Тема 8. профессиональный портрет учителя истории
1. Прочитайте фрагменты художественных произведений, посвященных школьным учителям истории. Какие черты характера, качества личности, профессиональные умения отмечали писатели в педагогах-историках России?
Н.В.Гоголь. Ревизор (1836)
Городничий: ...А вот вам, Лука Лукич, так, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием...
То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось.
Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне.
Лука Лукич: Да, он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал... Говорит: «Как хотите, для науки я жизни не пощажу!..
Н.Г.Гарин-Михайловский. Гимназисты (1895)
Среди немногих заслуживающих внимание учителей гимназии был учитель истории Леонид Николаевич Шатров.
Он давно завоевал себе популярность между учениками и своей молодостью, и мягкими приемами, и тем одухотворенным, что так тянет к себе молодые, нетронутые сердца. Леонид Николаевич постепенно привлек к себе всех, так что в старших классах ученики относились к нему с уважением и с любовью.
Леонид Николаевич очень любил свой предмет. Любя, он заставлял и соприкасавшихся с ним любить то, что любил сам.
В тот урок, когда он, сделав перекличку, скромно подымался и, закладывая прядь волос за ухо, говорил, спускаясь со своего возвышения: «Я сегодня буду рассказывать», — класс превращался в слух и готов был слушать его все пять уроков подряд. И не только слушали, но и аккуратно записывали все его выводы и обобщения.
Манера говорить у Леонида Николаевича была какая-то особенная, захватывающая. То, расхаживая по классу, увлеченный, он группировал факты, для большей наглядности точно хватая рукой их в кулак своей другой рукой, то переходил к выводам и точно вынимал их из зажатого кулака взамен тех фактов, которые положил туда. И всегда получался ясный и логичный вывод, строго обоснованный.
В рамках научной постановки вопроса, более широкой, чем программа гимназического курса, ученики чувствовали себя и удовлетворенными, и польщенными. Леонид Николаевич пользовался этим и организовал добровольную работу. Он предлагал темы, и желающие брались, руководствуясь указанными им источниками и своими, если боялись одностороннего освещения вопроса.
К.Г.Паустовский. Далекие годы (1946) (автобиографическая повесть о гимназических годах писателя в начале века)
Старик Клячин открыл нам историю Западной Европы. Худой, в расстегнутом сюртуке, всегда небритый, с большим кадыком, с прищуренными и ничего не видящими глазами, Клячин говорил хрипло, резко, обрывками фраз.
Он бросал слова, как комья глины. Он лепил ими живые статуи Дантона, Бабефа, Марата, Бонапарта, Луи-Филиппа, Гамбетты.
Негодование клокотало у него в горле, когда он говорил о девятом термидоре или о предательстве Тьера. Он забывался до того, что закуривал папиросу, но, опомнившись, тотчас гасил ее о ближайшую парту.
Клячин был знаток французской революции. Существование этого учителя в тогдашней гимназии было загадкой. Иногда его речь подымалась до такого пафоса, будто он говорил не в классе, а с трибуны Конвента.
Он был живым анахронизмом и вместе с тем самым передовым человеком из наших учителей. Временами казалось, что это последний старый монтаньяр, чудом проживший 100 лет и очутившийся в Киеве. Он избежал гильотины и смерти в болотах Гвианы и не потерял ни капли своего сурового энтузиазма.
Изредка Клячин уставал. Тогда он рассказывал нам о Париже времен революции — о его улицах и домах, о том, какие горели тогда на площадях фонари, как одевались женщины, какие песни пел народ, как выглядели газеты.
Многим из нас после уроков Клячина хотелось перенестись на столетие назад, чтобы быть свидетелями великих событий, о которых он нам рассказывал.
М.С.Шагинян. Билет по истории (1970) (рассказ советской писательницы о выпускном экзамене по истории В.Ульянова в 1887 г.)
