Практические задания к экзамену по педагогике

(3 вопрос билета):

1. Почему, определяя процесс обучения, говорят о взаимодействии учителя и учащихся, а не только воздействии педагогов на школьников. Ответ аргументируйте.

2. Выберите из предложенных современное определение образованности человека

- Многознание

- Владение набором профессиональных навыков

- Развитие разнообразных способностей системного характера и высокая степень их продуктивности

-Высокий уровень умственного развития и воспитанности человека.

3. Предметом общей дидактики являются? Ответ обоснуйте.

- Социальные условия формирования и образования учащихся

- Принципы, цели, содержание, формы и методы процесса обучения и образования

- Теория обучения отдельному предмету

- Психологическое развитие личности в процессе обучения.

4. В учительской возник спор между учителями. Одни высказывали мысли о том, что успех учебной работы зависит от качественного состава учащихся, другие считали, что успех может прийти с любым классом, нужно только приложить усилия к методике обучения, найти индивидуальный подход к каждому ученику.

- Чьё мнение вы разделяете?

- Какие факторы играют ведущую роль в обучении?

- Назовите основные дидактические принципы.

Ответ обоснуйте.

5. Какой из приведенных ниже определений наиболее полно раскрывает содержание понятия ”методы обучения”? Выбор объясните.

1. Форма теоретического и практического усвоения учебного материала, которая определяется с целью образования, воспитания и развития личности

2. Способы организации совместной деятельности учителя и учеников, которые обеспечивают познание и осмысление учебной информации

3. Пути познавательной теоретической и практической деятельности учителя и учеников, которые направлены на выполнение задач образования

4. Совокупность приемов и средств организации познавательной деятельности ребенка.

6. Методы обучения: беседа, рассказ, лекция, дискуссия объединены по такому признаку, как…

- Источник информации

- Логика подачи информации

- Характер познавательной деятельности

- Стимулирования познавательной деятельности

- Уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Закончите ответ. Дайте полную характеристику этой классификации методов обучения. Назовите её автора.

7. Кого из названных педагогов можно отнести к сторонникам традиционной дидактической концепции? В чём её достоинства и недостатки?

- М.Монтессори.

- Я.А.Коменский

- Л.Н.Толстой

- Д.Дьюи.

8. Кого из названных педагогов считают авторами концепций развивающего обучения?

-В.Давыдов

-Л.Занков

-Ш.Амонашвили

-М. Щетинин

9. Обучение эффективно влияет на процесс развития тогда, когда… Закончите ответ и обоснуйте его.

- Ориентируется на уже развитые способности.

- Находится вне границ возможностей детей.

- Находится в зоне ближайшего развития способностей ребёнка.

- Ориентируется на приобретенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка.

10. Идёт урок истории. Учитель интересно рассказывает о событиях, читает учащимся отрывки из книг, которые вызывают у них большой интерес. Педагог рекомендует школьникам перечень книг для чтения. В это время поднимает руку один ученик:

- Слушаю тебя, - говорит учитель.

- А вот ещё одна интересная книга, - говорит ученик.

- Сядь и помолчи, - отказал учитель.

Проанализируйте ситуацию. Какую ошибку допустил учитель? Каковы будут последствия ошибочной реакции?

11. На уроке учитель поверял домашнюю работу с помощью фронтального опроса, который проходил в быстром темпе. Павел К. не смог быстро сориентироваться в вопросах и сказал учителю, что ему нужно подумать. На что учитель ответил: «Нечего думать, нужно отвечать». Мальчик перестал совсем отвечать на уроке.

-К какой группе методов относится фронтальный опрос?

-Что вы видите негативного в этом виде опроса?

-Как вы оцениваете действия учителя в данном случае? Какие из дидактических принципов нарушены?

-Как лучше организовывать проверку домашнего задания?

12. Какая форма обучения сложилась первой? Приведите аргументы в пользу выбора.

- Индивидуальная форма

- Индивидуально-групповая.

- Коллективная.

13. Какая их названных концепций является методологической основой процесса обучения в отечественной педагогике? Выбор обоснуйте.

- Теория сенсуализма

- Научная теория познания.

- Неотомистская теория

- Теория экзистенционализма.

14. Какие нормативные документы регламентируют содержание образования? Дайте краткую характеристику каждому из них.

15. Выделить общие и отличительные особенности технологий развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

16. Заполнить таблицу:

Компоненты педагогического процесса Традиционное обучение Развивающее обучение
Цель    
Содержание    
Форма обучения    
Методы обучения    
Контроль и оценка    
Тип взаимодействия учителя и ученика    

17. «Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития себя как субъекта учения, который самоизменяется. Быть таким субъектом – значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять её с помощью учения, то есть желать, любить и уметь учиться» (В. Репкин). Согласны ли Вы с утверждением? Обосновать ответ.

18.Обоснуйте, как согласуются между собой теория жизненных ритмов Р. Штейнера и традиционный педагогический принцип учёта возрастных особенностей детей?

19. Согласны ли Вы с утверждением? «Самое большое, что можно сделать для ребёнка – подготовить его к тому, чтобы в определённый момент его жизни, благодаря познанию себя, он будет в состоянии достичь осознания и переживания собственной свободы. Подвести к этому воспитание может лишь при таком взгляде на человека, который признаёт право на самоопределение» (Р. Штейнер). Ответ обосновать.

20. Согласны ли Вы с утверждением? «Искусство воспитания должно основываться не на общих рассуждениях о «гармоническом развитии всех сил и способностей», оно может быть построено только на основе настоящего познания сути человека» (Р. Штейнер). Ответ обосновать.

