Для самостоятельной работы студентов зфо
ТИПОВЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
График контроля самостоятельной работы студентов 1, 2 семестр
Объем самостоятельной работы:
общее количество часов: 218 часов
из них на подготовку к практическим и лабораторным: 62
на самостоятельное изучение вопросов: 156
№ темы | Тема | Кол-во часов | Форма контроля | Срок исполнения |
1. | Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. | Тест Собеседование Проверка | январь | |
2. | Организация образовательного процесса в ДОО. | Тест Собеседование | апрель |
№ | Тема | Задание | Лит-ра | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Тема 1. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки | При подготовке к ПР, ЛБ: 1. На основе изученной литературы каждый студент заполняет таблицы 1 и 2 (словарь научных терминов) Таблица 1 Основные категории педагогики
Таблица 2 Основные междисциплинарные категории
2. На основе таблицы 1 составить схему «Взаимосвязь основных категорий дошкольной педагогики». 3. Составить терминологический словарь понятий, тематически связанных с основными педагогическими категориями, представленными в таблицах 1,2 (Основных междисциплинарных категорий должно быть не менее 30). 4. Привести из литературных источников примеры применения категорий педагогики в разных значениях (2-3 примера каждому студенту). Самостоятельное изучение вопросов: 1.Дать сравнительный анализ взглядов 1 отечественного и 1 зарубежного педагога на проблему постановки цели воспитания (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Д. Локк, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, К. Вентцель и др. на выбор). 2.Определить место дошкольной педагогики (ДП) в системе общих наук и составить схему «Связь ДП с другими науками». 3. Письменно доказать тезис «Перевоспитание - одна из сторон воспитательного процесса». | 1,2,3,5, 6, 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2 Дошкольное воспитание и образование как педагогическая система | Самостоятельное изучение вопросов: 1.Выписать цели и задачи, ключевые идеи, структуру «Концепции дошкольного воспитания», обосновать необходимость появления документа. 2.Дать сравнительный анализ учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной модели взаимодействия. 3. Подготовить презентацию образовательной программы детского сада. Выписать из выбранной программы основные разделы, образовательные цели и задачи, выделить концептуальные основы. 4. Выписать определения понятий «среда», «предметная среда», «развивающая среда», «предметно-игровая среда». 5.Выписать принципы построения предметно-развивающей среды в группе детского сада. 6.Подготовить письменную контрольную работу на тему«Современные документы по нормативно-правовому и научно-методическому обеспечению системы дошкольного образования» (задания к контрольной работе представлены в разделе «Задания»). 7. Проанализировать визитную карточку любой ДОО, оформить на альбомном листе эскиз визитной карточки. 8. Разработать проект П-Р среды для современной ДОО, работающей по конкретной программе; проект оформить в виде текстового описания с приложениями (рисунки, схемы, чертежи). | 1,2,6,7,9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3 Педагогические теории и концепции развития и воспитания ребенка-дошкольника | При подготовке к ПР, ЛБ: 1. На основе предложенной литературы, изучите представленные концепции. Заполните таблицу 1. Таблица 1.
2.Сравните представленные концепции (теории) дошкольного образования между собой. Сделайте вывод о сходствах и различиях заявленных в концепциях идей, целей, роли педагога. 3. Представьте, что у вас есть возможность задать вопрос автору концепции (теории). Сформулируйте и напишите по три вопроса к каждой концепции (теории). 4. Составьте презентацию (используя программу PowerPoint) «Основные концепции (теории) дошкольного образования» (2 концепции (теории) на выбор, одна из которых относится к группе мировых педагогических концепций, вторая – современных концепций дошкольного воспитания). Самостоятельное изучение вопросов 1. Доказать необходимость целостного подхода к формированию личности ребенка, оформить письменно (объем – 1 стр.) 2. На примере одного из видов детской деятельности доказать возможность проявления ребенком индивидуальности и принятия позиции субъекта деятельности. | 1,2,5,7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4 Основы методик воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста | При подготовке к ПР, ЛБ: 1. Заполнить таблицу 1: «Психофизиологические особенности ребенка раннего и дошкольного возраста и их учет в режиме дня». Таблица 1
2. Выписать особенности социальной ситуации развития в раннем и дошкольном возрасте. Установить взаимосвязь между психофизиологическими особенностями и построением режима дня. 3. Выписать новообразования раннего и дошкольного возраста. 4. Выписать из литературы определения понятий: режим дня, сон, бодрствование, режимный процесс. Дать данным понятиям краткую характеристику. 5. Используя программу «Детство» или «От рождения до школы», изучите режим дня ребенка дошкольного возраста (возрастная группа на выбор). Заполните таблицу 2 Таблица 2 Режим дня ребенка дошкольного возраста (указать возрастную группу)
