ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (по И. Гербарту).

Философ и педагог заложил основы теории воспитывающего образования, подразумевая под таким образованием выработку характера, что и является «делом школы». Образование, ограниченное сообщением сведений, не влияет на существующую совокупность представлений; лишь видоизменяя имеющиеся в детской душе представления, заставляя их образовывать новое единство, можно влиять на поведение ученика.

Изменчивые представления, составляющие содержание души, определяют характер. На учителе лежит обязанность наметить характер и связь представлений, составляющих содержание детской души, что будет предопределять поведение ребенка. Если ребенок приобрел первоначальные представления в достаточном объеме, если между ними установлены гармоничные связи, а из представлений, возникших на основе социального общения, были развиты добрая воля и чувства, тогда высоконравственный характер неизбежно сформируется.

Непосредственное назначение образования — снабдить ум представлениями, установить между ними соотношения, связать их между собой в единое целое с доброжелательством или симпатией — все это приведет к нравственным поступкам. Образование, таким образом, есть средство формирования нравственного характера. «Образование формирует круг мысли, Воспитание — характер», — считал Гербарт.

В деле образования большую роль играет развитие у учащегося многосторонних интересов. Для того чтобы сделать образование воспитывающим, необходимо развить многосторонний интерес, тогда каждый человек будет с любовью относиться ко всякой деятельности, но каждый должен быть виртуозом в одной, в той, какую предпочтет.

Чрезвычайно важно, чтобы у учеников возник интерес к школьным занятиям. Возбуждение интереса — это не только средство обеспечения внимания на уроке, но и путь, обусловливающий полное усвоение новых идей или представлений.

Задачей учителя является сочетание индивидуальности ученика с многосторонностью интересов, развитие интереса к деятельности так, чтобы в результате сформировался характер. Чтобы выполнить эту задачу, нужно позаботиться:

Ø о подборе подходящего содержания образования — предметов преподавания и социального общения;

Ø о выборе метода обучения, согласующегося с психологией ребенка.

Гербарт был убежден, что наилучшим материалом для обучения являются греческая и латинская литература и история. Вокруг них концентрируются другие учебные предметы, соответствующие психологическим особенностям ребенка.

Образование, имеющее целью развить многосторонний интерес, «должно повсюду указывать, связывать, обучать, философствовать».

Педагогом были выделены следующие стадии обучения: ясность видения предмета изучения, ассоциация, система, метод. Ясность видения — это восприятие предметов; ассоциация — восстановление в памяти старых представлений, что способствует подготовке к восприятию нового и сочетанию нового со старым; система — выделение из общего частных понятий и связь общего понятия с ранее приобретенным знанием; метод — нахождение приложения полученных представлений в деятельности. На основании выделения этих стадий определены три универсальные формы обучений: описательная, аналитическая и синтетическая. Все их необходимо применять в совокупности.

Важным разделом педагогики Гербарта является управление. Оно имеет своей целью поддержание порядка, является необходимым условием воспитания и включает в себя набор средств воздействия на детей. Это — надзор, угроза, приказания и запрещения, наказания, авторитет и любовь.

Каждое из этих средств имеет в виду «укрощение дикой резвости ребенка», которой он наделен. С целью управления детьми следует не оставлять им возможностей для того, «чтобы они творили глупости». Поэтому нужно занять свободное время ребенка каким-нибудь делом. Очень важным аспектом управления является любовь воспитателя к ребенку, а чтобы детей любить, их надо хорошо знать и понимать. С этой целью воспитателю следует изучить своих учеников, находить в детской душе доброе и опираться на положительные начала ученика в своей педагогической работе.

В случае необходимости нужно использовать наказания, систему которых Гербарт разработал достаточно детально, эта система широко применялась в немецких и русских гимназиях XIX в.

Можно сказать, что влияние Гербарта на развитие западной педагогики было достаточно широким, у него оказались последователи, составившие целое направление педагогической теории и практики— «гербартианство». Нашли поддержку его идеи о педагогике как научной дисциплине, о развитии многостороннего интереса, о воспитывающем обучении, о необходимости специальной подготовки педагогов.

Основные даты жизни и деятельности:

1776 — И.Ф. Гербарт родился.

1802—1841 — профессор Гёттингенского и Кёнигсбергского университетов.

1841 — уход И.Ф. Гербарта из жизни.

Основные работы:

1806 — «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания».

1816 — «Учебник психологии».

1831 — «Письма о приложении психологии к педагогике».

1835 — «Очерк лекций по педагогике».

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие педагогические проблемы, рассматриваемые в философских концепциях XIX в., оказались приоритетными для теории и практики образования в Западной Европе этого периода?

2. Какие глобальные идеи в области воспитания и образования нашли отражение в европейских социальных учениях XIX века? Представляют ли они интерес для современной педагогической науки?

3. Перечислите идеи К.Маркса и Ф. Энгельса, обусловившие последующее развитие школы и педагогики. Актуальны ли они сегодня?

4. Какие педагогические идеи, сформулированные и обоснованные педагогами и философами XIX в. (Г. Спенсер, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, И.Ф. Гербарт), остаются ведущими для современной общеобразовательной школы и в то же время могут вызывать критические замечания?

5. Чем объяснялось и характеризовалось широкое развитие в XIX в. реального образования и какими специфическими чертами оно отличалось от классического?

6. Совпадало ли развитие массового образования на западе с гуманистическими тенденциями общественного развития и развития педагогической мысли. Если нет, то в силу каких причин?

Литература:

Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособ. для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории педагогики. – Минск, 1971. – С.215 – 257.

Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.

Константинов, Н.А. История педагогики: учеб. для студ. пед. ин-тов/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. А.И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981.

Наши рекомендации