21. Обосновать актуальность педагогических идей П. Петерсена в современных условиях.

22. Высказать собственное мнение по поводу обоснованности ориентации педагогической технологии «Йена-план-школа» больше на воспитание, чем на обучение.

23. Согласны ли Вы с приведённым утверждением? Ответ обосновать.

«Опасность, которую содержит в себе оценка преподавателя, чрезвычайно велика. Оценка сразу же вызывает у воспитанника установку на преподавателя и работу ради него, портит собственную рабочую линию ребёнка и нарушает собственное нравственное суждение, уверенность ребёнка в собственном внутреннем голосе» (П. Петерсен).

24. Согласны ли Вы с приведённым утверждением? Ответ обосновать.

«Никто не знает и никогда не знал, какими будут политика и экономика будущего. В лучшем случае мы можем только догадываться об этом. Но одно мы знаем наверняка: наши многочисленные проблемы могут быть решены в том случае, если инициативные мужчины и женщины выявятся способными и компетентными взять на себя тяжесть этих проблем. И это будут добрые, приветливые, заботливые люди, готовые на самопожертвование. И среди них будут несколько человек, которые сделают свою работу без суеты, с особой тщательностью, с готовностью служить тому, что им доверено» (П. Петерсен).

25. Объяснить смысл обращения ребёнка к педагогу: «Помогите мне это сделать самому», которое стало смыслом педагогики М. Монтессори.

26. Согласны ли Вы с утверждением? «Чувственное восприятие является основой умственного и нравственного развития» (М. Монтессори.) Ответ обоснуйте.

27. Согласны ли Вы с утверждением? «Рефлексия в общем плане – это переосмысление. Создание рефлексивной среды позволяет моделировать особенные, уникальные по отношению к педагогу условия, в которых его личностный и интеллектуальный опыт не только является недостаточным, но и служит своеобразным препятствием (а не только средством) к достижению цели» (В. Сластёнин). Ответ обосновать.

28. Показать различные подходы к определению сущности педагогической технологии.

29.Можно ли рассматривать педагогическую технологию как средство обучения? Почему? Обосновать ответ.

30. Согласны ли Вы с утверждением? «Перспективы инновационной деятельности зависят не только от инновационного потенциала нововведения, но и от инновационного потенциала педагогического коллектива» (В. Лазарев). Ответ обоснуйте.

31. Можно ли утверждать, что классно-урочная система обучения является основной в современной российской школе? Обоснуйте ответ.

32. Доказать, что взаимодействие учителя и учащихся является по праву важным признаком процесса обучения применительно к такой форме организации обучения, как домашняя работа ученика.

33. Обоснуйте, как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения.

34. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к учебникам.

35. Обосновать отличие понятий «учение» и «обучение», «результат обучения» и «результат образования».

36. Доказать точку зрения, согласно которой обучение представляет собой влияние трех культур: социального опыта, культуры учителя и ученика.

37. Показать роль различных источников в обучении человека. Раскрыть несколько подходов к этому вопросу.

38. Раскрыть суть педагогического понятия «оптимизация обучения». Доказать её необходимость и целесообразность.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Нормативно-правовые акты (избранные):

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками).

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).

4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации (до 2025 года)».

Основная литература:

1. Пидкасистый, П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (2-е изд., перераб. и доп.) учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 624 с.

2. Педагогика [Текст]: учебник для бакалавров, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Московский пед. гос. ун-т ; ред.: Л. С. Подымова, В. А. Сластёнин. – М.: Юрайт, 2014. – 332 с.

3. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Рек. МО РФ / И.П. Подласый . – М. : Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2013. – 576 с.

4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн.2. Процесс воспитания : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Рек. МО РФ / И.П. Подласый. – М. : Гуманитар . издат. центр ВЛАДОС, 2013. – 256 с.

Дополнительная литература:

  1. Борытко, Н. М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. вузов. Рек. УМО / Н. М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков .— М. : ИЦ «Академия», 2010. – 496 с.
  2. Голованова, Н.Ф. Педагогика (2-е изд., стер.) [Текст]: учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  3. Мандель, Б. Р. Педагогика : учебное пособие / Б. Р. Мандель. – М. : Флинта : Наука, 2014. – 288 с.
  4. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
  5. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Владос, 2010. – 649 с.
  6. История педагогики и образования. 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. Пискунов А.И. / Отв. ред. Пискунов А. И., Бакалавр. Академический курс. – 2013. – 575с.
  7. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учебник для академического бакалавриата по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика) / Г. М. Коджаспирова. - 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2015. - 719 с.
  8. Краевский В.В., Общие основы педагогики (4-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.:

Издательский центр "Академия», 2013.– 256 с.

  1. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Литера, 2012. – 269 с.
  2. Психология и педагогика: учебник для студ. вузов. Рек. УМО / [Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов, Е. В. Куканова и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011 .— 715 с.
  3. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах [Текст]: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2011. – 523 с.
  4. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах [Текст]: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2011. – 510 с.
  5. Сластёнин, В.А. Воспитательная деятельность педагога / Под ред. Сластёнина В.А. (4- е изд., стер.) учеб. пособие – 2008. – 336 с.
  6. Сластёнин, В.А. Методика воспитательной работы / Под ред. Сластёнина В.А. (7-е изд., стер.) учеб. пособие. – 2009. – 160 с.
  7. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. вузов. Доп. МО РФ / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столренко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 672 с.
  8. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. – 3-е изд., стереотип. – М. : КноРус, 2016. – 432 с.
  9. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. – 639 с.

Наши рекомендации