После таблицы сделайте вывод об особенностях организации жизни детей в разные отрезки времени. Докажите, что особенности организации жизни детей в разные отрезки времени обусловлены психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста. Самостоятельное изучение вопросов 1. В электронном виде подготовьте буклет или листовку основным назначением которого (ой) будет: убедить родителей в необходимости режима дня для детей раннего и дошкольного возраста. 2. Письменно изложить основные идеи, подходы к содержанию и методике валеологического просвещения дошкольников, выделив общее и различия (объем 1-2 стр.) 3.Сделать картотеку: пальчиковых игр, художественного слова, приемов организации детей на один режимный процесс для детей конкретной возрастной группы. | 1,5,7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Организация образовательного процесса в ДОО. Тема 1. Задачи и содержание, принципы, методы и формы организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Проектирование образовательного процесса в ДОО. | При подготовке к ПР, ЛБ: 1. Выписать определение понятия «образовательный процесс». Путем родовидового анализа выделить его характерные черты (Ист. 1, 2) 2. Выписать определение понятия «педагогический процесс» в таблицу 1: Таблица 1 Педагогический процесс
2. На основе анализа представленных понятий вывести рабочее определение понятия «педагогический процесс». 3. Представить понятие «педагогический процесс» в схеме. 4. Заполнить таблицу 2, сравнить основные структурные компоненты педагогического процесса следующих авторов: Таблица 2 Анализ структурных компонентов образовательного процесса
Охарактеризуйте модели педагогического процесса. Данные занесите в таблицу 3 «Модели организации педагогического процесса» Таблица 3
Заполните таблицу 4 «Особенности организации педагогического процесса в разных возрастных группах. Таблица 4
Сделайте заключение об особенностях организации педагогического процесса в разных возрастных группах ДОО. Самостоятельное изучение вопросов 1.Продумать предварительную работу с детьми 1 возрастной группы (по выбору) для оптимального планирования занятий (развивающих образовательных ситуаций) на неделю. 2.Разработать план-конспект организации одного режимного процесса для конкретного возраста. Образовательная область «Физическое развитие» 1. Составить микротезаурус по теме, заполнив таблицу 1. Таблица 1 Основные понятия темы
2. Проанализировав содержание физического воспитания дошкольников в программах «Детство» и «От рождения до школы», заполнить таблицу 2: «Задачи и содержание физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста» Таблица 2
Провести сравнительный анализ задач и содержания. Критерии для анализа: количество задач, направленность, содержание, своеобразие, преемственность. Ответить на вопрос – существует ли различие между задачами и содержанием в программах «Детство» и «От рождения до школы»? В чем? 3. Разработать проект: «Воспитание культурно-гигиенических навыков в младшем (среднем, старшем) дошкольном возрасте». В проекте представить значимость воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего и дошкольного возраста. Представить в проекте цели, задачи, содержание, пути формирования умений и навыков, предполагаемые результаты. Показать специфику педагогической работы, степень самостоятельности детей в данном возрасте. 4. Решите педагогическую задачу - «Юре 5 лет, мама до сих пор кормит его с ложки, одевает на прогулку, помогает умываться». Объясните маме необходимость воспитания у ребенка гигиенической культуры. Предложите методы, которые эффективны для воспитания гигиенических навыков ребенка в условиях семьи и детского сада с точки зрения современной педагогической науки. 5. Заполните таблицу 3 «Содержание воспитания гигиенической культуры и культуры поведения в детском саду (на основе одной из программ). Таблица 3
Образовательная область Познавательное развитие 1. Составить микротезаурус по теме, заполнив таблицу 1. Таблица 1. Основные понятия темы
2. Проанализировав задачи и содержание ОО «Познавательного развития» в программах «Детство» и «От рождения до школы», заполнить таблицу 2: Таблица 2
А) Проведите сравнительный анализ задач и содержания по каждой программе. Сравнить задачи и содержание программ «Детство» и «От рождения до школы» между собой. Критерии для анализа: количество задач, их направленность, содержание, своеобразие, преемственность. Определить различие в задачах. Б) Охарактеризуйте содержание умственного воспитания, проведите его анализ по следующим критериям: - системность, объем, глубина и широта знаний, заложенных в программе, их усложнение, расширение, преемственность от группы к группе; - наличие ценностного компонента в осваиваемом содержании; - направленность программы на развитие познавательной, творческой, исследовательской активности детей. 3. Заполнить таблицу 3: «Сравнительный анализ познавательной активности и познавательного интереса» Таблица 3
4. Каждому студенту выписать из предложенной литературы по 3 детских вопроса, иллюстрирующих проявление любознательности и познавательного интереса у детей. Вопросы должны быть репродуктивного, продуктивно-познавательного и проблемного характера. 5.Проанализируйте фотографии предметно развивающей среды ДОО, оцените среду с позиций влияния на умственное развитие дошкольников. Проведите соответствие среды и возрастной группы детей. 6. Сделайте подборку методик изучения результатов познавательного развития, умственного воспитания дошкольников. 7. Подготовьте письменную работу об одной из теорий сенсорного развития дошкольников (М. Монтессори, Ф.Фребель, Л.А.Венгер, А.В. Запаорожец, Н.Н. Поддъяков, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, Л.Г. Парамонова и др.). Объем не более 1,5 листа формата А4. 8. Выделите задачи сенсорного воспитания дошкольников в образовательных программах, занесите их в таблицу. Проанализируйте и письменно изложите основные различия к определению сенсорного воспитания в образовательных программах. Таблица 1 Наши рекомендации
|