Появление музеев в России.
Первым российским музеем стала основанная Петром I в 1714 г. Петербургская кунсткамера – хранилище редкостей, организованное по типу музейного учреждения, распространенного в это время в странах Западной Европы.
В том же году в Санкт-Петербург, ставший новой столицей государства, перевели из Москвы личные коллекции и библиотеку Петра I. Их разместили в Летнем дворце. Это событие и эту дату – 1714 г. – принято связывать с началом музейного дела в России. В 1719 г. близ Смольного монастыря, в двухэтажном каменном доме, принадлежавшем ранее опальному боярину Александру Кикину («Кикины палаты»), открылась экспозиция первого в стране общедоступного музея. Она размещалась в пяти комнатах. Осмотр начинался с уникальной анатомической коллекции, приобретенной Петром I во время его заграничного путешествия у известного голландского анатома Ф.Рюйша и содержавшей более 2 тыс. экспонатов. Музею передали также приобретенные в Западной Европе лучшие на то время естественнонаучные (ботанические, зоологические и минералогические) коллекции аптекаря А.Себа и доктора X.Готвальда, а также собрания минералов, раковин, медалей лейб-медика Р.Арескина. Деятельность Кунсткамеры имела четко выраженную просветительную направленность. Но наряду с коллекциями, имевшими уникальное научное значение, в музее выставлялось много чисто занимательных, эффектно расположенных, сгруппированных в специальные композиции и красиво украшенных экспонатов. При Кунсткамере обитали и живые экспонаты – уродцы.
Петр I не только сделал музей бесплатным, но и выделял деньги на угощение тех, кто все же отваживался в него прийти, преодолевая страх перед экспонируемыми монстрами. Так реформатор приучал аудиторию к восприятию невиданных ранее вещей и новых культурных форм. Традиция угощения посетителей Кунсткамеры сохранялась и при Екатерине I и при Анне Иоанновне.
В 1728 г. музей перевели в специально построенное для него здание, где разместились музейные коллекции, анатомический театр, обсерватория и учреждения Академии наук, в ведение которой в 1724 г. передали музей вместе с библиотекой (15 тыс. томов). Тесная связь Кунсткамеры с научной деятельностью Академии наук позволила этому собранию во многом превзойти аналогичные музеи Европы по составу своих коллекций и уровню их систематизации. С коллекциями работали крупнейшие ученые того времени: М.В.Ломоносов, В.Н.Татищев, академик П.С.Паллас. Пополнялись коллекции материалами, полученными в ходе масштабных научных экспедиций, проводимых Академией наук по специально разработанным программам. В состав музея входили физический кабинет с обсерваторией, натур-камера с анатомическим театром, мюнц-кабинет (нумизматический) и Императорский кабинет с мемориальными предметами, принадлежавшими Петру I. Кунсткамера делилась на отделы. Расположение предметов внутри отделов соответствовало новейшим научным классификациям. Экспозиция строилась по систематическому принципу: коллекции зоологические, анатомические, этнографические и др. В 1741 г. был издан на немецком языке путеводитель по залам Кунсткамеры, отразивший структуру и состав собрания (русское издание увидело свет в 1744 г.).
Основание Кунсткамеры привело к качественным изменениям в том отношении к древностям, которое было характерно для российского общества того времени. Планомерные розыски исторических предметов с целью пополнения собрания нового музея указами Петра I были признаны государственным делом. Работа ученых по изучению и систематизации музейных коллекций в свою очередь стимулировала развитие отечественной науки, в частности археологии и этнографии.
Несколько десятилетий подряд Кунсткамера оставалась единственным музеем в стране. Требовалось время, чтобы произошла адаптация нововведения к особенностям российской жизни, чтобы оно полностью интегрировалось в социальную практику, стало «своим», тем более что параллельно этому процессу шло развитие форм, предшествовавших появлению музеев. Изначально при их создании не преследовалась цель сохранения памятников или коллекций, с течением времени, порой меняя свое прямое предназначение, как, например, это произошло с арсеналами или Оружейной палатой, они могли превращаться в протомузейные учреждения, т.е. учреждения, приобретавшие музейные функции. Условием такого превращения являлось осознание ценности сформировавшихся в них собраний и целесообразности их дальнейшего сохранения. Процесс этот сначала протекал в России независимо от европейского опыта, а в XVIII в. – уже с учетом найденных в Европе форм.
