Практические задания к экзамену по педагогике
(3 вопрос билета):
1. Почему, определяя процесс обучения, говорят о взаимодействии учителя и учащихся, а не только воздействии педагогов на школьников. Ответ аргументируйте.
2. Выберите из предложенных современное определение образованности человека
- Многознание
- Владение набором профессиональных навыков
- Развитие разнообразных способностей системного характера и высокая степень их продуктивности
-Высокий уровень умственного развития и воспитанности человека.
3. Предметом общей дидактики являются? Ответ обоснуйте.
- Социальные условия формирования и образования учащихся
- Принципы, цели, содержание, формы и методы процесса обучения и образования
- Теория обучения отдельному предмету
- Психологическое развитие личности в процессе обучения.
4. В учительской возник спор между учителями. Одни высказывали мысли о том, что успех учебной работы зависит от качественного состава учащихся, другие считали, что успех может прийти с любым классом, нужно только приложить усилия к методике обучения, найти индивидуальный подход к каждому ученику.
- Чьё мнение вы разделяете?
- Какие факторы играют ведущую роль в обучении?
- Назовите основные дидактические принципы.
Ответ обоснуйте.
5. Какой из приведенных ниже определений наиболее полно раскрывает содержание понятия ”методы обучения”? Выбор объясните.
1. Форма теоретического и практического усвоения учебного материала, которая определяется с целью образования, воспитания и развития личности
2. Способы организации совместной деятельности учителя и учеников, которые обеспечивают познание и осмысление учебной информации
3. Пути познавательной теоретической и практической деятельности учителя и учеников, которые направлены на выполнение задач образования
4. Совокупность приемов и средств организации познавательной деятельности ребенка.
6. Методы обучения: беседа, рассказ, лекция, дискуссия объединены по такому признаку, как…
- Источник информации
- Логика подачи информации
- Характер познавательной деятельности
- Стимулирования познавательной деятельности
- Уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Закончите ответ. Дайте полную характеристику этой классификации методов обучения. Назовите её автора.
7. Кого из названных педагогов можно отнести к сторонникам традиционной дидактической концепции? В чём её достоинства и недостатки?
- М.Монтессори.
- Я.А.Коменский
- Л.Н.Толстой
- Д.Дьюи.
8. Кого из названных педагогов считают авторами концепций развивающего обучения?
-В.Давыдов
-Л.Занков
-Ш.Амонашвили
-М. Щетинин
9. Обучение эффективно влияет на процесс развития тогда, когда… Закончите ответ и обоснуйте его.
- Ориентируется на уже развитые способности.
- Находится вне границ возможностей детей.
- Находится в зоне ближайшего развития способностей ребёнка.
- Ориентируется на приобретенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка.
10. Идёт урок истории. Учитель интересно рассказывает о событиях, читает учащимся отрывки из книг, которые вызывают у них большой интерес. Педагог рекомендует школьникам перечень книг для чтения. В это время поднимает руку один ученик:
- Слушаю тебя, - говорит учитель.
- А вот ещё одна интересная книга, - говорит ученик.
- Сядь и помолчи, - отказал учитель.
Проанализируйте ситуацию. Какую ошибку допустил учитель? Каковы будут последствия ошибочной реакции?
11. На уроке учитель поверял домашнюю работу с помощью фронтального опроса, который проходил в быстром темпе. Павел К. не смог быстро сориентироваться в вопросах и сказал учителю, что ему нужно подумать. На что учитель ответил: «Нечего думать, нужно отвечать». Мальчик перестал совсем отвечать на уроке.
-К какой группе методов относится фронтальный опрос?
-Что вы видите негативного в этом виде опроса?
-Как вы оцениваете действия учителя в данном случае? Какие из дидактических принципов нарушены?
-Как лучше организовывать проверку домашнего задания?
12. Какая форма обучения сложилась первой? Приведите аргументы в пользу выбора.
- Индивидуальная форма
- Индивидуально-групповая.
- Коллективная.
13. Какая их названных концепций является методологической основой процесса обучения в отечественной педагогике? Выбор обоснуйте.
- Теория сенсуализма
- Научная теория познания.
- Неотомистская теория
- Теория экзистенционализма.
14. Какие нормативные документы регламентируют содержание образования? Дайте краткую характеристику каждому из них.
15. Выделить общие и отличительные особенности технологий развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
16. Заполнить таблицу:
Компоненты педагогического процесса | Традиционное обучение | Развивающее обучение |
Цель | ||
Содержание | ||
Форма обучения | ||
Методы обучения | ||
Контроль и оценка | ||
Тип взаимодействия учителя и ученика |
17. «Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития себя как субъекта учения, который самоизменяется. Быть таким субъектом – значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять её с помощью учения, то есть желать, любить и уметь учиться» (В. Репкин). Согласны ли Вы с утверждением? Обосновать ответ.
18.Обоснуйте, как согласуются между собой теория жизненных ритмов Р. Штейнера и традиционный педагогический принцип учёта возрастных особенностей детей?
19. Согласны ли Вы с утверждением? «Самое большое, что можно сделать для ребёнка – подготовить его к тому, чтобы в определённый момент его жизни, благодаря познанию себя, он будет в состоянии достичь осознания и переживания собственной свободы. Подвести к этому воспитание может лишь при таком взгляде на человека, который признаёт право на самоопределение» (Р. Штейнер). Ответ обосновать.
20. Согласны ли Вы с утверждением? «Искусство воспитания должно основываться не на общих рассуждениях о «гармоническом развитии всех сил и способностей», оно может быть построено только на основе настоящего познания сути человека» (Р. Штейнер). Ответ обосновать.
