Организация вечерних огоньков

организация вечерних огоньков - student2.ru Вечерний «огонёк» - это почти семейное, домашнее дело, на «огоньке» должно быть тепло, уютно и душевно.

Быть может, в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Не жалейте времени и сил на «огоньки»!

Педагогический смысл «огонька» - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

«Огонёк» - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На «огоньке» идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

«Огонек» - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходит токи духовного напряжения, общей мысли, чувств, тепла.

«Огонёк» - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Условия, необходимые для проведения огонька: участники удобно устроились в кругу; наличие живого огня или лампы (обычно в центре круга); огонёк готовится вожатыми, ведущими, лидерами группы; необходимый эмоциональный настрой; ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией, мимикой и т. д.; поддержание доброй атмосферы (правило свободного микрофона); нужно избегать повышенного тона.

организация вечерних огоньков - student2.ru ОГОНЬКИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА

Проводятся первые три дня смены и направлены на знакомство детей с вожатыми и между собой. Помогают им лучше узнать друг друга. Отряду рассказывается о лагере, о его традициях. Узнается мнение непосредственно каждого участника огонька о его мыслях, планах ожидания связанных с лагерем.

«Расскажи мне о себе»

Эта форма традиционного «огонька» - знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д.

При этом вожатый даёт детям образец, схему, как и о чём надо рассказывать. Обязательно на «огоньке» используется некий символ, «эстафетная палочка», которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете - «эстафетной палочке» - почему именно эта шишка (цветок, игрушка - всё что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. Если ребёнок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на «огоньке» продемонстрировать свои увлечения таланты. Это сделает «огонёк» более творческим и интересным, внесёт живинку в общий ход «огонька».

В большинстве своём классический вариант «огонька» - знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:

§ дети не адаптированы к новой ситуации;

§ дети имеют различный уровень умения общаться в большой аудитории, поэтому не каждый готов, а главное способен, рассказать о себе всему отряду, да ещё так, чтобы это было интересно;

§ внимание рассеяно, т. к. первый день богат новыми впечатлениями и к концу дня дети слишком устают и морально и физически для восприятия.

Такое знакомство способствует реализации основной потребности ребёнка в первые дни - информационному поиску. Чем больше вопросов детей найдут ответы, тем скорее пройдёт адаптация ребёнка к новым условиям жизни.

Таким образом, познакомив детей в течение дня, на «огоньке» знакомства стоит заняться тем, чтобы снять эмоциональное напряжение детей. Стоит в интересной форме познакомить их с собой - отрядными вожатыми, показать, что рядом с ними в течение смены будут находиться умные, добрые, творческие люди. Возможно, внести в ход огонька романтическую нотку, которая позволит положить начало развитию чутких, доброжелательных межличностных отношений в отряде.

Очень хорошо, если вожатый, анализируя первый прожитый отрядом день, заведёт разговор о зарождающейся семье, о том, что первый день показал насколько вес собравшиеся - интересные личности, о том, каким может и должен стать отряд к концу смены.

Просто здорово, если на «огоньке» знакомства вы найдёте место хорошей песне.

«Музей любимых вещей»

Проводится в 3-4 день смены. Рассказ не о себе, а о любимом предме­те, характеризующим хозяина (который и демонстрируется на огоньке).

Позволяет развивать абстрактно-образного мышление, фиксировать ассоциативное внимание ребенка, дает возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны.

«Гороскоп»

Проводится во 2-3 день смены. Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Каждая группа представляет свой знак зодиака.

Позволяет необычно характеризовать личности детей через выделение значимых, отличительных качеств.

Рекомендуется для среднего и старшего школьного возраста. Для детей младшего школьного возраста можно выделять группы по временам года, цвету глаз и т.д.

«Фонарщик»

организация вечерних огоньков - student2.ru Проводится в 3-5 день смены. Для эмоционального настроя вожатый рассказывает красивую легенду о маленьком фонарщике.