В 1709 г. при Адмиралтействе в Санкт-Петербурге была основана Модель-камера, существовавшая как закрытое для публики хранилище моделей и чертежей всех строящихся кораблей морского флота России, регулярно пополнявшаяся, но так и не ставшая в XVIII в. музеем. Кремлевский арсенал в Москве (новое здание было построено в 1701-1736 гг.) в связи с возникновением многочисленных военных заводов терял свои прежние функции и в 1783 г. был превращен в хранилище древнего оружия. Примерно в середине 1750-х гг. возник «Достопамятный зал» Петербургского арсенала, где собирались предметы вооружения русской армии, ее знамена, ордена и медали. С 1775 по 1789 гг. при Тульском оружейном заводе недолго существовала Палата редкого и образцового оружия.
Культура XVIII в. во многом определялась просветительной философией, с ее идеями главенства разума и знаний в жизни людей, равенства и свободы. Люди XVIII в. верили в возможность перестроить, усовершенствовать человеческое общество на разумных основаниях. Они были восхищены успехами естественных наук, философии, распространением светского знания. Идеология Просвещения выражала наиболее существенные потребности своего времени. Достичь желаемого результата предполагалось реформами, проводимыми «просвещенными монархами», а также справедливыми законами, распространением разумных взглядов, научных знаний и гуманных чувств.
Не случайно яркой страницей культуры XVIII в. явилась деятельность научных обществ, формировавших в процессе своей работы библиотеки и различные коллекции, которые стали необходимой принадлежностью любого ученого общества и нередко перерастали в научные музеи.
При Вольном экономическом обществе, старейшем в России и одном из старейших в мире (Санкт-Петербург, 1765), в качестве пособий для научных занятий возникли библиотека, зоологическая, ботаническая, минералогическая коллекции, коллекция почв, а также (в 1770 г.) Модель-камера – собрание сельскохозяйственных и других машин, моделей и механизмов, в XIX в. преобразованная в Музей моделей и машин.
Во второй половине XVIII в. появились первые учебные музеи, отличавшиеся от собраний кунсткамерного типа, в которых преобладали «диковины», учебным характером своих коллекций. В 1791 г. открылся музей Натуральной истории при Московском университете. Его ценнейшие коллекции сложились благодаря поступавшим в университет со времени его основания в 1755 г. многочисленным крупным дарениям частных лиц (П.Г.Демидова, известного ученого Э.Г.Лаксмана, кн. Е.Р.Дашковой и др.).
Это старейшее музейное собрание погибло во время пожара 1812 г. Минеральный кабинет Горного кадетского корпуса, возникший еще в 1772 г. при Горном училище (в дальнейшем – Горный институт в Санкт-Петербурге), в 1793 г. содержал 30000 образцов различных руд. Минералы лежали в стеклянных шкафах и были четко систематизированы.
Первый провинциальный музей в России открылся в 1782 г. в Иркутске по инициативе губернатора Ф.Н.Клички, который, в духе «века просвещения», не только управлял Сибирью, но и способствовал культурному развитию края. Ему содействовали известные исследователи Сибири Э.Г.Лаксман и А.М.Карамышев. Музей был создан при библиотеке, для которой построили двухэтажное каменное здание. Собрание музея включало естественно-исторические и этнографические коллекции, физические приборы, сельскохозяйственные орудия. Просуществовал музей недолго, трансформировавшись в кабинет наглядных пособий при Иркутской губернской гимназии. Таким образом, потребовалось немало времени, для того чтобы российская музейная история стала непрерывным процессом.
