Лекция 5. Самосознание личности
План лекции:
1. Понятие «самосознание».
2. Самооценка.
Основные понятия: самосознание, самопознание, саморегуляция, самоконтроль, самооценка, самопринятие, образ Я, Я-концепция, самоощущение.
1.Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент становления его создания и самосознания.
Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Сознание человека – это вообще не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим.
Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Человек не рождается с готовым самосознанием. Он даже сначала не выделяет себя из окружающего мира. Самосознание возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития. Самосознание развивается постепенно и проходит через следующие фазы (В.С. Мерлин):
· сознание тождественности;
· сознание Я как активного начала, как субъекта деятельности;
· осознание своих индивидуальных качеств путем обобщения результатов самонаблюдения;
· социально-нравственная оценка.
Согласно концепции В.В. Столина самосознание имеет трехуровневую структуру и представляет собой сочетание когнитивных, аффективных и регуляторных компонентов. Соответственно этим трем уровням можно различить и единицы самосознания. На уровне органического самосознания такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу, на уровне индивидного самосознания – представляет собой воспринимаемую оценку себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность, на уровне личностного самосознания такой единицей является конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующий, об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе. Такие традиционные нравственные категории, как совесть, долг, и такие личностные качества, как сила воли, мужество, стремление к творчеству, обнаруживаются личностью в себе самой не просто путем оценки себя как объекта, но путем осмысления себя в ситуациях, когда эти качества или их отсутствие выступают как преграды на пути ее же собственной активности или, наоборот, как условия, облегчающие ее деятельную самореализацию.
И.С. Кон в психологической структуре самосознания выделяет три компонента «Я» с точки зрения их иерархической соподчиненности:
1. Активное, действующее «Я» - регулятивно-организующие принцип бытия; ему соответствуют такие психологические механизмы, как саморегуляция и самоконтроль.
2. Рефлексивное, категориальное «Я» - представления индивида о себе, оформленное в «Я-концепцию», осознанное и категоризированное. Эти функции выполняют внутренние механизмы самопознания м самооценки.
3. Невербализированное, некатегориальное и зачастую неосознаваемое «Я-переживаемое»; эта подструктура представлена в психической жизни процессом самоощущения.
Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самооценка, самоконтроль, самопринятие.
Самопознание – нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание совершается:
· в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения посредством сопоставления этих результатов с существующими нормативами;
· при осознании отношения других ко мне, оценок другими результатов моей деятельности, поступков, качеств моей личности и т.п.;
· в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, которое может происходить как по ходу осуществления деятельности, так и после этого, при восстановлении событий в памяти.
Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образа Я».«Образ Я» определяет отношение человека к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми.
Самоконтроль проявляется в осознании и оценке человекам собственных действий, состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения.
2. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности; как автономная характеристика личности; ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности, отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира. А.В. Захарова считает, что ядро самооценки составляют принятые субъектом ценности, которые определяют специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и самосовершенствования.
Оценить какое-либо проявление – значит определить свое отношение к нему, установить его значимость, меру соответствия общественно принятым нормам, критериям. Содержательная сторона оценки – одобрение или осуждение, принятие или критика, симпатия или антипатия – определяется многими факторами: социальной позицией человека, установками, интеллектуальным, нравственным развитием. мотивами, средствами и целями действия и т.д.
Самооценка является условием и средством формирования таких итоговых продуктов самосознания как образ Я и Я-концепция (сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, определяющая общее самочувствие личности)
Самооценка функционирует в двух основных формах (А.В. Захарова) – как общая и частная:
· общая- приятие или неприятие личностью себя (позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «Я». Соотносят с мерой уверенности субъекта в себе, с «силой я», с уровнем развития волевых качеств и эмоциональной стабильности;
· частная - оценка субъектом своих конкретных проявлений и качеств: поступков, действий, отношений, возможностей, физических данных. Может носить ситуативный и обобщенный характер
Общая и частная самооценка характеризуются набором показателей, представленных в виде оппозиций: адекватная (реалистичная, объективная) – неадекватная; высокая – низкая; устойчивая – неустойчивая; стабильная – динамичная; реальная – демонстрируемая; осознаваемая – неосознаваемая и т.п. Мерой сформированности показателей являются уровневые характеристики самооценки
По временной отнесенности содержания самооценки выделяют:
· Прогностическая– оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним. Она актуализируется до начала деятельности. Характеристиками являются уровень притязаний, действия самоконтроля, мера критичности.
· Актуальная– оценка и основанная на ней коррекция исполнительских действий по ходу развертывания деятельности. Она фиксирует эмоциональные состояния, изменение ожиданий, степень «удачности деятельности». Важный механизм – действия самоконтроля.
· Ретроспективная– оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности и т.п., участие в определении субъектом перспектив своего развития. Важная характеристика – мера критичности, отражающая степень требовательности субъекта к себе
Выделяют три основных параметра самооценки: высота, устойчивость (постоянство и надситуативность оценки себя), адекватность ( соответствие либо несоответствие реальным возможностям индивида.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека. При гармоничном сочетании высотных характеристик самооценки и уровня притязаний формируется сбалансированная личность, а при расхождении - может возникать внутренний дискомфорт, вызывающий повышение тревожности, агрессивности, изменение типа реакции на фрустрацию т.д.
Функции самооценки (А.В. Захарова):
Регулитивные – самооценка выступает необходимым внутренним условием организации субъектом своего поведения, деятельности, отношений. По направленности и конечному результату делятся на оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие, защитные. Самооценка является важнейшим фактором мобилизации человеком своих сил, реализация скрытых возможностей, творческого потенциала. Она опосредует интерпретацию собственного опыта и внешних воздействий, восприятие самого себя, и окружающей среды, определение перспектив собственного развития и отношений с окружающими.
Психологической защиты - способствует развитию эмоциональных барьеров, которые блокируют восприятие внешних воздействий, ведущих к искажению и игнорированию опыта. В качестве средств выступают: занижение оценок других людей; необоснованные переносы высоких самооценок из одних сфер в другие; подъем уровня самооценки в значимых областях и снижение его в менее значимых; рост агрессии, отчуждения, снижение интереса к деятельности; появление резонерства, самооправданий, назиданий, инфантильных форм поведения и др.