Учитель истории был придира и составил билеты заковыристо. Многие его вопросы... никак не решались по Иловайскому, а нужно было помнить, что говорил учитель, или искать самому в словарях да пособиях...
По странному капризу судьбы, заковыристый историк составил один такой билет, где, словно с умыслом, по всей мировой истории проходят вопросы, касающиеся узловых точек революции и классовой борьбы. Первый вопрос в билете — об ушедших на гору римских плебеях, боровшихся за свои права с гордыми римскими патрициями. И Карл IV, наводивший ужас на весь класс, тоже оказался в этом билете...
►Как вы считаете, действительно у В.Ульянова был плохой учитель истории? О каких сторонах его педагогической деятельности говорится в рассказе неодобрительно?
►Кому, как вы поняли, принадлежит оценочное суждение «заковыристый историк»: М.С.Шагинян, гимназистам, чиновникам образования?
►Соотнесите методику преподавания учителя гимнации, где учился В.Ульянов, с общественно-политической ситуацией в России в конце 80-х годов XIX в.
В.Ф.Тендряков. 60 свечей (1980) (рассказ написан от имени Николая Степановича Ечевина, учителя истории с сорокалетним стажем, отмечающего свое 60-летие)
Я преподаю историю в 7—10-х классах. Люблю историю... Когда-то к событиям давно минувших веков я относился с молодой страстностью. Я лютой ненавистью ненавидел Святополка Окаянного и восторженно почитал Святослава Игоревича. Все столетия были переполнены моими личными друзьями и недругами. Детское неравнодушие, им частенько болеют даже прославленные историки.
Давно уже нет у меня личного отношения к Святополку Окаянному. Плох он или хорош, наивный вопрос. Он просто часть того времени, той далекой жизни, той почвы, из которой выросли мы с вами. Если бы Иван Калита оказался человеком благородным, то вряд ли ему удалось бы под татарским игом сколотить сильное Московское княжество. Беспринципная лесть и неразборчивое ловкачество — оружие Калиты. Не будь его, как знать, сколь долго существовала бы еще татарщина и как бы выглядела теперь наша Россия?
Люблю историю такой, какая есть! Что бы ни случилось со мной, со страной, со всем миром, я уже знаю — бывало и не такое, ничему не удивляюсь. Люблю историю и заставляю серьезно, не по-детски любить ее своих учеников.
Раз в неделю они должны мне написать сочинение. Тема может быть самой неожиданной. По программе ты проходишь революцию 1905 г., а я прошу написать тебя об Иване Грозном. Ты должен знать все, что в веках предшествовало этой революции, даже то, что, казалось бы, никоим образом не было с нею связано.
Меня считают беспощадным учителем, зато скажу не хвастаясь: мои ученики всегда поражают на экзаменах широтой знаний.
►Изменился ли учитель истории в советское время? Что, на ваш взгляд, отличает его от своих коллег в XIX веке?
►Что в характере, поведении, размышлениях Н.С.Ечевина, по вашему мнению, может быть отнесено на счет российской ментальности, традиций отечественной педагогики, особенностей истории как науки и учебного предмета?
Г.Полонский. Доживем до понедельника (1970-е).Урок истории в девятом классе ведет Мельников Илья Семенович.
…Теперь у доски Костя Батищев. Отвечает уверенно, спокойно:
- Вместо решительных действий Шмидт посылал телеграммы Николаю II, требовал от него демократических свобод. Власти успели опомниться, стянули в Севастополь войска, и крейсер Очаков был обстрелян и подожжен. Шмидта казнили. Он пострадал от своей политической наивности и близорукости. Пользы от его геройства было немного…
- Бедный Шмидт! – с горькой усмешкой произнес Мельников и закрыл глаза рукой. – Если б он мог предвидеть этот посмертный строгий выговор…
- Что, неправильно? – удивился Костя.