Важным событием в истории отечественной культуры и в процессе становления музейных учреждений стало создание в 1757 г. Академии художеств, где начали готовить профессиональные кадры для России. «Академия трех знатнейших художеств – живописи, скульптуры и архитектуры» открылась усилиями М.В.Ломоносова и гр. И.И.Шувалова на средства последнего. В 1758 г. И.И.Шушов передал Академии художеств свое собрание живописи (около 60 картин), послужившее основой Музея Академии художеств – первого учебного художественного музея с ограниченным доступом посетителей и открытым хранением фондов. Он формировался как собрание образцов для копирования, являвшегося в то время основой художественного образования. Шувалов, ставший первым попечителем Академии художеств, передал в музей свою библиотеку, коллекцию живописи, копии с античных скульптур, специально закупленные рисунки и гравюры.
Вторая половина XVIII в. – время рождения Эрмитажа, возникшего благодаря усилиям императрицы Екатерины II. Как и другие старейшие музеи мира, он имел своим началом дворцовую галерею, но создавался путем крупных закупок произведений искусства, что было необычным для XVIII в. явлением. Галерея западноевропейского искусства императрицы составляла основу ее музейного собрания, носившего комплексный характер и включавшего античную коллекцию скульптур, крупнейшую в Европе коллекцию резных камней, нумизматическую коллекцию, богатейшее книжное собрание. В результате примерно за два десятилетия была сформирована галерея, ставшая одной из лучших в Европе по количеству и художественной ценности составивших ее произведений, а также по степени полноты представленных в ней имен знаменитых живописцев, художественных школ и направлений.
Историю картинной галереи Эрмитажа принято начинать с 1764 г. – времени приобретения коллекции прусского коммерсанта И.Э.Гоцковского (225 полотен), составленной им для короля Фридриха II. В 1764-1767 гг. рядом с дворцом по проекту архитектора Ж.Б.Валлен-Деламота было построено новое здание, крытым переходом соединенное с основным. Мода на подобные отдельно стоящие от дворца павильоны пришла из Франции, и свой «эрмитаж» (от франц. ermitage – приют отшельника) был и в Царском Селе, и в Петергофе. Коллекцию Гоцковского разместили в новом павильоне, использовавшемся для неофициальных приемов императрицы, благодаря чему собрание картин императрицы и получило свое название. Еще в 1771 г. по проекту архитектора Ю. М.Фельтена началось строительство нового большого здания для разраставшегося собрания. Строгое здание в стиле раннего классицизма получило название Большого Эрмитажа, а ранее построенный павильон – Малого Эрмитажа. В дальнейшем Большой Эрмитаж на протяжении более чем 70 лет будет являться главным хранилищем императорского собрания произведений искусств.
Пополнению коллекций содействовали многочисленные друзья императрицы – философ Д.Дидро, литератор барон Ф.М.Гримм, скульптор Э.Фальконе, а также русский посол в Париже князь Д.А.Голицын и сложившаяся еще со времен Петра I сеть художественных агентов. Картины для Эрмитажа заказывались и современным мастерам, благодаря чему не терялась связь ядра коллекции с современным искусством. Масштабные, содержательные, разнообразные коллекции Эрмитажа требовали элементарного учета и систематизации. Всеми коллекциями при Екатерине II ведали 2-3 художника, библиотекарь и несколько камердинеров. Первым хранителем скульптур и картин – инспектором галереи – был придворный художник голландец Л.К.Пфандцельт, а хранителем библиотеки и драгоценностей – А.И.Лужков, пользовавшийся исключительным доверием императрицы.
В 1774 г. появился первый печатный каталог картинной галереи, написанный на французском языке и содержавший перечень 2 080 единиц хранения. В этом же году на службу в качестве хранителя и реставратора картин был принят венецианский живописец Ж.А.Мартинелли, который исполнял должность директора галереи до 1797 г. В каталоге 1774 г. картины были описаны в той последовательности, в какой они висели в галереях. Из этого перечисления следует, что принцип развески был в основном декоративным. В то же время при размещении картин частично сохранялась целостность крупных коллекций. В связи с новыми поступлениями развеска могла меняться. По описи, сделанной в 1797 г., общее число картин в Эрмитаже составляло 3 996, гравюр – свыше 79 тыс., рисунков – 7 тыс., резных камней – 10 тыс. (Напомним, что первая коллекция, приобретенная Екатериной II в 1764 г., насчитывала всего 225 картин.) Отдельные полотна были защищены стеклами, другие, вызывавшие особый интерес, можно было снять и рассмотреть вблизи. В экспозиции уже не хватало места для всех картин, поэтому часть из них хранилась отдельно.
