Требования к содержанию образования

11. Структура образовательных программ формируется из различных видов учебной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.
12. Образовательная программа бакалавриата содержит:
1) теоретическое обучение, включающее изучение циклов общеобразовательных, базовых и профилирующих дисциплин;
2) дополнительные виды обучения – различные виды профессиональных практик, физическую культуру, военную подготовку и др.;
3) промежуточные и итоговую аттестации.
При этом образовательные программы бакалавриата проектируются на основании модульной системы изучения дисциплин.
13. Реализация образовательных программ осуществляется на основе учебно-методических комплексов специальности и дисциплин.
Форма, структура и порядок разработки учебно-методических комплексов специальностей и дисциплин определяются организацией образования самостоятельно.
14. Учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат студентов и преподавателей, необходимых для достижения конкретных результатов обучения.
Кредиты отражают условную «стоимость» отдельных дисциплин и/или модулей (элементов) образовательной программы. В понятие общей трудоемкости входят: лекционные, практические (семинарские), лабораторные, студийные занятия, самостоятельная работа студентов, курсовые, расчетно-графические работы (проекты), все виды профессиональной практики, подготовка и прохождение итоговой аттестации.
15. Общая трудоемкость теоретического обучения определяется перечнем изучаемых учебных дисциплин.
16. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем каждой учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом дисциплина, как правило, оценивается объемом не менее 3 кредитов.
Допускается, как исключение, оценивание дисциплины в 2 кредита.
17. Каждая учебная дисциплина должна носить одно неповторяющееся название, за исключением физической культуры, языков.
18. Студенты осваивают каждую учебную дисциплину в одном академическом периоде, по завершении которого сдают итоговый контроль в форме экзамена, за исключением всех видов профессиональных практик, курсовых работ (проектов), по которым сдают дифференцированный зачет.
19. Во всех формах учебных планов используется единая система кодировки дисциплин, предусматривающая присвоение каждой дисциплине учебного плана соответствующего кода в символах буквенного и цифрового выражения.
20. В образовательные программы и учебные планы вузов обязательно включаются дисциплины, реализующие нормы действующих законодательств. К ним относятся государственный и русский языки (Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года «О языках в Республике Казахстан»), физическая культура (Закон Республики Казахстан от 2 декабря 1999 года «О физической культуре и спорте»), охрана труда (Трудовой Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года).
21. Цикл общеобразовательных дисциплин (ООД) состоит из дисциплин обязательного компонента и может включать компоненты по выбору. Циклы базовых дисциплин (БД) и профилирующих дисциплин (ПД) включают дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору.
22. Обязательный компонент выступает фундаментальным ядром образовательной программы, имеющим общекультурное, общегосударственное значение, и специальности в целом, которое обеспечивает единое образовательное пространство в стране.
Перечень дисциплин обязательного компонента определяется типовым учебным планом. Не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента. Исключение составляют сокращенные образовательные программы на базе технического и профессионального, послесреднего образования или высшего образования.
23. Компонент по выбору учитывает специфику социально-экономического развития конкретного региона и потребности рынка труда, сложившиеся научные школы в конкретном высшем учебном заведении, а также индивидуальные интересы самого обучающегося.
Перечень дисциплин компонента по выбору определяется вузом самостоятельно.
24. Содержание цикла ООД составляет 25 % от общего объема дисциплин типового учебного плана или 33 кредита и включает следующие дисциплины: История Казахстана, Философия, Казахский (Русский) язык, Иностранный язык, Информатика, Экология и устойчивое развитие, Политология, Социология, Основы экономической теории, Основы права, Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура.
При этом Физическая культура реализуется в рамках дополнительных видов обучения и не включается в общий объем кредитов цикла ООД.
25. В зависимости от специальностей отдельные дисциплины цикла ООД исключаются или переносятся в цикл БД. В этом случае высвобожденные кредиты передаются в компонент по выбору. Например, по специальностям группы «Право» дисциплина «Основы права» исключается; по экономическим специальностям группы «Социальные науки, экономика и бизнес» - дисциплина «Основы экономической теории» переносится из цикла ООД в цикл БД.
По отдельным специальностям группы «Гуманитарные науки», «Социальные науки, экономика и бизнес», «Естественные науки», «Технические науки и технологии» также применяются аналогичные подходы по одноименным дисциплинам цикла ООД. При этом высвободившиеся кредиты передаются в компонент по выбору.
В цикле ООД в качестве компонента по выбору рекомендуется использовать дисциплины: Культурология, Психология, Самопознание, Инновационный менеджмент за исключением специальностей, в которых данные дисциплины включены в обязательный компонент цикла базовых или профилирующих дисциплин.
26. Объем дисциплин цикла БД составляет 50 % от общего объема дисциплин типового учебного плана или 64 кредита, из них 20 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 44 кредита – на дисциплины компонента по выбору.
При этом компонент по выбору может формироваться как решением совета вуза, так и предложениями кафедр, обучающихся, работодателей.
27. В обязательный компонент цикла БД включаются дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» и «Профессионально-ориентированный иностранный язык» в объеме не менее 2 кредитов каждая.
Указанные дисциплины закрепляются совместно за языковыми и профилирующей кафедрой по соответствующей специальности.
28. Объем дисциплин цикла ПД составляет 25 % от общего объема дисциплин типового учебного плана или 32 кредита, из них 5 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 27 кредитов – на дисциплины компонента по выбору.
29. С учетом специфики отдельных специальностей по группам «Искусство», «Военное дело и безопасность», «Ветеринария», «Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)» основным критерием завершенности образовательного процесса в соответствии с пунктом 64 настоящего Стандарта может являться освоение студентами более 129 кредитов теоретического обучения. В этих случаях при сохранении содержания цикла ООД в объеме 33 кредитов общая трудоемкость циклов БД и ПД и соотношение между ними могут отличаться от установленных в пунктах 26 и 28 настоящего Стандарта.
30. Структура образовательной программы высшего образования приведена в таблице 1.

