Лекция 26.Игры на уроках ИЯ
1.Психолого-методические основы использования игр в ОИЯ.
2.Роль и место игр на уроках ИЯ.
3. Разновидности игр: дидактические и творческие.
4. Ролевая игра – модель иноязычного общения.
Игра универсальна, она взаимодействует практически со всеми методами и формами обучения. Она включает в себя в синтезированном виде следующее: дискуссию, «мозговой штурм», анализ конкретной ситуации, работу в парах и малых группах и т.д.. соответственно игра является не только своеобразным методом, но и формой организации обучения, тем не менее сохраняет свою самостоятельность и специфику, представляя собой их своеобразный синтез. Основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно-позновательных ситуаций и управлении процессом позновательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Как уже говорилось выше, игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;
- как элементы, иногда весьма существенные, какого-то другого метода;
- в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнений);
- возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.
При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие.
Игра всегда предполагает определенного напряжения эмоциональных и умственных сил, а также принятия решения. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей иностранного языка. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:
- создание психологической готовности учащихся речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1.Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение. Желание решать эти вопросы обостряет мысдительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.
2.Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
4 Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
7Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Из всего вышесказанного следует, что игры способствуют созданию благоприятной психологической атмосфере общения и помогают учащимся видеть в иностранном языке реальное средство общения. Место и роль игр в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр.
Рассмотрев функции игровой деятельности, следует рассмотреть вопрос о квалификации непосредственно самих игр. Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует сразу оговориться, что в настоящее время в философской, психологической, педагогической и методической литературе нет ее однозначной классификации. Говоря о классификации игр необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Например, Ж. Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка:
- Игры-упражнения – первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками (первый год жизни);
- Символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов (ранний дошкольный возраст);
- Игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми.
Автором еще одной классификации является отечественный психолог П.П. Блонский, который выделяет следующие типы игр Блонский:
- мнимые игры – манипуляция импульсивного происхождения у младенцев, которые не являются собственно играми;
- строительные игры, в основе которых лежит строительное искусство ребенка;
- подражательные игры, основанные на подражании взрослым;
- драматизация, т.е. игры, в основе которых – драматическое искусство ребенка;
- подвижные игры, в которых огромную роль играет бег;
6. интеллектуальные игры, основанные на активизации умственных способностей ребенка.
Уделим особое внимание дидактическим играм, в которые входят языковые, или подготовительные. Подготовительные игры составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики.