Некоторые нормы педагогической этики
Этика вожатого
Этика вожатого - это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.
Педагогическая этика очень специфична, в ней большое количество особых вопросов, закономерностей, принципов, требующих специальной разработки, особой теории.
Другой частью педагогической этики, является её прикладная сторона, определение правил, заповедей, выработка особого кодекса чести вожатого, разного рода памяток, указывающих пути и формы поведения вожатого по отношению к детям, к коллегам по работе, к родителям.
Этой частью педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь-то и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия в духе педагогической этики.
Этика отношений к старшим по должности. Здесь всегда возникает вопрос у студентов: как быть, если начальник лагеря, старший вожатый окажутся малокультурными людьми. Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям, — уважительное, вежливое; беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным, как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного по службе не должно носить оттенки подобострастия вышестоящему должностному лицу, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серьёзных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. Если же деловые и этические качества руководителя низки, единственно принципиальной является постановка вопроса о снижении его по должности. Речь может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях, учащихся любого возраста, даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, практиканта, директора, начальника лагеря считается полностью исключенной. Место критики — лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.
Этика быта вожатых, воспитателей в лагере складывается из таких элементов, как костюм, личная гигиена, жилище, бытовой труд, питание, формы отдыха, личные симпатии и привязанности, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, соблюдение общих норм культуры поведения. Скромность во всем, никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны наблюдать. В отношении с посетителями, родителями детей—максимум такта, предупредительности, сердечности. В случаях беды, горя у одного из членов коллектива — единственно моральным является сочувствие, моральная и посильная практическая поддержка его в трудные минуты жизни.
Неуместно практиканту начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.
Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят.
Всегда следует воспитателю исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.
Многие студенты теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого, воспитателя. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка — на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности воспитателя — игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, — в таких случаях единственно правильным оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведения.
Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых школьников, так сказать, «философскую основу» (сорвать, коллективное дело, подавить инициативу товарищей — и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командование положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные миры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к директору лагеря).
При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику, независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма.
Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Ели замечания высказываются грубо — не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры этого рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.
Некоторые нормы педагогической этики
Внешний вид студента-практиканта, вожатого. Внешний облик студента-практиканта, кроме простого, опрятного костюма, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер; доброжелательность, приветливое выражение лица, внимание ко всем и каждому ученику отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более «отсутствующее» выражение лица вожатого недопустимы в общении с детьми, коллегами, старшими, родителями детей.
Записная книжка, авторучка, карандаш — обязательны в «вожатском портфеле».
Отношения между студентами-практикантами. Исходная позиция поведения и взаимоотношений практикантов друг к другу – взаимное, как и всех сотрудников лагеря. Это значит, постоянно учиться воспринимать друг друга как представителей единого коллектива с точки зрения интересов воспитания детей.
Абсолютная вежливость, скромность, взаимопомощь, взыскательность к себе, принципиальность в анализе и оценке деятельности коллег-вожатых.
Отношение студентов-практикантов к воспитанникам. Вежливость, уважение, требовательность, строгость, разумная любовь, постоянная забота, внимание, чуткость, тенденция к защите более слабого. Стиль взаимоотношений между вожатым и воспитанниками должен располагать к взаимному доверию, уважению, взаимной симпатии. Позиция вожатого зависит от возраста воспитанников.
Обращения вожатого к воспитанникам должны быть во всех без исключения случаях доброжелательны. Это не исключает права на строгость, суровость, иногда специально подчеркнутую сдержанность учительского тона.
Голос, тон, дикция вожатого, их связь с педагогической этикой. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприятие его слов. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, - тотчас перестаёт быть воспитателем. Между вожатым и воспитанников поселяется чувство страха, последнего перед первым. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.
Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого.
Отношение практикантов к своим обязанностям. Педпрактика — это, прежде всего, наиболее высокая ступень профессиональной учебы. Студент учится критически осмысливать и переосмысливать свой теоретический багаж, опыт коллег, систематически обрабатывает каждый подготовленный и проведённый им этап, оценивает каждый шаг своей воспитательной деятельности.
Практикант несет личную ответственность за качество подготовки к очередному рабочему дню, за каждое проведённое коллективное творческое дело, за воспитательную работу с детьми.
Каждый студент обязан иметь четкий календарный план всей проводимой им работы с детьми, аккуратно вести свой рабочий дневник. Во время посещения занятий коллег внимательно наблюдать за проводимой практикантом работой, чтобы затем принимать активное творческое участие в ее анализе и обсуждении. Своевременно выполнять творческое задание. Аккуратно посещать консультации, тщательно вести положенную документацию, на основе которой к концу практики будет оформлен его личный отчет.
Отношение к лагерю, ее администрация, коллегам, обслуживающему персоналу. Студент-практикант строго соблюдает внутренний распорядок жизни лагеря, в которой проходит педпрактику, беспрекословно выполняет общие внутренние правила и обязанности, бережно хранить традиции лагеря, принимает активное участие в их развитии.
В лице директора практикант видит свою ближайшую администрацию, выполняет их требования, относится с уважением как к лицам, старшим по должности. В необходимых случаях обращается сначала к старшему вожатому, а в случае неразрешенности вопроса — к директору.
Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников.
Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Следует всегда терпеливо выслушать родителей, их замечания и тактично высказать свои наблюдения, пожелания.
Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.