Мельников не ответил, в проходе между рядами пошел к последней парте, к Наташе. И вслух пожаловался ей:
- То и дело слышу: «Жорес не понимал…», «Герцен не сумел…», «Толстой не допонял…». Словно в истории орудовала компания двоечников…
И уже другим тоном спросил у класса:
- Кто может возразить, добавить?.. В учебнике о нем всего пятнадцать строчек, - заметил он вежливо.
- Что же это был за человек – лейтенант Шмидт Петр Петрович? – И сам ответил, любуясь далеким образом: - Русский интеллигент. Умница. Артистическая натура – он и пел, и превосходно играл на виолончели, и рисовал … что не мешало ему быть храбрым офицером, профессиональным моряком. А какой оратор!.. Но главный его талант – это дар ощущать чужое страдание более остро, чем свое. Именно из такого теста делаются бунтари и поэты…
Остановившись, Мельников послушал, как молчит класс. И продолжил тем тоном, каким сообщают важнейший из аргументов:
- Знаете, сорок минут провел однажды в поезде с женщиной и влюбился в нее без памяти, навек – то ли в нее, то ли в образ, который сам выдумал. Красиво влюбился!
Сорок минут, а потом были только письма. Сотни писем… Читайте их. Они опубликованы, и вы не посмеете с высокомерной скукой рассуждать об ошибках этого человека!..
- Петр Петрович Шмидт был противником кровопролития, - продолжал Мельников. – Как Иван Карамазов у Достоевского, он отвергал всеобщую гармонию, если в ее основание положен хоть один замученный ребенок… Все не верил. Не хотел верить, что язык пулеметов и картечи – единственно возможный язык переговоров с царем. Бескровная гармония… наивно? Да. Ошибочно? Да. Но я приглашаю Батищева и всех вас не рубить с плеча, а почувствовать высокую себестоимость этих ошибок!..
Напрягся класс: учитель не просто объясняет – он обижается, негодует, переходит в наступление…
- Послушай, Костя, - окликнул Илья Семенович Батищева…- Вот началось восстание, и не к Шмидту – к тебе, живущему шестьдесят лет назад, приходят матросы… Они говорят: «Вы нужны флоту и революции». А ты знаешь, что бунт обречен, что ваш единственный крейсер без брони, без артиллерии, со скоростью восемь узлов – не выстоит. Как тебе быть? Оставить матросов одних под пушками адмирала Чухнина? Или идти и возглавить мятеж и стоять на мостике под огнем и наверняка погибнуть…
- Итак, - Илья Семенович повысил голос, требуя тишины, - был задан вопрос: какой смысл в поступке Шмидта, за что он погиб…
- Да ясно за что! – нетерпеливо перебил Михейцев. – Без таких людей революции не было бы…
Положив руку на плечо Михейцева, тем самым укрощая его и одобряя, Мельников продолжал:
- Он сам объяснил это в своем последнем слове на военном суде. Так объяснил, что даже его конвоиры, эти два вооруженных истукана, ощутили себя людьми и отставили винтовки в сторону…
Он достал из портфеля книгу – она называлась «Подсудимые обвиняют» - и, листая ее в поисках нужной страницы, снова проговорил задумчиво:
- Пятнадцать строчек…
►Почему герой повести и одноименного фильма стал своих современников «Учителем года»? Что, на ваш взгляд, отличало его от своих коллег, не менее трепетно относившихся к истории, к своей профессиональной работе и к ученикам?
А.Т.Аверченко. Рассказы о старой школе: невозможное (1916)
Учитель истории Максим Иванович Тачкин сидел склонив голову к журналу и тихо, зловеще перелистывал его.
— Вызовем мы... ну, хотя бы... Синюхина Николая!
Синюхин Николай побледнел, потупил голову, приблизился к кафедре и открыл судорожно искривленный рот.
— Ну-с? — поощрил его Тачкин.
— Я урока не знаю... — смотря в окно, испуганно заявил Синюхин.
— Да? — наружно удивился Тачкин. — Почему? Не можешь ли ты мне объяснить?..
