Подходы к пониманию и осмыслению психики в российской
И зарубежной науке
Зарубежная психологическая наука придерживается различных подходов к осмыслению психики человека: психоаналитического (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористского (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистского (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистического (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс) и др.
Психоанализ – одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Оно основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К.Г. Юнг, а позднее неофрейдистами, такими как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.
Бихевиоризм (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.) – направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования, сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S-R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования.
Когнитивизм (У. Найссер, А. Пайвио) – направление развития психологической мысли за рубежом, исследующее психологические явления, характеризующиеся пониманием человеком, группой окружающего мира. Само это понимание считается проявлением побуждений людей. Основное понятие когнитивистской психологии – «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. В итоге когнитивистской психологией были выявлены характеристики, присущие познавательной деятельности: избирательность, предметность, определяемость средой и т. д.
Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Кёллер) – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Восприятие как психический познавательный процесс, например, у гештальтпсихологов, не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. По их мнению, внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. Понятия фигуры и фона важнейшие в гештальтпсихологии.
Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу) – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е годы XX в. и противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму. Индивидуальность в нем рассматривается как интегрированное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален, а его агрессия, насилие и т. п. возникают как результат воздействия окружающей среды.
Трансперсональная психология – новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическим сознанием», т. е. формами особого духовного опыта, требующим взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.
Все эти направления коренным образом отличаются друг от друга, по-своему обслуживают практику деятельности и общения людей на Западе, их нужно всегда правильно осмысливать и принимать во внимание.
Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики. В разное время она по-разному развивалась. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П. П. Блонский, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет. В 60 – 80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Небылицын, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Б. М. Теплов и др.
В настоящее время, отвечая потребностям практики, отечественная психология уделяет особое внимание современным проблемам: деловому общению, менеджменту, деятельности в профессии, консультированию, различным тренингам и т. д.
Практические задания
Задание 1. Прочитайте отрывки из трактата Аристотеля «О душе». Философ систематизировал имевшиеся в то время взгляды на понимание души и психических процессов и обосновал свои идеи. В чем суть «функционального» определения души, по Аристотелю?
«Душа есть энтелехия (осуществленность, действительность, фактическая данность) естественного тела (материи), обладающего жизнью (т. е. имеющего в самом себе начало движения и покоя). Душа – форма для потенциально живой материи; материя, облекаясь в форму (энтелехию), оформляется в живую сущность.
О жизни: нечто живет, когда у него наличествует хотя бы один из признаков: 1) ум, 2) ощущение, 3) движение и покой в пространстве, 4) движение в смысле питания, упадка и роста. (Душа – начало этих способностей, начало жизни.)
Только последняя способность может существовать отдельно от остальных (и без них). Одной этой (растительной) способностью обладают растения. Остальные способности (присущие животным) без растительной осуществиться не могут. Чтобы иметь возможность ощущать, двигаться или думать, существо должно прежде всего питаться и расти.
Если растениям присуща только растительная способность, то другим существам, кроме растительной, еще, по крайней мере, способность ощущения, из которой проистекает способность испытывать удовольствие – неудовольствие и стремиться к приятному. Способность стремления, которая есть желание, страсть, воля, и отличает животное от растения. Животное благодаря способности ощущать оказывается способным отбирать то, что полезно для его питания и роста, заботиться о себе.
Итак, «базисной» для существования растения является одна растительная способность. Для животного «базис» составляют растительная способность и способность ощущения, которая прежде всего служит поддержанию первой – растительной – способности.
Из всех же ощущений для исполнения последней функции необходимо, прежде всего то, которое связано с питанием, с пищей, и это чувство – осязание. Из чувств всем животным присуще прежде всего осязание. Подобно тому, как способность к питанию возможна отдельно от осязания и всякого (другого) чувства, так и осязание возможно отдельно от других чувств». Различные животные обладают (и не обладают) разными как способностями, так и чувствами, и некоторые «имеют только одно, самое необходимое – осязание».