Таблица 1

Наименование циклов и дисциплин Общая трудоемкость
в контактных часах (по 50 мин.) в кредитах
Цикл общеобразовательных дисциплин (ООД)
1) Обязательный компонент
История Казахстана
Философия
Иностранный язык
Казахский (Русский) язык
Информатика
Экология и устойчивое развитие
Социология
Политология
Основы экономической теории
Основы права
Основы безопасности жизнедеятельности
2) Компонент по выбору
Цикл базовых дисциплин (БД)
1) Обязательный компонент
Профессиональный казахский (русский) язык
Профессионально-ориентированный иностранный язык
2) Компонент по выбору
Цикл профилирующих дисциплин (ПД)
1) Обязательный компонент
2) Компонент по выбору
Итого теоретического обучения
Дополнительные виды обучения (ДВО)
1) Обязательный компонент
Физическая культура
Профессиональная практика (ПП) (по видам) в зависимости от вида практики не менее 6*
2) Компонент по выбору
Итоговая аттестация
1) Написание и защита дипломной работы (проекта)
2) Государственный(е) экзамен(ы) по специальности (на 1 ГЭ)
П Р И М Е Ч А Н И Е:*По специальностям группы «Образование» от 6 до 20 кредитов;по специальностям группы «Технические науки и технологии» от 6 до 15 кредитов.При реализации профессиональных учебных программ высшего образования высшее учебноезаведение имеет право:1) переносить изучение дисциплин из одного семестра в другой, не нарушая логикуосвоения профессиональной учебной программы;2) увеличивать объем дисциплин обязательного компонента за счет дополнительных видовобучения;3) самостоятельно с учетом пререквизитов устанавливать сроки проведения практик