21. Обосновать актуальность педагогических идей П. Петерсена в современных условиях.
22. Высказать собственное мнение по поводу обоснованности ориентации педагогической технологии «Йена-план-школа» больше на воспитание, чем на обучение.
23. Согласны ли Вы с приведённым утверждением? Ответ обосновать.
«Опасность, которую содержит в себе оценка преподавателя, чрезвычайно велика. Оценка сразу же вызывает у воспитанника установку на преподавателя и работу ради него, портит собственную рабочую линию ребёнка и нарушает собственное нравственное суждение, уверенность ребёнка в собственном внутреннем голосе» (П. Петерсен).
24. Согласны ли Вы с приведённым утверждением? Ответ обосновать.
«Никто не знает и никогда не знал, какими будут политика и экономика будущего. В лучшем случае мы можем только догадываться об этом. Но одно мы знаем наверняка: наши многочисленные проблемы могут быть решены в том случае, если инициативные мужчины и женщины выявятся способными и компетентными взять на себя тяжесть этих проблем. И это будут добрые, приветливые, заботливые люди, готовые на самопожертвование. И среди них будут несколько человек, которые сделают свою работу без суеты, с особой тщательностью, с готовностью служить тому, что им доверено» (П. Петерсен).
25. Объяснить смысл обращения ребёнка к педагогу: «Помогите мне это сделать самому», которое стало смыслом педагогики М. Монтессори.
26. Согласны ли Вы с утверждением? «Чувственное восприятие является основой умственного и нравственного развития» (М. Монтессори.) Ответ обоснуйте.
27. Согласны ли Вы с утверждением? «Рефлексия в общем плане – это переосмысление. Создание рефлексивной среды позволяет моделировать особенные, уникальные по отношению к педагогу условия, в которых его личностный и интеллектуальный опыт не только является недостаточным, но и служит своеобразным препятствием (а не только средством) к достижению цели» (В. Сластёнин). Ответ обосновать.
28. Показать различные подходы к определению сущности педагогической технологии.
29.Можно ли рассматривать педагогическую технологию как средство обучения? Почему? Обосновать ответ.
30. Согласны ли Вы с утверждением? «Перспективы инновационной деятельности зависят не только от инновационного потенциала нововведения, но и от инновационного потенциала педагогического коллектива» (В. Лазарев). Ответ обоснуйте.
31. Можно ли утверждать, что классно-урочная система обучения является основной в современной российской школе? Обоснуйте ответ.
32. Доказать, что взаимодействие учителя и учащихся является по праву важным признаком процесса обучения применительно к такой форме организации обучения, как домашняя работа ученика.
33. Обоснуйте, как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения.
34. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к учебникам.
35. Обосновать отличие понятий «учение» и «обучение», «результат обучения» и «результат образования».
36. Доказать точку зрения, согласно которой обучение представляет собой влияние трех культур: социального опыта, культуры учителя и ученика.
37. Показать роль различных источников в обучении человека. Раскрыть несколько подходов к этому вопросу.
38. Раскрыть суть педагогического понятия «оптимизация обучения». Доказать её необходимость и целесообразность.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Нормативно-правовые акты (избранные):
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками).
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации (до 2025 года)».
Основная литература:
1. Пидкасистый, П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (2-е изд., перераб. и доп.) учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 624 с.
2. Педагогика [Текст]: учебник для бакалавров, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Московский пед. гос. ун-т ; ред.: Л. С. Подымова, В. А. Сластёнин. – М.: Юрайт, 2014. – 332 с.
3. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Рек. МО РФ / И.П. Подласый . – М. : Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2013. – 576 с.
4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн.2. Процесс воспитания : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Рек. МО РФ / И.П. Подласый. – М. : Гуманитар . издат. центр ВЛАДОС, 2013. – 256 с.
Дополнительная литература:
- Борытко, Н. М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. вузов. Рек. УМО / Н. М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков .— М. : ИЦ «Академия», 2010. – 496 с.
- Голованова, Н.Ф. Педагогика (2-е изд., стер.) [Текст]: учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
- Мандель, Б. Р. Педагогика : учебное пособие / Б. Р. Мандель. – М. : Флинта : Наука, 2014. – 288 с.
- Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Владос, 2010. – 649 с.
- История педагогики и образования. 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. Пискунов А.И. / Отв. ред. Пискунов А. И., Бакалавр. Академический курс. – 2013. – 575с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учебник для академического бакалавриата по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика) / Г. М. Коджаспирова. - 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2015. - 719 с.
- Краевский В.В., Общие основы педагогики (4-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.:
Издательский центр "Академия», 2013.– 256 с.
- Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Литера, 2012. – 269 с.
- Психология и педагогика: учебник для студ. вузов. Рек. УМО / [Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов, Е. В. Куканова и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011 .— 715 с.
- Российская педагогическая энциклопедия в двух томах [Текст]: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2011. – 523 с.
- Российская педагогическая энциклопедия в двух томах [Текст]: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2011. – 510 с.
- Сластёнин, В.А. Воспитательная деятельность педагога / Под ред. Сластёнина В.А. (4- е изд., стер.) учеб. пособие – 2008. – 336 с.
- Сластёнин, В.А. Методика воспитательной работы / Под ред. Сластёнина В.А. (7-е изд., стер.) учеб. пособие. – 2009. – 160 с.
- Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. вузов. Доп. МО РФ / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столренко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 672 с.
- Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. – 3-е изд., стереотип. – М. : КноРус, 2016. – 432 с.
- Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. – 639 с.