Говорит тот, у кого свеча (лампа, фонарь). «Фонарь» передается по свободному выбору.

Позволяет определить формирующиеся микрогруппы в коллективе, т.к. «фонарь» передается чаще всего значимому для ребенка сверстнику.

Вариант: «БУКЕТ ЦВЕТОВ» - на каждом цветке вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.

«Памятный день»

Проводится во 2-3 день. Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек - тест. Ведущий получает информацию о ценностях ребенка, его запросах. Сам огонек проходит очень ярко, эмоционально.

организация вечерних огоньков - student2.ru ОГОНЬКИ ПЕРИОДА КОНФЛИКТОВ

Каждый отряд в своём развитии проходит через конфликты. Этого не избежать, поэтому к конфликту надо быть готовым. Один из возможных способов решения конфликта - проблемный «огонёк».

Конечно же, такой «огонёк» - это большой откровенный разговор, который помогает вскрыть наболевшие проблемы. Он нацелен на то, чтобы каждый высказал своё мнение, своё отношение относительно проблемы в отряде. Позиция педагога на таком «огоньке» - честный, справедливый арбитр («арбитр» - в том случае, если конфликт не между детьми и педагогом), способный правильно повести разговор, нацеленный на поиск выхода из сложившейся ситуации, которому доверяют все, к мнению которого прислушиваются.

Такой «огонёк» готовится более чем тщательно. Ведь вам нужен максимально положительный результат, поэтому все ходы должны быть просчитаны, все аргументы продуманы и выверены. Обдумайте заранее, какого результат вы хотите добиться, и попытайтесь простроить шаги для достижения этого результата.

Иногда очень важную роль в положительном решении конфликта могут сыграть построенные и продуманные педагогические ситуации, «разыгранные» в течение дня, предшествующего проблемному «огоньку». Зачастую такие ситуации просто необходимы, когда конфликт очень серьёзный. Они могут либо «подогреть», либо «охладить» конфликтную ситуацию, создать наиболее «выгодный» эмоциональный настрой у ребят перед «огоньком».

Построение таких ситуаций требует большой осторожности со стороны вожатого. Важно, чтобы ребята не чувствовали фальши. Необходимо помнить принцип «не навреди!!!». Поэтому стоит предварительно проконсультироваться с психологом.

«Конверт откровений»

Проводится в 4-5 день смены, в начале периода конфликтов. Вожатый заранее готовит конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно - этический характер, типа:

§ Что ты больше всего ценишь в людях?

§ Какая твоя самая большая цель в жизни?

§ Какие черты характера человека тебе особенно неприятны?

§ Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы изменили?

§ На кого их известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т. д.

Ребята по очереди вытягивают вопросы и отвечают на них. Огонек позволяет раскрыть личность человека с новой стороны, выявить жизненную позицию, найти общие ценностные ориентиры.

«Здравствуй, мне очень нравится...»

Каждый из сидящих в кругу по очереди говорит своему соседу слева фразу: «Здравствуй, мне очень нравится...», продолжая её по своему усмотрению, стараясь найти в своём товарище что-то приятное, хорошее.

«Я не понимаю …»

Каждый из сидящих в кругу по очереди говорит фразу: «Я не понимаю...», продолжая её по своему усмотрению. Таким образом, ребенок может высказать проблемы, сомнения, которые возникли за прожитые дни.

«По одежке встречают...»

Ведущий: «Каждый раз, при встрече человека, у нас создаётся о нём какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша задача - написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чьё имя у вас на карточке. И ещё одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда всё будет разложено, каждый подойдёт и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени».

Этот этап работы вызывает интерес и лёгкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять своё право на неё.

§ При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:

§ Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?

§ Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?

§ Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?

§ Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?

«Солнышко»

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Все ребята (планеты) становятся на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит, на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

«Разговор с игрушкой»

Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). Хорошо, что есть тактильный контакт. Для детей младшего школьного возраста.