31. Организация образовательной деятельности осуществляется посредством планирования учебного процесса, содержания образования, выбора способов проведения учебных занятий, самостоятельной работы студентов, форм итогового контроля их учебных достижений.
32. Структура содержания образования определяется в соответствии с установленными требованиями к учетно-измерительным инструментам образования: учебным планам и программам, объему учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видам академических занятий, объему учебного материала.
33. Планирование и организация образовательной деятельности осуществляются на основе учебных планов.
Учебные планы подразделяются на типовые (ТУПл), индивидуальные (ИУП) и рабочие (РУП).
34. ТУПл разрабатываются по конкретным специальностям высшего образования на основе настоящего Стандарта и утверждаются уполномоченным органом в области образования.
В ТУПл определяется трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности (практики, государственных экзаменов, написания и защиты дипломной работы) в кредитах, а компонент по выбору по каждому циклу учебных дисциплин указывается общим количеством кредитов.
35. В дополнение к ТУПл ежегодно вузом разрабатывается каталог элективных дисциплин (КЭД), который представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору.
В КЭД отражают пререквизиты и постреквизиты каждой учебной дисциплины. КЭД должен обеспечивать студентам возможность альтернативного выбора элективных учебных дисциплин.
36. На основе ТУПл и КЭД по специальности студент с помощью эдвайзера составляются ИУП. ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого студента.
В ИУП включаются дисциплины обязательного компонента и виды учебной деятельности (практики, государственный экзамен, написание и защита дипломной работы (проекта) из ТУПл и дисциплины компонента по выбору из КЭД.
В целях недопущения хаотичного выбора студентами элективных дисциплин и реализации разработанных вузом образовательных программ рекомендуется в рамках КЭД представить на выбор студентам несколько образовательных траекторий – перечней элективных дисциплин и последовательности их изучения, позволяющих студенту «на выходе» в рамках специальности высшего образования освоить образовательную программу, ориентированную на конкретную сферу деятельности с учетом потребностей рынка труда и работодателей.
37. РУП разрабатывается на учебный год на основе ТУПл специальности и ИУПов студентов и утверждается руководителем организации образования на основании решения ученого совета.
В РУПе определяется перечень дисциплин на учебный год и их трудоемкость в кредитах, порядок изучения, виды учебных занятий и формы контроля, а также другие виды учебной деятельности (практики, государственный экзамен, написание и защита дипломной работы (проекта).
РУП служит основой для составления расписания учебных занятий и расчета трудоемкости учебной работы преподавателя.
38. Форма, структура, порядок разработки и утверждения КЭД, ИУП и РУП определяются высшим учебным заведением самостоятельно.
39. Содержание всех учебных дисциплин определяется учебными программами. Учебные программы подразделяются на типовые, рабочие, а также силлабусы.
40. Типовые учебные программы (ТУПр) разрабатываются по дисциплинам обязательного компонента и утверждаются уполномоченным органом в области образования.
41. Рабочие учебные программы и силлабусы (программы дисциплин для студентов) разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана и утверждаются высшим учебным заведением. При этом, их разработка по дисциплинам обязательного компонента осуществляется на основе ТУПр, а по дисциплинам компонента по выбору – вузом самостоятельно. Форма, структура, порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ и силлабусов определяются высшим учебным заведением самостоятельно.
42. Планирование содержания образования, способ организации и проведения учебного процесса осуществляется высшим учебным заведением самостоятельно на основе кредитной технологии обучения.
43. При кредитной технологии обучения увеличивается объем выполняемой студентами самостоятельной работы - работы по определенному перечню тем (в том числе отведенных на самостоятельное изучение), обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемых в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений, отчетов и др.
44. Самостоятельная работа подразделяется на два вида – на самостоятельную работу, которая выполняется под руководством преподавателя (СРСП), и на ту часть, которая выполняется студентами полностью самостоятельно (СРС).
45. СРСП является внеаудиторным видом работы студента, которая выполняется им в контакте с преподавателем, по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий.
46. Соотношение между СРСП и СРС в общем объеме самостоятельной работы определяется вузом самостоятельно.
В ходе СРСП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), контроль семестровых работ, отчетов и других видов заданий СРС.
47. Задача кредитной технологии обучения состоит в развитии у студентов способностей к самоорганизации и самообразованию. Соответственно реализуются следующие типовые циклы работы преподавателя и студентов.
1) Типовой единичный цикл работы преподавателя со студентами (РПС) включает следующие три основные функции.
Первая функция преподавателя – установочная (введение в тему, постановка цели, задач, описание практической полезности, сущности и взаимосвязи основных разделов содержания материала, рекомендаций по работе с учебно-методическими пособиями и др.). Этого должно быть достаточно для дальнейшей самостоятельной работы студентов.
Вторая функция преподавателя – консультативно-корректировочная. Она состоит в оказании консультативной помощи в реализации учебных действий в самостоятельной работе студентов, проведении индивидуальных консультаций и осуществлении соответствующих корректировочных действий. Данную функцию в образовательном процессе выполняют тьюторы.
Третья функция преподавателя – контрольно-оценочная. Она предполагает проведение оценивания знаний, умений и навыков студентов в различных формах (письменный или устный экзамен, тестирование и др.), организацию диалога по выявлению их основных затруднений, демонстрацию преподавателем «правильных» действий, взаимодействия, эталонных способов работы в позиции эксперта или контролера.
2) Типовой единичный цикл самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) включает следующие четыре основные функции.
Первая – предполагает реализацию активного восприятия студентами информации преподавателя, полученной в период установочных занятий по учебной дисциплине.
Вторая функция предполагает, что студенты самостоятельно, на основании рекомендаций преподавателя, изучают учебно-методические пособия, литературные источники, выполняют домашние задания, контрольные и курсовые работы и т.д.
На этом этапе от студентов требуется знание методов работы, фиксация своих затруднений, самоорганизация и самодисциплина.
Третья функция студентов состоит в анализе и систематизации своих затруднительных ситуаций, выявлении причин затруднений в понимании и усвоении ими учебного материала, выполнении других учебных действий. Студенты переводят неразрешимые затруднения в систему вопросов для преподавателя (ранжируют их, упорядочивают, оформляют), строят собственные версии ответов на эти вопросы.
Четвертая функция студентов состоит в обращении к преподавателю за соответствующими разъяснениями, советами, консультациями.
48. Вуз обеспечивает учебный процесс в полном объеме всеми необходимыми информационными источниками: учебниками, учебными пособиями, методическими пособиями и разработками по учебным дисциплинам, активными раздаточными материалами и указаниями по самостоятельной работе, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам.
Каждый студент обеспечивается справочником-путеводителем на весь период обучения.
49. При планировании учебного процесса вуз руководствуется нормами распределения компонентов образовательной программы бакалавриата согласно приложениям 1 (для бакалавриата) и 2 (для высшего специального образования) к настоящему Стандарту.

Наши рекомендации