Синюхину Николаю нужно было объяснить, что система «от сих до сих» и «повторить то, что было задано в прошлую среду» — настолько сухая система, что она никак не могла заинтересовать Синюхина.
Но Синюхин не хотел откровенничать с учителем... «Воображаю, как он сейчас ненавидит меня. Воображаю, что бы он сделал со мной, если бы я был на его месте, а он — на моем»...
«— ...Должен вам заявить, что ваше отношение к делу — ниже всякой критики!
— Почему же, Николай Степаныч? — опустил голову учитель Тачкин. — Кажется, уроки я посещаю аккуратно.
— Да черт ли мне в этой вашей аккуратности! — нервно вскричал Синюхин Николай. — Я говорю об общем отношении к делу. Ваша сухость, ваш формализм убивают у учеников всякий интерес к науке. Стыдитесь! У вас такой интересный, увлекательный предмет — что вы из него сделали? История народов преподается вами как какое-то расписание поездов. А почему? Потому, что вы не учитель, а сапожник. Ни дела вашего вы не любите, ни учеников. И будьте уверены — они народ чуткий и платят вам тем же».
►Почему такого учителя можно встретить в любое время? Как вы думаете, почему учителя «превращаются в сапожников»?
2.В предлагаемом опросном листе, составленном с целью изучения психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности учителя, обведите подходящие вам варианты ответов (при совпадении 2—3 вариантов обведите ответы во всех колонках).
Вопросы | Варианты ответов[1] | |||
ЭИС | ЭМС | РИС | РМС | |
Вы составляете подробный план урока? | нет | да | нет | да |
Вы планируете урок лишь в общих чертах? | да | нет | да | нет |
Часто вы отклоняетесь от плана урока? | да | да | да | нет |
Отклоняетесь ли вы от плана урока, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? | нет | да | да | да |
Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? | да | да | да | нет |
Вы постоянно следите за тем, как усваивается материал в процессе объяснения? | нет | да | да | да |
Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? | нет | да | да | да |
В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого ученика? | нет | нет | да | да |
Вы всегда добиваетесь, чтобы ученик сам исправил свой ответ? | нет | да | да | да |
Всегда ли вы добиваетесь, абсолютно правильных ответов? | нет | да | да | да |
Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? | да | да | нет | нет |
Вы часто меняете виды работы на уроке? | да | да | нет | нет |
Допускаете ли вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового? | да | да | нет | нет |
Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? | да | да | нет | нет |
Вы постоянно следите за активностью учащихся во время опроса? | нет | нет | да | да |
Могут ли неподготовленность или настроение учащихся вывести вас из равновесия? | да | да | нет | нет |
Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? | да | да | нет | нет |
Вы всегда укладываетесь в рамки урока? | нет | нет | да | да |
Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали или выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок, не подглядывая в учебник? | нет | да | нет | да |
Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? | нет | да | да | да |
Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым учащимся? | да | нет | нет | нет |
Часто ли вы поощряете учеников за хорошие ответы? | да | да | да | нет |
Часто ли порицаете учащихся за плохие ответы? | нет | да | нет | да |
Часто ли контролируете знания учащихся? | нет | да | да | да |
Часто ли вы повторяете пройденный материал? | нет | да | да | да |
Вы можете перейти к изучению новой темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен учениками? | да | нет | нет | нет |
Как вы думаете, учащимся обычно интересно на ваших занятиях? | да | да | да | нет |
Как вы думаете, учащимся обычно приятно у вас на уроках? | да | да | да | нет |
Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? | да | да | нет | нет |
Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? | нет | да | нет | да |
Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? | нет | да | нет | да |
Вас отвлекает рабочий шум на уроке? | нет | да | нет | да |
Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? | нет | да | нет | да |
Обработка результатов: подсчитайте количество обведенных вариантов ответов в каждой вертикальной колонке (ЭИС, ЭМС, РИС, РМС). Колонка с максимальным количеством выделенных вариантов ответов соответствует вашему стилю педагогической деятельности.
