II. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают стихотворение Ю
Учащиеся читают стихотворение Ю. Коринца «Волшебное письмо».
III. Артикуляционная и речевая разминка
1. «Индюк» (учащиеся водят широким передним краем языка
по верхней губе из стороны в сторону, сначала медленно, затем
быстро, добавляя голос).
2. Чтение скороговорки с отчетливым произношением звуков.
Осип охрип, Архип осип.
IV. Вступительное слово учителя
— Ребята, посмотрите внимательно, что нарисовано на доске? Это родовое дерево. Каждый из вас — вершина своего дерева, его маленькая веточка, так как вы самые младшие в семье. А ваши родители, бабушки и дедушки — это могучие стволы и корни вашего семейного дерева.
V. Повторение изученного
1. Учитель читает сказку.
Лепесток и Цветок
Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар.
В Цветке сорок два лепестка. И вот один Лепесток возгордился:
— Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый
главный. Вот возьму и уйду — что мне?
Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Спрятался он в кустиках розы и смотрит, что будет делать Цветок.
А Цветок как ни в чем не бывало улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей.
Пошел Лепесток по лесной тропинке, встречает Муравья.
— Ты кто? — спрашивает Муравей.
—Я — Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
—Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких
ножках, как у тебя, — не знаю.
Ходил-ходил Лепесток до вечера и засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного Лепестка — Цветок. А Лепесток без Цветка — ничто.
В. Сухомлинский
2. Анализ произведения.
—Что сделал один лепесток?
—Смог ли жить Лепесток без Цветка?
—Какова главная мысль произведения?
3. Слово учителя.
—В семье все связаны друг с другом и только все вместе сильны. В одиночку жить трудно. Только в дружной семье, в единстве с родными человек по-настоящему счастлив. У кого в семье живут
бабушки, дедушки? (Ответы детей.)
—Вот какая большая у вас семья — три поколения живут вместе. Все заботятся друг о друге. Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Она и вкусно накормит, и пожалеет, и приласкает. Шершавые от работы, но очень теплые,ласковые бабушкины руки снимут все заботы, уберегут от не приятностей.
4. Ученик читает стихотворение.
Если бабушка сказала:
— То не трогай, то не смей! —
чНадо слушать, потому что
Дом наш держится на ней!
Мы без бабушки однажды
Приготовили обед,
Сами вымыли посуду—
И с тех пор посуды нет!
Посвящает воспитанью
Папа свой свободный день!
— В этот день, на всякий случай,
Прячет бабушка ремень.
Ходит в школу на собранья,
Варит бабушка бульон!
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.
М. Танич
— Милые, добрые, немного ворчливые, но всегда справедливые бабушки и дедушки.
4. Повторение изученных произведений.
— Давайте вспомним произведения о бабушках и дедушках,с которыми мы познакомились на уроках чтения.
— Чему учат эти произведения?
— Какое произведение вам больше всего понравилось? Почему?
— Ваши родители, хотя бывают иногда строги из-за вашего непослушания или от усталости, тоже нуждаются во внимании и заботе. Они любят вас. Сделайте небольшую уборку в квартире, уберите вещи, разложите игрушки по местам, вымойте посуду — эти небольшие дела всегда будут радовать бабушек, дедушек и родителей.
5. Учащиеся читают стихотворение.
Попробуй волшебником стать
Стать добрым волшебником — И ты обернулся
Ну-ка попробуй! Ретивым конём —
Тут хитрости Галопом сестрёнка
Вовсе не нужно особой: Помчалась на нём!
Понять и исполнить Хоть мама
Желанье другого — Ещё не вернулась с работы,
Одно удовольствие. Нетрудно узнать
Честное слово! Её думы, заботы:
На клумбе — цветок. «Вернусь,
Его листья повисли. Хорошо бы пошить, почитать...
Грустит он... О чём? Да надо с уборкой
Угадал его мысли? Возиться опять».
Он хочет напиться. И ты совершаешь
Эй, дождик, — полей!.. Весёлое чудо —
И дождик струится Пол засверкал,
Из лейки твоей. Засияла посуда!
А что же сестрёнка И ахнула мама,
Скучает в сторонке? Вернувшись домой:
Волшебное что-нибудь — Да это как в сказке,
Сделай сестрёнке!.. Волшебник ты мой!
С. Погореловский
6. Анализ произведения.
— Трудно ли стать волшебником?
— Какое «волшебство» может совершить каждый из вас?
— Есть ли у вас братья и сестры? Часто ли вы с ними ссоритесь? (Ответы детей.)
— Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них, приучать к порядку, делиться с ними игрушками, сладостями. Старших нужно уважать и помогать им. Со старших детей и спрос больше. Поэтому, когда за ваши совместные поступки расплачиваются они, а вы молчите в стороне, вы теряете друзей в лице старших братьев и сестер. Нельзя, конечно,брать их вещи без разрешения, нужно вежливо попросить.
Ученик читает стихотворение.
Вот мой новый самокат,
Покатайся — буду рад!
До чего же это здорово —
Всё делить с друзьями поровну!
Вот конфеты — раз, два, три!
Мне не жалко — на, бери!
До чего же это здорово —
Всё делить с друзьями поровну!
Мячик все поймать хотят —
Пусть его поймает брат!
До чего же это здорово —
Всё делить с друзьями поровну!
Г. Сатир
Физкультминутка
VI. Работа в группах
Учащиеся читают вопросы рубрики «Подумайте» (с. 119) и отвечают на них.