Таким образом, самый «первоосновной базис» животного – это способность расти плюс осязание (далее могут добавляться другие чувства, помимо осязания, а также способность двигаться и мыслить – все, что составляет свойства души (живого). Все животные питаются чем-то сухим или влажным, теплым или холодным – и это воспринимается посредством осязания. «Ни звук, ни цвет, ни запах ничего не прибавляют к питанию. Что касается вкуса, то он – одно из осязательных ощущений. Голод и жажда – это желание, а именно: голод – желание сухого и теплого, жажда – холодного и влажного, вкус же есть как бы приправа к ним».
Итак, растительная душа – самая общая. Без растительной способности не может существовать способность ощущения, зато у растений растительная способность существует без других. Кроме того, без осязания не может быть других чувств, а осязание без других бывает. Из наделенных ощущениями существ одни способны передвигаться, другие – нет. Тем, кто способен рассуждать, присущи и все остальные способности (обратное неверно). Так расширяется круг способностей живого существа.
Об ощущениях (осязание в ряду других чувств). Общее для них то, что любое ощущение бывает, когда существо приводится в движение и что-то испытывает. «Первое изменение ощущающего возникает от родившего его; родившись, оно уже имеет (в возможности) ощущение таким же образом, как знание».
Ощущаемое – то, что воспринимается одним чувством (цвет, звук, вкус), не может быть воспринято другим. Осязание при этом «различает много разного рода свойств». Есть вещи, которые воспринимаются не одним чувством, а «общи им всем». Общее ощущаемое – движение, покой, число, фигура, величина.
Ощущение возникает при воздействии. А воздействие исходит не от самого ощущаемого предмета, а от среды. Без нее ощущение невозможно. (Среда присутствует и в случае осязания, хотя это и неочевидно.)
Предмет зрения «видимое», прежде всего цвет. Он видим сам по себе, он приводит в движение среду, «прозрачное», а прозрачное в действии (в осуществленности, в энтелехии) – это свет (там, где прозрачное лишь в возможности, там тьма). Видимое при свете «это цвет».
Похоже и для других чувств. Предмет слуха – звук, среда здесь – воздух или вода. Звук в возможности: у одних тел его нет (губка, шерсть), у других есть (медь, гладкие плотные тела). Различия звучащих тел выявляются в действии. Показательно, что названия этих звуков часто даются по сходству с осязаемым и его действием (например, острый звук пронзает, тупой звук теснит).
Для запаха среда – некое неназванное свойство, присущее воздуху и воде, подобное прозрачному для цвета. Обоняние человека весьма несовершенно. Названия здесь тоже часто выбираются по аналогии со вкусом, который развит у человека гораздо лучше и является своего рода осязанием.
Вообще же в осязании человек намного превосходит животных, поэтому он – самое разумное из всех существ. И одаренность человека зависит от этого органа чувств: у людей с более плотным телом – с умом похуже, чем у людей с более мягким телом. Ощущаемое на вкус есть нечто осязаемое; в этом причина того, что оно воспринимается не через посредство постороннего тела.
Вопрос: что для осязания является такой же основой, как звук, например для слуха? И что такое орган осязания – сама плоть или он находится где-то внутри? Аристотель средой считает здесь язык и плоть. Через них орган осязания воспринимает осязаемое. Если бы сам орган соприкоснулся с осязаемым, то ничего не почувствовал бы, подобно тому, как если белое положить на сам глаз, то последний цвета не увидит – нет среды.
Орган же осязания находится внутри. То, что воздействует на орган, делает его таким, каково само воздействующее в действительности, потому что он таков в возможности. Теплого и холодного, твердого и мягкого мы не ощущаем, когда они одинаковы с нашими органами, а чувствуем, когда они отличаются – до определенного момента. Крайности уже тоже неощутимы (слабоощутимы, с одной стороны, и разрушительны – с другой): любое чувство способно воспринимать формы ощущаемого без его материи. Ощущение испытывает что-то от предмета, имеющего цвет, ощущаемого на вкус, производящего звук и т. п., не потому что под каждым таким предметом подразумевает конкретный предмет, а поскольку этот предмет имеет определенное качество. Предмет воспринимается как качество, оно же – форма (logos). Этой способностью – отделять форму от материи – и обладает изначальный орган чувств. Растения не ощущают, так как воспринимают формы вместе с материей.