организация вечерних огоньков - student2.ru ОГОНЬКИ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА

Огоньки проводятся в зависимости от логики и событий смены. Желательны тематические огоньки. Возможно использование «Конверта откровений», театра миниатюр, разговора на проблемную тему и т.д.

Закрепляются и корректируются морально-этические нормы поведения, корректируются отношения между мальчиками и девочками. Может быть получение новой информации.

Тематический «огонёк»

Проведение такого «огонька» необходимо в основной период смены, когда отряд становятся коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех.

На таких «огоньках» можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь. Стоит эти понятия подкреплять литературными образами, поэтому надо помнить, что тематический «огонёк» крайне редко бывает удачным, если желание его провести появилось спонтанно. Такие огоньки готовятся заранее, чтобы прослеживалась логика разговора, чтобы все слова и примеры звучали убедительно.

организация вечерних огоньков - student2.ru Не забудьте, что слова, сказанные на таком «огоньке», не должны остаться только словами - у «огонька» должен быть достойный финал, который позволил бы каждому участнику разговора найти свою позицию, утвердиться в своём мнении, выстроить принципы дальнейшей жизни (и не только жизни в отряде, но и в современном обществе).

«Огонек» - анализ дня

После того как в отрядный круг подсел последний человек, вожатый напоминает события прожитого дня. (Это потому, что ребенку при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).

Каждый ребенок отвечает на следующие вопросы:

§ Как ты оцениваешь каждое проведенное дело?

§ Что сегодня в нашем отряде было хорошо?

§ Что было не очень хорошо и даже плохо?

§ Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

Вариант.

Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

Вариант.

Обсуждение ведется но микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы в общем кругу.

Вариант.

«Свободный микрофон». Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме. Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности, имеется возможность диалога.

Не нужно никогда торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый.

Дети делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго «огонька» и к концу смены их, как правило, не бывает.

Последним обычно говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний «огонек» песней из серии «День закончен, спать пора» и «сонной» речёвкой. Очень важно помнить, что «огоньки», на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными.

Существует несколько приёмов, которые позволяют избежать формальности в проведении «огонька»:

«Дом»

Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого нам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был прошедший день.

«Паутинка»

Берете обыкновенный моток ниток и, держа его за конец, говорите свое мнение, затем передаете нить кому-то другому, лучше тому, кто но сидит рядом с вами. Так передаете до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

«Паутинку» затем можно разорвать или разрезать и завязать па память себе или другу.

«Шляпа»

Рекомендуется проводить в период второй конфликтной зоны «пик привыкания» - 13-14 день смены.

Каждый ребенок пишет два вопроса, которые накопились за несколько дней, которые волнуют всех. Они касаются как положительных моментов, так и не очень (о каше, уборке, об удачах, проступках и т. п.). Затем все вопросы складываются в «шляпу».

На следующем этапе огонька ребенок, вытаскивая из «шляпы» вопрос, называет его и говорит о своем отношении к проблеме, событию, отношениям в отряде.

«Ромашка»

Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вожатый может сам написать вопросы на листочках ромашки.

«Ниточки»

Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной длины 10-30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Таким образом, выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

организация вечерних огоньков - student2.ru «Дерево»

В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего «огонька» на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например, Саша организовала ребят на уборку, Лена помогала подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т. д. Таким образом, отражается личностный рост каждого ребенка.

Возможет вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня, т.е заполняется цветограмма дня.

«Письмо другу»

Рекомендуется проводить в 8-11 день смены. Участники огонька устно пишут письмо другу, родным. Переключается внимание с себя на окружающих, удовлетворяется потребность во внимании, в сочувствии других людях.

«Машина времени»

Рекомендуется проводить в середине смены, на «экватор».

Ребятам, предлагается отправиться в будущее, высказать свой взгляд на предстоящий период смены с точки зрения уже прожитых дней и перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили до конца.

организация вечерних огоньков - student2.ru Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепляет навыки построения перспектив деятельности, творческих проектов. Ведущий может также выделить проблемы, волнующие детей.