Содержательная интерпретация результатов:
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно подавать учебный материал, умением увлечь учеников предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает чрезвычайно благоприятный психологический климат.
Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся), недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность и завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая вашу чрезмерную зависимость от ситуаций на уроке.
В результате у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.
Рекомендации. Несколько увеличьте количество времени, отводимого объяснению нового материала. В процессе объяснения нового материала тщательно контролируйте, как он усваивается учащимися, для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы. Регулярно контролируйте знания учащихся, для этого им можно систематически давать небольшие проверочные работы. Никогда не переходите к изучению следующей темы, не будучи уверенными, что предыдущая усвоена всеми учащимися.
Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не избегайте «скучных» видов работы: отработки правил, повторения.
Старайтесь активизировать учащихся не внешней привлекательностью, а вызывая у них интерес к особенностям самого предмета.
Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь действительно правильного ответа, никогда не исправляйте ошибки сразу: пусть ученик сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.
Повышайте требовательность, следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания в учебник.
Старайтесь подробно анализировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность.
Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподавать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям самого предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.
В результате у ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью, сформированными навыками учения.
Однако вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.
Рекомендации. Старайтесь меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый исправил и детально оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте только тогда, когда это действительно необходимо. По возможности, старайтесь проявить больше сдержанности.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподавать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.
У ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения.
Однако вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.
Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформулировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность вашей работы. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире варьируя разнообразные методы работы.
Рекомендации. Чаще практикуйте коллективные обсуждения, проявляйте больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем. Проявляйте больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго требуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.
Рассуждающе-методический стиль (РМС). Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учеников, высокой требовательностью.
Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной деятельности учащихся, нестабильное отношение к учащимся.
В результате у ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на ваших уроках для многих из них утомительно и не всегда интересно. На ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.
Рекомендации. Чаще поощряйте хорошие ответы, менее резко порицайте отрицательные. Ведь от эмоционального состояния ваших учеников в конечном счете зависит и результат обучения.
Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.
Протасова И.А.Непрерывная педагогическая практика студентов исторического факультета: концепция, программа, методические материалы. Приложение 3. — Екатеринбург: УрГПУ, 1998. — С. 85—92.
3.Напишите эссе-воспоминание «Мой школьный учитель истории».
4. Составьте список телепередач или книг на неделю, которые, вы считаете, необходимо посмотреть («Моя теленеделя») или прочитать («Моя книжная полка»).
Обменяйтесь этими списками в группе и проанализируйте их на предмет познавательных и профессиональных интересов вашего коллеги.
5.Проведите дискуссию на тему «Профессиональный портрет и личностные качества современного учителя истории».
Примерные направления и вопросы:
1). «Профессиональный портрет» учителя истории как отражение современного состояния подготовки и повышения квалификации педагога-историка.
· В чем заключаются достоинства и недостатки подготовки студентов исторических факультетов к педагогической работе в школе?
· В чем состоят проблемы и перспективы развития системы повышения квалификации педагогов-историков?
· Каковы возможные и желательные формы послевузовского образования и самообразования школьных учителей истории?
2). Какова демографическая структура профессии «учитель истории» в Российской Федерации и конкретно в вашем регионе? Чем она объясняется? Каковы возможные пути ее улучшения?
3). Каковы основные черты характера и компоненты «профессионального портрета» учителя, необходимые в условиях модернизации школьного исторического образования?
Сгруппируйте их по следующим направлениям в таблице 1.
Таблица 1
Направления | Черты характера, качества личности, компоненты профессионального портрета учителя истории |
Общая культура | |
Гражданские качества | |
Общепрофессиональная культура | |
Специальные качества | |
Личностно-психологические особенности |
[1] Расшифровку аббревиатур далее, в разделе «Содержательная интерпретация результатов»