Не может быть органа чувств для восприятия общих свойств (таких как движение, покой, фигура, величина, число, единство) – они воспринимаются каждым чувством привходящим образом. Все это мы воспринимаем при посредстве движения (величину, фигуру) или как отсутствие движения (покой); число – отрицание непрерывности, воспринимаемое лишь каким-нибудь отдельным чувством.
Душа – это все сущее, т. е. воспринимаемое чувствами (ощущение), либо постигаемое умом (знание). Душа подобна руке: рука – орудие орудий, душа – форма форм, ощущение же – форма ощущающего. При этом, поскольку постигаемое умом содержится в чувственно воспринимаемых формах, существо, не имеющее ощущений, ничему не научится и ничего не поймет. Мышление без представлений невозможно, а представления – это как бы предметы ощущения, только без материи.
Животное имеет две способности души: различение (с помощью ощущений и размышлений) и приведение в движение. Что же в душе отвечает за последнее? Это способность стремления: в разумных существах – управляемая волей, в неразумных – желанием (страстью). Вообще же способным стремиться оказывается лишь существо, обладающее воображением, а воображение у высших животных связано с разумом, у низших же – с чувственным восприятием. А если у животного есть только одно ощущение – осязание? Возможно ли у него воображение? Очевидно, что оно испытывает удовольствие – неудовольствие; и, значит, у него есть желания. Воображения же, как соответственно и движения, существуют у него в неопределенном виде (и связаны исключительно с чувственным восприятием). Вообще же существует три вида движения: движение, сообщаемое воле стремлением; движение, сообщаемое стремлению волей; движение, сообщаемое одним стремлением другому стремлению.
Итак. Всему, что живет, нужно иметь растительную душу от рождения до смерти. Ощущение необходимо и потому свойственно всем животным. В природе все не напрасно: если бы способное к передвижению не обладало чувством, оно бы погибло.
Осязание – то единственное чувство, без которого не может существовать ни одно животное. Без осязания же не может быть и никакого другого чувства, ведь все они существуют для блага: видеть, слышать, чувствовать приятное и неприятное на вкус, а осязание – для жизни: его утрата приводит к гибели. Осязание необходимо животному для питания, для различения того, к чему оно прикасается. Осязание воспринимает самые разные качества. Поэтому его орган не может состоять из одного элемента (т. е. иметь простое тело), например земли (в античности признаются первоосновные элементы, из которых состоит материя: например, это могут быть четыре элемента – вода, воздух, земля, огонь). Состоящие, скажем, из одной земли волосы, кости, растения не способны осязать».
Задание 2. Рассмотрите виды наблюдений, представленные на рис. 2. Определите виды наблюдений, которые условно можно отнести к «житейским» методам психологического знания. Ответ обоснуйте.
Рис. 2. Виды наблюдений
Вопросы для самостоятельной работы
1. В чем различие житейской и научной психологии?
2. Каковы методы психологической науки?
3. Какие этапы прошла в своем развитии психологическая наука?
4. Дайте характеристику основных школ западной психологии.
5. Проанализируйте особенности основных школ отечественной психологии.
6. В чем различие подходов к пониманию и осмыслению психики в российской и зарубежной науке?
7. В чем состоят особенности современного этапа в развитии отечественной психологии?
Используемая и рекомендуемая литература
1. Аристотель. О душе / Аристотель // Сочинения : в 4 т. // пер. П. С. Попова, испр. и доп. М. И. Иткиным; примеч. А. В. Сагадеева. – Москва, 1976 . – Т. 1. – С. 371 –448.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию : учеб.пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва : ЧеРо, Юрайт, 2002. – 178 с.
3. Калюжный, А. С. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов / А. С. Калюжный. – Нижний Новгород : НГПУ, 2007. – 380 с.
4. Крысько, В. Г. Психология и педагогика : курс лекций / В. Г. Крысько. – Москва: ОМЕГА, 2006. – 368 с.