ОГОНЬКИ ИТОГОВОГО ПЕРИОДА

«Расскажи мне о себе»

Эта традиционная форма последнего, прощального «огонька» в отряде. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать «свободный микрофон». Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать мнение о себе.

В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде (или другому символу), на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звёзды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад.

Этот «огонёк» должен стать запоминающимся, самым важным событием для ребёнка. Задача педагога - поддержание высокого эмоционального настроя. Недопустимо, чтобы этот «огонёк» превратился в перечисление всевозможных обид. На нём должны быть сказаны самые тёплые, самые важные и нужные слова.

Так же недопустимо, чтобы этот «огонёк» стал массовой истерией расставания.

Пусть на этом «огоньке» будет не только обнажение душ. Напомните ребятам всё самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом. Вспомните лучшие номера, самые любимые песни. Заготовьте ребятам памятные сувениры от вожатых. Не сомневайтесь, это будет самым приятным подарком для них.

Дайте ребятам время, чтобы они написали вам «прощальные письма». Это неплохая диагностика, хоть и основана она на эмоциях, а не на логике.

Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Если вдруг атмосфера станет совсем грустной, используйте эти сюрпризы для разрядки ситуации.

Пусть сюрпризная группа подготовит внутриотрядное награждение по номинациям, придумает каждому на память стихи - посвящения.

Если вы живёте в корпусе несколькими отрядами, сходите к ним в гости. Пусть для ребят это будет неожиданностью. Но такой поход надо подготовить. Это дело вожатых. Договоритесь, как будет проходить встреча, что вы будете на ней делать.

Пусть этот «огонёк» продлиться дольше остальных, для этого стоит начать его раньше, чем обычно. Но он не должен продолжаться до утра, ведь есть же режим дня (не забывайте, что вы педагог и отвечаете за жизнь и здоровье детей!).

«Я как в зеркала смотрюсь в людей...»

Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге. Тема - прожитая смена.

«Отряд для меня...»

Каждый участник огонька отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление детьми прожитого за смену.

ВАШ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК

организация вечерних огоньков - student2.ru Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд, и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Примерные рубрики отрядного уголка: название и девиз отряда; список отряда (отдельно мальчики, девочки и вожатые); правила (законы) лагеря (отряда); режим дня; план на день; список кружков (с расписанием и фамилиями руководителей); именинники; наши достижения (грамоты за победы в спортивных и культмассовых мероприятиях).

Стихотворный режим дня

Вот таким может быть режим дня:

8:30. Утро. Солнышко встает - спать ребятам не дает.

8:35. Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку

8:45. Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести.

9:20. Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора.

9:30. Каша, чай, кусочек сыра - вкусно, сытно и красиво. (Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный!

10:00-12:30. Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выходим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. Лучше отряда нет места на свете - знают воспитатели, знают все дети. И если ты час посвятишь сей отряду, будет всем весело, будут все рады. Кто-то любит танцевать, кто-то меть и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята и кружках занимаются.

13:00. Нас столовая зовет, суп отличный и компот.

14:00-16:00. К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.

16:20. Вот уже в который раз повара встречают нас.

17:30-19:00. Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, играй веселей.

19:00. Ужина время настало и вот - отряд за отрядом к столовой идет.

20:00. Ну а вечером - дискотека, вот уж действительно всем ни потеху.

22:00. За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!»

Когда оформлять отрядный уголок?

В работе над уголком можно выделить три периода: заезд детей в лагерь - оргпериод; основной период; заключительный период смены.

К заезду детей оформляются рубрики, необходимые для оргпериода: «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере), поздравление с приездом, законы лагеря, адрес лагеря, наказ ребят прошлой смены, первые песни, песня лагеря, план лагеря и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В течение оргпериода можно провести конкурс на оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет в соответствии с названием семьи, основной идеей семьи, главным семейным делом и пр.

Оформление должно соответствовать основной идее смены, названию отряда, возрастным особенностям детей.

