Оценка результативности проекта

На начальном этапе эксперимента перед нами была поставлена цель: выявление роли информационно-коммуникационных технологий в формировании социальных компетенций учащихся 7-8 классов.

При формирующем эксперименте мы проводили уроки 8 классах, основываясь на программу, которая дана в прил.6.

По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент с теми же методами, что и констатирующем.

С целью выявления изменения уровня сформированности социальных компетенций подростков средствами ИКТ, был повторно проведен опрос для выявления уровня подростков их обусловленности тревожностью, агрессивностью. (прил.3) результаты отображены на рис.6.

Оценка результативности проекта - student2.ru

Рис.6 Результаты опроса до и после формирующего эксперимента(%)

Из рис.6 мы видим, что уровень оптимистов повысился на 15%, и уровень пессимистов повысился на 10%.

Также мы провели повторно контрольный опрос, какое общение они больше всего предпочитают (прил.4), результаты отражены на рис.7.

Оценка результативности проекта - student2.ru

Рис.7. Результаты опроса до и после формирующего эксперимента(%)

Таким образом мы выявили, что общение в интернете уменьшился на 10%, и живое общение повысился на 20%.

Чтобы узнать мнение о нашем сборнике мы провели интервью с учениками (прил.5). На вопрос «Понравился ли вам, уроки которые мы провели с помощью информационно - коммуникационных средств, и методами формирования социальных компетенций?», 15% ответили «НЕТ», а 85% ответили «ДА». (Рис.8)

Оценка результативности проекта - student2.ru

Рис.8 Мнение учеников о формировании социальных

компетенций средствами ИКТ(%)

Также провели опрос с учителями о нашем методическом разработке (прил.6) конспектов по информатике с целью формирования социальных компетенций средствами ИКТ. На вопрос о том, отвечает ли наш сборник на формирование социальных компетенций средствами ИКТ, мы получили следующие результаты (рис.9).

Оценка результативности проекта - student2.ru

Рис.9. Мнение учителей о формировании социальных компетенций

средствами ИКТ(%)

Учителя дали такие рекомендации, больше задач для выявления лидеров среди учеников, задачи на группировку учащихся не смотря на их уровень сформированности общения и высказывания мнений( что в ходе работы над сборником нами было учтено).

На вопрос о том, будут ли они использовать данный сборник на своих уроках, все учителя ответили утвердительно.

Таким образом, мы пришли к выводу что, применение средств ИКТ для учащихся позволяет повысить формирование социальных компетенций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной исследовательской работе мы работали над проблемой: каковы условия формирования социальных компетенций учащихся 7-8 классов средствами ИКТ.

В работе мы выявили роль ИКТ в формировании социальных компетенций учащихся .

Гипотеза о том, что современные средства ИКТ способствуют формированию социальных компетенций подростков была подтверждена.

В процессе написания выпускной квалификационной работы нами была изучена разнообразная психолого-методическая литература, необходимая для раскрытия проблемы исследования; определена сущность понятий; уточнены возрастные особенности; выявлена роль средств ИКТ на формирование социальных компетенций.

Разработанный методический сборник может быть использован учителем на разных этапах урока.

Исследовательская работа требует дальнейшего глубокого изучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акуленко В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации / В.Л.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня

2004 г., г. Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004.

2. Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка . Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007. http://ifap.ru/library/book360.pdf .

3. Гусинский Э.Н. Этапы обретения компетентности / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. - Москва, 1996 / Под ред. В.И. Белопольского и И.Н. Трофимовой. - М.: Институт психологии РАН, 1996.

4. Денисова С.А., г. Новосибирск. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос".

5. Думенко Т.Г учитель технологии. Информационные технологии при изучении образовательной области "Технология". http://pedsovet.org/

6. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий : Автореф. дис. ...канд. пед. наук. / О.Б. Зайцева. - Брянск, 2002.

7. Зимняя И.А. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".

8. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий. – М., 2003 Информатизация среднего общего образования: Научно – методическое пособие /Под. ред. Д.Ш. Матроса.-М.: Педагогическое общество России,2004.-384с.

9. Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики: в 3-х ч. Ч. 3. Сборник материалов научно-практической конференции / отв. ред. А. А. Богуславский – Коломна : Коломенский гос. пед. институт, 2008 – 72 с

10. Карпушина Т. А., учитель технологии. Инновационные подходы в обучении образовательной области "Технология" http://festival. 1september.ru/authors/100-390-240/

11. Компетенции и компетентностный подход в современном образо-вании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.

12. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

13. Методические рекомендации. Использование информационных технологий и дистанционного обучения в образовательном процессе./ Сост.: Кочегарова Л.В., И.Евгений Борисович, Гурова О.В. – Ю.-С., издательство СОИПиПКК, 2006

14. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

15. Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск, Денисова С.А., г. Новосибирск. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос".

16. Петрова Т. В.http://festival.1september.ru/authors/101-297-047/ Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ http://festival.1september.ru/authors/101-297-047/

17. Пичугина Г.В. Статья «Компетентностный подход в технологическом образовании». Журнал «Школа и производство» №1 2006г.

18. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева, М.В. .Петров А.Е; Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:Учеб.пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров/ под ред. Е.С.Полат. – М.: ИЦ «Академия», 2000.

19. Приоритетный национальный проект «Образование» - http://www.rost.ru/projects/education/

20. Публикации в сфере формирования информационной культуры личности. НИИ ИТ социальной сферы КемГУ культуры и искусств http://www.nii.kemguki.ru/files/publications_IC.php .

Наши рекомендации