало единых общепризнанных правил игры в городки. В 1923 году в Москве были впервые проведены всесоюзные соревнования по городошному спорту. В 1933 году вышли новые правила, которые определили 15 фигур и порядок их выбивания. В основном эти правила действуют и сегодня. Эта игра доступна детям старшей и подготовительной группы. Для игры в городки не нужны сложный инвентарь и специальная экипировка. Достаточно найти ровную горизонтальную площадку прямоугольной формы с твердым покрытием. В зимнее время можно с успехом играть в спортивном зале. Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 45—50 см, весом 400—450 г, городки высотой 10—12 см. Детей важно научить правильно бросать биты. Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой — прямой рукой, отведенной в сторону — назад. Ребенка обучают обоим способам, и в процессе игры он пользуется любым из них. Как показала практика, дети чаще всего пользуются вторым способом – бросок прямой рукой. Играющий становится за линию, отставляет правую ногу на шаг назад носком наружу, туловище разворачивает вполоборота вправо. При замахе рука с битой отводится назад, тяжесть тела переносится на правую ногу. Бросок совершается прямой рукой сбоку. При этом тяжесть тела переносится на левую ногу, туловище энергично поворачивается в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение. Система и правила игры в городки значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. На земле чертят «город» — квадрат, каждая сторона которого равна 1 м. На расстоянии 3—4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2—2,5 м от города — полукон. Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и полукона увеличиваются на расстояние 5—6 и 2—3 метра. На передней линии города складываются различные фигуры («забор», «бочка», «колодец», «самолет» и др.). Бросая биты, играющие стараются выбить городки за пределы квадрата-города. Биты вначале бросают с кона, когда выбьют хотя бы один городок — с полукона. Выигрывает та команда, которая выбьет фигуру при меньшем количестве бросков. Выбитым считается городок, покинувший пределы «города», то есть полностью пересекший заднюю или одну из боковых линий. Городок, вылетевший за линии «города» и вкатившийся обратно, все равно считается выбитым. Городки и биты можно приносить только с внешней стороны площадки, чтобы не попасть под удар другого звена. Занятия проводятся с группой детей и индивидуально. Перед игрой дети договариваются о количестве фигур (3—4) и их порядке. После того, как будут выбиты все городки, ставится новая фигура. Порядок построения фигур постепенно усложняется. «Забор» — все городки ставят вдоль передней линии на расстоянии 5 см друг от друга. «Бочка» — все городки ставятся вместе (один — в середине, остальные — вокруг него) «Колодец» — один городок ставится, два кладутся впереди (на черте) и сзади, два других — по сторонам сверху первых. «Письмо» — один городок ставят в центре квадрата, остальные — по углам» и другие фигуры. Выигрывает тот (или та группа), кто выбьет большее количество городков, совершив меньшее количество бросков. При повторении начинает игру выигравшая группа. Дошкольникам не рекомендуется играть более 2—3 партий подряд. В подготовительной группе дети должны уметь выбивать 4—5 фигур. Чтобы не было длительного ожидания в игре, в каждую группу включают по 3 ребенка. При определении выигрыша учитываются правильность техники выполнения броска, сила удара и т. д. Роль судьи сначала выполняет воспитатель, а в дальнейшем дети. В играх коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в игре «городки» привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре. Городки — очень интересная игра, развивающая у участников меткость, силу, ловкость и координацию движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. Одно из главных достоинств городков — доступность и демократичность. Играть в городки можно в любом возрасте, в любое время года и почти в любом месте.
Заключение
Необходимым условием развития качеств являются достаточно высокие нагрузки (длительность бега и катания на велосипеде, количество подскоков), разнообразие двигательных умений и параллельное развитие всех основных качеств. Отмечено, что большой объем двигательной деятельности в целом повышает уровень двигательной подготовленности, но не гарантирует ее всесторонность. Только гармоническое развитие, основных двигательных качеств позволяет достигать достаточного уровня каждого из них. Следовательно, в педагогической работе должны содержаться упражнения и игры, направленные на развитие быстроту, ловкости, силы, выносливости. Это требование относится как к занятиям, организуемым воспитателем, так и к деятельности, возникающей по инициативе детей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который должен так его направлять, чтобы каждый ребенок мог максимально проявлять и развивать различные способности, а не только те, которые у него лучше развиты и которые он подсознательно предпочитает использовать в своей деятельности.
Большинство физических упражнений развивает одновременно многие двигательные качества, но с преобладанием какого-нибудь из них. Поэтому предлагаемое деление несколько условно и можно говорить лишь о преимущественном значении данного упражнения или игры для развития быстроты, ловкости или другого качества.
Детям должны быть предоставлены широкие возможности для активного применения имеющихся у них способностей: прыгать и лазать по-разному, а не только так, как на занятиях; играть с мячом, метать разные предметы своим способом. В группах и на участках должны иметься пособия, стимулирующие разнообразные движения детей: мячи, скакалки, вожжи, обручи, гимнастические скамейки, лесенки, мишени, лыжи, велосипеды и др. Следует научить детей ими пользоваться в упражнениях, играх, показать разные способы движений. Особенно это необходимо для детей младших групп. У старших детей надо поощрять самостоятельные попытки овладения движениями, придумывание новых вариантов действий с пособиями, спортивным инвентарем.
Широкое использование упражнений, игр, спортивных упражнений окажет влияние как на уровень овладения двигательными умениями, так и повысит степень развития двигательных качеств — быстроты, ловкости, силы, выносливости, позволит добиться гармонического физического развития ребенка.
Список использованной литературы
1. Аркин Е.А. Физическое воспитание в детском саду; М.: Наркомпрос РСФСР– Москва, 2009.–646 c.
2. Виненко В.Г. Общие основы педагогики: учебное пособие для студ. педагогических высш. учеб. заведений/ В.Г. Виненко. – М.: Издательство Дашков и К, 2008. – 298 с.
3. Гонина О.О.Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О.О. Гонина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 465 с.
4. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 160 с.
5. Мещерякова Л.Н., Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика – 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум. – М.: Издательство ЮРАЙТ, 2016. – 284 с.
6. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Виноградова Н.А. Теоретические основы дошкольного образования – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство ЮРАЙТ, 2016. – 496 с.
7. Наточин Ю.В. Природа / Ю.В. Наточин. Наука. – 1999. – № 8. – с. 10.
8. Панько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Психология / Е.А. Панько. – Мн.: БГПУ, 2006. – 215 с.
9. Пастюк О.В. Психология и педагогика: учебное пособие / О.В. Пастюк. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 160 с.
10. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. – М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2009. – 112 с.
11. Поляков О.Русские забавы/ О.В. Поляков // Газета Арена. – 2012. – 3 мая. – 12 с.
12. Попов Е.Б. Основы педагогики: учебное пособие для слушателей магистратуры; 2-е изд., переработанное и дополненное/ Е.Б. Попов. – Оренбург: МГЮА, 2017. – 119 с.
13. Румянцев В.В. Природа/ В.В. Румянцев. Наука. – 1988. – № 9. – с. 80.
14. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 576 с.
15. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов./ Е.О. Смирнова - М.: изд. центр Владос, 2006. – 368 с.
16. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. –362c.
17. Суворов А.В. Наука побеждать / А.В. Суворов – М.: издательство ЭКСМО, 2011. – 480 с.
18. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О. Филипповой. – М.: Академия, 2007. – 224 с.
19. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие/ Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; под ред. Э.В. Островский. – Вузовский учебник, М.: НИЦ ИНФАРА-М, 2013. – 381 с.
20. Янкелевич Е. И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет; Физкультура и спорт – Москва, 2010. – 208 c.