Как правило, в первые дни делается только основа уголка, содержа­щая необходимые элементы и заполняется он в течение всей смены.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда: подготовка к отрядным делам, праздникам; организация вечерних огоньков - student2.ru участие в творческих делах, конкурсах; организация вечерних огоньков - student2.ru дежурство отряда; поощрение детей, личностный рост каждого ребенка; цветограмма настроения; «забор откровений» и пр.

Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать все, что касается отряда (например, рисунки детей, благодарности, гневные листы, карта сокровищ, после поиска клада и пр.), различные формы вопросов и ответов, викторины, ребусы, кроссворды.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью «А напоследок я скажу», «Забор пожеланий», а дети пишут на прощание лагерю и друг другу пожелания.

Как оформляется отрядный уголок?

Далеко не каждый отрядный уголок останавливает на себе внимание, заставляет ребенка вновь и вновь обращаться к нему. Чаще всего при­чиной тому низкий уровень художественно - эстетического оформления и слабого, вследствие этого, эмоционального влияния на зрителя. Как же сделать так, чтобы отрядный уголок привлекал внимание ребенка снова и снова, заставлял задумываться о жизни семьи и своей жизни в лагере?

Главное: отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но, тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут сделать так, чтобы в лагере, где дети проживают свою маленькую жизнь, длиной в двадцать один день, чтобы стены как бы ожили, «заговорили»: уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться; уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, Дни рождения, перспективы).

организация вечерних огоньков - student2.ru КОЛЛЕКТИВНО - ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО

КТД - это специально организованная совместная деятельность вожатого и ребенка, которая решает конкретные педагогические задачи, создает возможности для самовыражения и самореализации. Дело - это сфера педагогического изобретательства, в которой обязательно участвую дети.

Отрядное дело - обязательно коллективное и творческое по характеру разработки, подготовки и проведения. Любое дело - не самоцель, не форма ради формы. Главное в нем участие или соучастие ребенка, его самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребенок

Классификация отрядных дел: общественно – политические, трудовые, познавательные, экологические, спортивные, досуговые, художественные, нравственные и т.д

Рекомендации по подготовке КТД:

§ Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет «заразить» отряд своей идеей.

§ Задуманное должно обязательно соответствовать возрасту, интересам детей данного возраста.

§ Подготовка к игре должна создавать радость в работе, поиск различных решений, возможность развития творческих способностей детей.

§ Коллективное творческое дело должно стать полем для самовыражения личности ребенка.

§ Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана, по возможности, принята в том или ином варианте, сегодня или завтра.

§ Каждый ребенок должен найти в подготовке к игре и в самой игре для себя место: художника, сценариста, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика (организованного и обученного), игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора, распределителя и т. д.

Организуя коллективное творчество детей, рассчитывайте на возможности своего отряда, не усложняйте костюмы, не забывайте о стихах, песнях, музыкальном сопровождении, звуковых эффектах.

КТД «Подарок другу»

1. Разбить на микрогруппы.

2. Заполнение коллективного подарка.

3. Защита своего подарка.

КТД «Ромашка»

1. Заготовить «ромашку».

2. Разбить аудиторию на микрогруппы, одна группа сюрпризная.

3. Сам концерт.

4. Награждение.

Примерные задания: спеть песню на определённую тематику, инсценировать пословицу, правильно произнести скороговорку и т.д.

КТД «Ралли»

КТД проводится в виде заочных путешествий по городам мира. Каждый город - остановка - задание командам.

Поделить аудиторию на группы, подготовить призы.

A. Лондон - бой ораторов (30-60 сек.)

B. Вена - танец

C. Габрово - шарж

D. Кир - спортивная пирамида

E. Мадрид - серенада

F. Дели - зоопарк

G. Оренбург – вечерки

Подготовка к конкурсам три минуты.

Между городами определим вид транспорта (пески).

КТД «Доскажи сказку»

1. Ведущий начинает сказку, а другие по очереди продолжают.