В административном отношении Зимний дворец и эрмитажный комплекс находились в ведении Придворной конторы. Разрешение на посещение давал обер-гофмаршал Дворцовой конторы. В отсутствие двора к собранию допускались художники и почетные гости, иногда здесь устраивались балы и приемы. Автор одного из первых путеводителей Санкт-Петербургу И.Георги сообщал, что «пять придворных камердинеров водят также чужих по оному, к чему во время отсутствия двора легко позволение получить можно». Екатерина II называла свое собрание Императорским музеем. Рассмотренный этап был решающим для истории эрмитажной галереи. При всех последующих изменениях состав собрания екатерининского времени определил ее дальнейшую судьбу и направление развития.
Формирование первых музеев происходило на фоне развития частного коллекционирования – самостоятельной, теснейшим образом связанной с музейным миром областью культурной деятельности. Среди коллекционеров начала века исследователи называют Д.А.Соловьева, архангельского комиссара по отправке товаров за границу. Его художественное собрание включало 52 полотна. В крупнейшее собрание сподвижника Петра I А.Д.Меншикова входило не менее 143 различных по жанрам полотен.
Уже во второй четверти XVIII в. появились крупные частные коллекции, по сути дела частные музеи кунсткамерного типа. Старейшими считаются собрания Я.В.Брюса и Д.М.Голицына. Они имели универсальный характер и включали библиотеки, нумизматику, древности, естественно-научные коллекции. Научное же направление в коллекционировании прочно связывается с возникающими начиная со второй половины XVIII в. музейными учреждениями.
В XVIII в. было положено начало одному из лучших частных художественных собраний в России – коллекциям рода Строгановых. В 1752-1754 гг. в Санкт-Петербурге по проекту Ф.Б.Растрелли был построен дворец основателя знаменитой картинной галереи графа Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756), большого знатока и любителя искусства. Его сын, А.С.Строганов (1733-1811), приумножил собрание отца и превратил строгановский дворец в крупнейшее хранилище художественных коллекций, в том числе произведений западноевропейской и русской живописи.
К концу века на процесс частного коллекционирования уже стали оказывать некоторое влияние сами музейные коллекции. Так, эрмитажное собрание способствовало воспитанию художественного вкуса коллекционеров. Наряду с известными зарубежными музеями оно могло служить образцом для составления картинных галерей во дворцах и имениях знати. И.Г.Георги указывает на частные собрания или кабинеты, владельцы которых – гр. И.Г.Чернышев, И.Шувалов, кн. Е.Р.Дашкова, гр. А.К.Разумовский, кн. Н.Б.Юсупов, гр. А.С.Строганов – охотно их демонстрировали. Как крупнейший коллекционер XVIII в. известен П.Б.Шереметев. В его подмосковной усадьбе «Кусково» был создан прекрасный дворцово-парковый ансамбль, а картинная галерея насчитывала около 500 полотен, в том числе произведения Рафаэля, А.Ван Дейка, Рембрандта и др. В другом его подмосковном имении – «Останкино» – сформировалась «живая природная коллекция», включавшая редчайшие лавровые и померанцевые деревья. В Фонтанном доме П.Б.Шереметева в Санкт-Петербурге находились «картинный кабинет», библиотека и кунсткамера, формировать которую начинал еще его отец.
В результате можно признать, что всего за один век в России в сфере собирательства был проделан путь, пройденный европейскими музеями за три с лишним столетия. В стране большое распространение получило частное коллекционирование, были заложены основы нескольких российских музеев, которые существуют и по сей день, сделаны ценнейшие приобретения, до сих пор остающиеся жемчужинами крупнейших художественных музеев страны. Достигнутые успехи очевидны, однако дифференциация культурной жизни страны в XVIII в. была еще так незначительна, что музейное дело трудно выделить из общекультурных и даже политических процессов. Первые немногочисленные музеи стали «точками роста», свидетельствами того, что Россия включилась в процесс формирования культуры Нового времени.