2. Разделить на микрогруппы. Ведущий начинает. Остальные за определенное время готовят середину сказки.

КТД «репка»

Задание. Инсценировать сказку «Репка», используя следующую терминологию:

§ юридическую;

§ политическую;

§ спортивную;

§ педагогическую;

§ медицинскую.

КТД «новый календарь»

Сегодня мы пользуемся календарём, который к нам пришёл из Древнего Рима. В этом календаре большинство названий месяцев – это всего-навсего порядковые числительные. Так, сентябрь обозначает «седьмой», а декабрь – «десятый» (год у римлян начинался с 1 марта). Но ведь это очень скучно!

Задание. Придумать новое, красивое название для месяцев:

§ январь;

§ март;

§ июнь;

§ сентябрь;

§ ноябрь;

§ апрель.

КТД «утренняя зарядка»

Задание. Придумать комплекс из 10 упражнений для тематической зарядки:

§ морская зарядка;

§ пожарницкая зарядка;

§ кухонная зарядка;

§ строительная зарядка;

§ космическая зарядка.

КТД «Поэтический турнир»

1. Конкурс поэтических чувств.

2. Конкус поэтического юмора и сатиры.

3. КонкурсКонкурс поэтического буриме.

КТД «музей вредных привычек»

Задание. Представьте, что Вы попали в музей. Это особенный музей. Расскажите, инсценируйте то, что Вы видели в залах, например:

§ зал ссор между мальчиками и девочками;

§ зал хамства;

§ зал грязнуль;

§ зал плакс.

КТД «ах, реклама!»

Задание. Вы устраиваетесь на работу. Принять Вас на работу смогут при одном условии: необходимо защитить, доказать значимость следующей продукции:

§ шила;

§ швабры;

§ противогаза;

§ трёхлитровой банки;

§ забочистки.

КТД «озвученная картина»

Задание. Попробуйте «озвучить» некоторые картины, причём сначала замрите, как персонажи на полотне, а затем побеседуйте между собой на тему, актуальную для героев картины:

§ «Запорожцы» И.Е. Репин;

§ «Охотники на привале» В.Г. Петрова;

§ «Отдых после боя» Ю.М. Непринцева;

§ «Опять двойка» Ф.П. Решетникова.

Аукцион талантов

На аукционах обычно продают полезные или ценные вещи. Приобрести вещь сможет тот, кто предложит за нее наибольшую цену. В нашем аукционе и вещи для продажи и «деньги» необычные. В качестве продаваемой вещи мо­жет быть или настоящий ценный приз (большая кукла, торт; билеты в театр …), или шуточный приз, но чем-то памятный для всех присутствующих (пуговица от костюма директора школы или начальника лагеря, замок от корпуса, в котором живет отряд и т.д.). Расплачиваться за право получить этот приз нужно своими талантами. Ребята могут петь, читать, танцевать и даже стоять на голове или шевелить ушами - кто что умеет. Причем «платить» можно как индивидуально, так и коллективно, объединившись в небольшие группы.

Защита времен года

Защитить время года - это совсем не значит, что надо отстоять его от чьего-либо нападения. Никакой агрессор не собирается идти войной на време­на года. Защитить - это значит доказать, что это время самое интересное, увлекательное. А в доказательство лучше привести песни и стихи, частушки и загадки, танцы и инсценировки. И не просто так, а связать все номера в единую программу под названием «Лето», «Осень», «Зима», «Весна».

Чтобы ребята охотнее взялись за подготовку такой программы, лучше всего предложить разделиться им на четыре группы, например, в зависимости от того, кто когда родился.

Ведущими в этой программе могут быть два героя - мальчик и девочка, которые оказались возле машины времени и никак не могут решить, куда им отправиться, в какое время года.

Когда наступит пора подводить итоги, не забудьте, что вы награждаете не времена года, а их защиту, так как на самом деле определить лучшее время года невозможно.

Наши рекомендации